Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 21 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Энергосервис»

юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3

 г. Петрозаводск, 185030

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении №03-03/18-2018

 

29 июня 2018 года                                                                                      г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-03/18-2018, возбужденного в отношении ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394; зарегистрировано 20.11.2015; юр.адрес: ул. Мерецкова, д.16, кв.3, г. Петрозаводск, 185030) пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии директора общества Тимошкина П.Н.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 02.04.2018 по делу №03-02/09-2018 реклама, распространяемая ООО «Энергосервис» в виде листовок с информацией о необходимости замены индивидуальных приборов учета электрической энергии, была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».  

Дело №03-02/09-2018 о нарушении законодательства о рекламе было возбуждено Карельским УФАС России по результатам рассмотрения обращения физического лица (вх. от 21.12.2017 №5867) о распространении листовок ООО «Энергосервис» с информацией о необходимости замены индивидуальных приборов учета электрической энергии в связи с их несоответствием требованиям законодательства.  

К заявлению приложена листовка, выполненная следующим образом:

По мнению заявителя, ООО «Энергосервис» навязываются услуги по замене прибора учета электрической энергии, в связи с чем реклама является ненадлежащей.

Установлено, что ООО «Энергосервис» зарегистрировано 20.11.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску. Предметом деятельности Общества является производство электромонтажных работ (код ОКВЭД 43.21).

По информации ООО «Энергосервис» (письмо вх. от 02.02.2018 №457) указанные  листовки изготовлены ООО «Петрозаводская бланочная типография» по договору, заключенному между Обществом и типографией от 01.10.2017, и распространялись собственными силами.

Указанный факт подтвержден ООО «Петрозаводская бланочная типография письмом от 31.01.2018 №1 (вх от 02.02.2018 №460).

Кроме того, Общество в вышеуказанном письме сообщило, что рассматриваемая листовка распространялась с 20.10.2017 также и по другим адресам г. Петрозаводска (Зеленая 8, 12, пер. Ругозерский 5, 7, 9, 11 и т.д.). При этом адреса, по которым необходимо распространить листовку, определялись после визуального осмотра индивидуальных приборов учета, установленных собственниками помещений в многоквартирных домах.

Директор ООО «Энергосервис» пояснил, что при указании в листовке информации о несоответствии прибора учета электрической энергии, установленного, в том числе у заявителя, руководствовался требованиями, определенными в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии; далее – Основные положения) и пункте 81 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее –Правил №354).

ООО «Энергокомфорт. Карелия» в письме от 15.01.2018 №3-02/1-354 (вх. от 15.01.2018 №130) пояснило, что в квартире заявителя установлен индивидуальный прибор учета №3000530, СО 446 класса точности 2,5, дата установки 1980 год.  При этом из предоставленных сведений следует, что с аналогичными характеристиками установлены приборы учета электрической энергии еще в 39 квартирах жилого дома, в котором проживает заявитель. Вместе с тем по информации ООО «Энергокомфорт. Карелия» все собственники квартир по указанному многоквартирному дому оплачивают потребленную электрическую энергию по установленным приборам учета. Однако, Общество не направляло уведомлений об истечении срока эксплуатации (поверки) приборов учета и необходимости замены собственникам квартир многоквартирного дома по адресу: ул. Пограничная, 6а, указывая, что в силу требований пунктов 31, 81, 82 Правила №354), функции по направлению таких уведомлений возложены на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию, ТСЖ, ТСН).

При этом ООО «Энергокомфорт. Карелия» сообщило, что договорные отношения между обществом и ООО «Энергосервис» отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела №03-02/09-2018 комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (листовки-извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов г. Петрозаводска;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращение внимания на услуги по замене приборов учета электрической энергии, а также на лицо, оказывающее эти услуги – ООО «Энергосервис»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В рассматриваемой рекламной листовке ООО «Энергосервис» ссылаясь на Федеральный закон от 23.11.2009 №261 и на Основные положения   указало, что прибор учета электрической энергии, установленный у собственника помещения, расположенного по адресу: ул. Пограничная, д. 6а, кв. 67, г. Петрозаводск «не соответствует предъявленным нормам и подлежит обязательной замене».

В силу статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Пунктом 138 Основных положений предусмотрена обязанность использования гражданами приборов учета классом точности 2,0 и выше.

В соответствии с пунктом 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже 2,0, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений №442.

На основании пунктов 80, 81(10), 81(12) Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

При этом прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Межповерочный интервал однофазных счетчиков электрической энергии составляет от 8 до 16 лет в зависимости от типа и года выпуска.  В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01 июля 1997 года запрещен выпуск счетчиков электрической энергии класса точности 2,5, однако переход на измерение электроэнергии счетчиками класса точности 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала счетчика либо в результате его отказа.

С учетом вышеизложенных норм и согласно сведениям и документам, полученным в ходе проведенного расследования, установлено, что информация о несоответствии прибора учета электрической энергии, установленному по конкретному адресу нормам законодательства, указанная в рассматриваемой рекламной листовке соответствует действительности.

Вместе с тем необходимо отметить, что рассматриваемая рекламная листовка также содержала следующую информацию: «для замены прибора учета Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую по телефону 63-07-15 ежедневно с 09.00 до 19.00».

Как указал Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ), размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 №58).

Статья 5 ФЗ «О рекламе» закрепила общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Использованное в листовке вышеуказанное сочетание слов, а именно: «…Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую…», ссылка на нормативные правовые акты Российской Федерации в совокупности могут пониматься потребителями рекламы как официальное уведомление о замене приборов учета электрической энергии ООО «Энергосервис», при этом носящее обязательный характер. Кроме того, указанное может создавать у потребителей рекламы впечатление, что именно ООО «Энергосервис» является официально уполномоченным лицом по оказанию данного вида услуг.  Однако, ООО «Энергосервис» не является таковым, так как не является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых распространялись рассматриваемые рекламные листовки.

Таким образом, несмотря на подтвержденный факт необходимости замены прибора учета электрической энергии у заявителя ООО «Энергосервис» не является лицом, в обязанности которого входит доведение до потребителей информации о такой необходимости. Кроме того, услуги по установке и замене приборов учета электрической энергии помимо ООО «Энергосервис» в городе оказывают и иные лица (например, ООО «Энергоконтроль», ООО «МастерПро» и т.д.). Однако, сформированное таким образом содержание рекламной листовки может давать ООО «Энергосервис» преимущество перед другими конкурентами, поскольку создает впечатление у потребителей официальности изложенного в листовке требования о замене прибора учета и обязанности по обращению к указанному лицу в кратчайшие сроки.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно срочности получения услуг по замене прибора учета электрической энергии и именно ООО «Энергосервис», соответственно искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Необходимо отметить, что директор ООО «Энергосервис» 21.03.2018 на заседании комиссии по делу №03-02/09-2018 признал вину Общества по факту распространения ненадлежащей рекламы, поскольку фраза «…Вам в кратчайшие сроки необходимо обратиться в диспетчерскую…» своей категоричностью может вводить потребителей в заблуждение.

Таким образом вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии нарушения требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

Доказательствами по делу являются материалы дела №03-02/09-2018, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Исходя из информации, полученной в ходе рассмотрения дела №03-02/09-2018, и в соответствии с пунктами 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ООО «Энергосервис» является рекламодателем и рекламораспространителем рассмотренной рекламы.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Датой совершения административного правонарушения в данном случае является дата обнаружения правонарушения, т.е. дата регистрации обращения физического лица в Карельском УФАС России - 27.12.2017.

Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент составления протокола не истек.

Место совершения данного административного правонарушения – г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Вышеуказанные факты являются достаточными для определения в действиях ООО «Энергосервис» наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В связи с изложенным 03.05.2018 должностным лицом Карельского УФАС России на юридический адрес ООО «Энергосервис» было направлено уведомление о составлении протокола в 11 часов 00 минут 14.06.2018. Указанное уведомление было получено 21.05.2018 директором Общества Тимошкиным П.Н.

В отсутствие представителя ООО «Энергосервис», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола, 14.06.2018 должностным лицом Карельского УФАС России был составлен протокол по делу №03-03/18-2018 об административном правонарушении, копия которого направлена на юридический адрес общества.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-03/18-2018 от 14.06.2018 рассмотрение данного дела было назначено на 10 часов 40 минут 29.06.2018 по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д 1а, каб. 518.

Согласно почтовому уведомлению указанная корреспонденция получена директором ООО «Энергосервис» - 21.06.2018.

Рассмотрение административного дела №03-03/18-2018 состоялось в назначенное время.

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не установлено.

Кроме того, должностное лицо Карельского УФАС России не установило оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Вместе с тем, следует отметить, что ООО «Энергосервис» вышеуказанное административное правонарушение совершило впервые, в результате совершенного правонарушения не причинён вред, а также не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, ООО «Энергосервис» относится к категории «микропредприятие».

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным назначить ООО «Энергосервис» административное наказание в виде предупреждения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ООО «Энергосервис» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 3.4, 4.1.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин Константин Евгеньевич,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить ООО «Энергосервис» (ИНН 1001303031; ОГРН 1151001014394) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                           К.Е. Бабкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны