Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 31 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору ООО «Единый центр документов»

<…>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном

правонарушении №03-03/16-2016

 

30 марта 2016 года                                                                                   г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении директора ООО «Единый центр документов» (далее – ООО «ЕЦД») <…> (<…>), по факту нарушения требований пунктов 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии директора ООО «ЕЦД» <…>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 13.11.2015 по делу №03-02/29-2015 признана ненадлежащей размещенная в сети «Интернет» на сайте по адресу: http://твой-документ.рф реклама ООО «ЕЦД» следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства», как нарушающая пункты 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Понятие Интернет в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако, в литературе под «Интернетом» понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.

Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», следует полагать, что для целей применения ФЗ «О рекламе» к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет относится реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО «ЕЦД» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.06.2013, основным видом деятельности является предоставление прочих персональных услуг, дополнительными – обработка данных, деятельность туристических агентств, предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу.

Сведения о принадлежности ООО «ЕЦД» к размещаемой на сайте http://твой-документ.рф информации содержатся (помимо письма ООО «Регтайм», свидетельствующего о том, что администратором доменного имени является ООО «ЕЦД») на сайте в разделе «О компании» и «Контакты» (указан адрес, номера телефонов).

Кроме того, в целях установления принадлежности содержащихся в рассматриваемой рекламе номеров телефонов, антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела был направлен запрос в адрес ОАО «Мобильные ТелеСистемы» от 29.10.2015 №03-02/29-2015/4603. Отвечая на обозначенный запрос, ОАО «МТС» письмом от 30.10.2015 №СЗ 10/0252и (вх. №5650) предоставило документы, свидетельствующие о принадлежности указанных в рассматриваемой рекламе номеров телефонов директору ООО «ЕЦД» - <…>

Таким образом, из указанного следует, что именно ООО «ЕЦД» осуществляет наполнение указанного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктами 3 и 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товаров (услуг) в определенном месте, а также о продавце рекламируемого товара (услуги).                                                                                           

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Как упоминалось выше в сети Интернет по адресу http://твой-документ.рф размещена информация следующего содержания: «Оформление загранпаспорта! Супер акция = 1990 990 рублей Наши телефоны: <…>» «Вы не знаете где быстро оформить и получить загранпаспорт в городе Петрозаводск, а также в любом другом городе России? Не можете разобраться в бесконечных инструкциях по заполнению анкеты на оформление загранпаспорта? Надоело стоять в очередях и получать отказы в ФМС?», «Услуги Центра способствуют минимизации временных затрат и усилий клиентов, необходимых для оформления документов. Теперь Вы можете сделать загранпаспорт в Петрозаводске быстро и комфортно: без длинных очередей и утомительного ожидания для всех граждан РФ, независимо от регистрации и места жительства».

Исходя из положения статьи 3 ФЗ «О рекламе» рассматриваемая информация полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя этой информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования -  услуги по оформлению загранпаспорта, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО «ЕЦД», способствует формированию или поддержанию интереса к услугам ООО «ЕЦД» и продвижению их на рынке.

Из содержания и смысла рассматренной рекламы следует, что ООО «ЕЦД» осуществляет оформление загранпаспортов и, соответственно, услугу по оформлению паспорта можно получить по месту нахождения общества.

Вместе с тем пунктом 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года №711) установлено, что Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента  предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утвержден приказом ФМС России от 15.10.2012 №320, далее – Административный регламент ФМС России №320) оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – загранпаспорт <...> осуществляется ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и подразделениями.

Согласно пункту 58 Административного регламента ФМС России №320, предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявления;

- формирование и направление межведомственных запросов;

- рассмотрение заявления и принятие решение;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

Вместе с тем как указывалось выше из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «ЕЦД» осуществляет оформление загранпаспортов и, соответственно, услугу по оформлению паспорта можно получить по месту нахождения общества. Однако, в силу действующего законодательства Российской Федерации единственным уполномоченным органом, осуществляющим оформление заграничных паспортов, является ФМС России и ее территориальные органы, а государственную услугу по оформлению и выдаче загранпаспорта можно получить только по месту нахождения ФМС России и ее территориальных органов.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «ЕЦД», размещенная в сети Интернет по адресу http://твой-документ.рф, нарушает:

1) пункты 3 и 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку из содержания и смысла рекламы следует, что продавцом услуги по оформлению загранпаспорта является ООО «ЕЦД» и, соответственно, услугу по оформлению загранпаспорта можно получить по месту нахождения общества;

 2) часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть информации о том, что ООО «ЕЦД» совершает действия по подготовке документов для оформления загранпаспортов уполномоченным органом, то есть фактически оказывает содействие физическим лицам в получении ими загранпаспортов. Отсутствие такой информации в рассматриваемой рекламе приводит к искажению смысла информации в целом, так как подразумевает наличие у ООО «ЕЦД» полномочий по оформлению загранпаспортов, что приводит потребителей рекламы в заблуждение.

Согласно статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателем пунктов 3 и 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа для должностного лица в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, из указанного следует, что именно директор Александров А.А., как должностное лицо ООО «ЕЦД» несет ответственность за разработку и размещение рекламы.

Исходя из вышеизложенного, в действиях директора ООО «ЕЦД» <…> (<…>), установлено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

По факту совершенного административного правонарушения 25.03.2016 в адрес директора ООО «ЕЦД» <…> было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 13.04.2016 в 15 часов 00 минут.

29.03.2016 телефонограммой по номеру <…> директор ООО «ЕЦД» <…>был уведомлен о переносе срока составления протокола на 30.03.2016 в 11 часов 00 минут.

30.03.2016 в присутствии директора ООО «ЕЦД» <…>составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 30.03.2016 настоящее дело было назначено к рассмотрению на 30.03.2016 в 16 часов 00 минут. Указанное определение было получено директором ООО «ЕЦД» <…> 30.03.2016.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

<…> заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении №03-03/16-2016 в его отсутствие.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Директор ООО «ЕЦД» <…> не представил в материалы дела объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения положений законодательства Российской Федерации о рекламе по независящим от него обстоятельствам.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется в данном случае со дня обнаружения нарушения – 08.08.2015, на момент вынесения постановления не истек.

Доказательствами по делу являются материалы дела №03-02/29-2015, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также тот факт, что  директор ООО «ЕЦД» <…> при рассмотрении настоящего дела признал факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации директором ООО «ЕЦД» Александровым своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России <…>

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на директора ООО «ЕЦД» <…>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело №03-03/16-2016).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном  правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны