Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 14 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-03/21-2017, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <> <>, по факту нарушения требований части 3 статьи 21  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие  ИП <>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 07.02.2017 по делу №03-02/44-2016 реклама следующего содержания: «Холостяк» Пенное живое Квас Вяленная рыбка и многое другое» с изображением бочки, стакана и кружки с пенным напитком, размещенная в СМИ, была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Рекламный блок размещался в следующих выпусках рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета): от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41.

В ходе рассмотрения дела №03-02/44-2016 комиссия установила следующее.

В силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеуказанная информация на основании статьи 3 ФЗ «О рекламе» была признана рекламой.

Внимание потребителей в рекламе акцентируется на объекте рекламирования - магазине «Холостяк», указывается его адрес, режим работы (вс-чт 11-22, пт-сб. 11-23), информация об основном ассортименте продукции – пенное, живое, квас, сведения о сопутствующих товарах: вяленная рыбка и многое другое. Кроме того, в рекламе имеется изображение бочки, стакана и кружки с пенным напитком, что с надписью «пенное, живое» ассоциируются с рекламой продажи алкогольной продукции, в частности пива.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно информации ЕГРИП дополнительным видом деятельности ИП <> является розничная торговля пивом в специализированных магазинах (код 47.25.12).

По информации Администрации Костомукшского городского округа по вышеуказанным адресам, в том числе по адресу, указанному в рекламе (ТЦ «Адмирал», 1 этаж) в г. Костомукше, находятся магазины «Холостяк», в которых индивидуальный предприниматель <> осуществляет деятельность по продаже в том числе разливного пива.

Следует также отметить, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована страница «Магазин разливного пива «Холостяк» (адрес страницы: https://vk.com/public105329225), на стене которой размещена реклама идентичная рекламному блоку, размещаемому в вышеуказанных выпусках газеты.  Кроме того, на данной странице указаны адреса магазинов «Холостяк» (<…>), а также адрес, указанный в рекламе: ТЦ «Адмирал» с режимом работы (вс-чт 11-22, пт-сб. 11-23). В начале интернет страницы «Магазин разливного пива «Холостяк» представлена информация о живом пиве.

Для признания рекламы ненадлежащей комиссия рассмотрела вопрос о том, какое значение в современном русском языке придается слову «пенный».

Слово «пенный» толкуется в толковом словаре Ушакова. Д.Н. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/923318) как крепкий, слегка очищенный (о водке; обл. и устар.), пенное вино; в словаре русского арго (http://russian_argo.academic.ru/8672) см.: Пейте пиво пенное...; в толковом словаре Ефремовой Т.Ф. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/209569) крепкий, хлебный, немного очищенный (о вине, водке).

Таким образом, реклама торгового объекта с коммерческим обозначением «Холостяк» известным в городе Костомукше как магазин разливного пива может ассоциировать у потребителей с определенным напитком - пивом, а не любым другим напитком ввиду того, что эффект отождествления усиливается как самим названием торгового объекта, так и присутствующими в рекламе прилагательными, с учетом также их окончаний «Пенное» «Живое», которые традиционно в Российской Федерации ассоциируются с пивом, а не квасом.

Более того, наличие в рекламе указания на сопутствующие товары «вяленная рыбка и много другое» указывает на то, что предлагаемым напитком является пиво (у подавляющего большинства населения нет ассоциативной связи между соком, квасом, чаем, газированными и прочими напитками и с вяленной рыбой, но имеется устойчивое понимание связи пиво - вяленная рыба).

Таким образом, в совокупности информация о магазине «Холостяк» обращает внимание и поддерживает интерес к указанному торговому объекту и реализуемому в нем товару, в том числе пенному напитку, ассоциирующимся у потребителей с пивом.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Поскольку статья 21 ФЗ «О рекламе» не содержит исключений из требований к содержанию рекламы алкогольной продукции для алкогольной продукции отдельных категорий, то вышеуказанное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

При этом, в рассматриваемом рекламном блоке не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Исходя из информации, полученной в ходе рассмотрения дела №03-02/44-2017, и в соответствии с пунктами 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП <> является рекламодателем вышеуказанной рекламы.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Карельское УФАС России полагает, что в действиях ИП <> установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательствами по делу являются материалы дела №03-02/44-2016, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Датами совершения административного правонарушения в данном случае являются даты выхода рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша», содержащей ненадлежащую рекламу - от 22.07.2016 (выпуск №28), от 29.07.2016 (выпуск №29), от 05.08.2016 (выпуск №30), от 12.08.2016 (выпуск №31), от 19.08.2016 (выпуск №32), от 26.08.2016 (выпуск №33), от 02.09.2016 (выпуск №34), от 09.09.2016 (выпуск №35), от 16.09.2016 (выпуск №36), от 23.09.2016 (выпуск №37), от 30.09.2016 (выпуск №38), от 07.10.2016 (выпуск №39), от 14.10.2016 (выпуск №40), от 21.10.2016 (выпуск №41).

Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент составления протокола не истек.

Место совершения данного административного правонарушения – г.Костомукша, Республика Карелия.

В связи с изложенным 09.03.2017 должностным лицом Карельского УФАС России на адрес регистрации ИП <> было направлено уведомление о составлении протокола в 11 часов 40 минут 29.03.2017. Указанное уведомление было получено ИП <…>17.03.2017.

22.03.2017 в адрес Карельского УФАС России с письмом от 19.03.2017 (вх. №1424) поступило ходатайство ИП <> о составлении протокола в его отсутствие. Кроме того, ИП <> сообщил о признании вменяемого нарушения в полном объеме и устранении его в размещаемой в настоящее время рекламе.

29.03.2017 должностным лицом Карельского УФАС России в отсутствие ИП <> был составлен протокол по делу №03-03/21-2017 об административном правонарушении.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-03/21-2017 от 29.03.2017 рассмотрение данного дела было назначено на 11 часов 45 минут 12.04.2017 по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д 1а, каб. 518.

Согласно почтовому уведомлению о вручении указанные протокол и определение были получены ИП <> – 10.04.2017.

Кроме того, информация о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела была доведена до ИП <> телефонограммой от 11.04.2017.

Рассмотрение административного дела №03-03/21-2017 состоялось в назначенное время.

Обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность не установлено.

Кроме того, должностное лицо Карельского УФАС России не установило оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Вместе с тем, следует отметить, что ИП <> вышеуказанное административное правонарушение совершил впервые, в результате совершенного правонарушения не причинён вред, а также не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий.

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, ИП <> относится к категории микропредприятие.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным назначить ИП <> административное наказание в виде предупреждения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ИП <> своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 3.4, 4.1.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России <…>,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Назначить ИП <> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны