Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административно... от 25 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27 апреля 2017 года                                                                                         г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-03/22-2017, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <1>, по факту нарушения требований части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие  <1> надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 07.02.2017 по делу №03-02/44-2016 реклама следующего содержания: «Холостяк» Пенное живое Квас Вяленная рыбка и многое другое» с изображением бочки, стакана и кружки с пенным напитком, размещенная в СМИ, была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Рекламный блок размещался в следующих выпусках рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша» (далее – газета): от 22.07.2016 №28, от 29.07.2016 №29, от 05.08.2016 №30, от 12.08.2016 №31, от 19.08.2016 №32, от 26.08.2016 №33, от 02.09.2016 №34, от 09.09.2016 №35, от 16.09.2016 №36, от 23.09.2016 №37, от 30.09.2016 №38, от 07.10.2016 №39, от 14.10.2016 №40, от 21.10.2016 №41.

ИП <1> являясь учредителем и главным редактором газеты, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 20.10.2016 №03-01/130/4017 с письмом от 31.10.2016 (вх. №4819) предоставила договор на производство, размещение и распространение рекламы от 10.01.2016, заключенный между ИП <2>, (рекламораспространитель) и индивидуальным предпринимателем <> (рекламодатель). Кроме того, ИП <1> предоставила копию заявки ИП <2>. на размещение рекламного материала в газете с копией макета, согласованного последним.

Входе рассмотрения дела №03-02/44-2016 было установлено следующее.

В силу статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеуказанная информация на основании статьи 3 ФЗ «О рекламе» была признана рекламой.

Внимание потребителей в рекламе акцентируется на объекте рекламирования - магазине «Холостяк», указывается его адрес, режим работы (вс-чт 11-22, пт-сб. 11-23), информация об основном ассортименте продукции – пенное, живое, квас, сведения о сопутствующих товарах: вяленная рыбка и многое другое. Кроме того, в рекламе имеется изображение бочки, стакана и кружки с пенным напитком, что с надписью «пенное, живое» ассоциируются с рекламой продажи алкогольной продукции, в частности пива.

Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно информации ЕГРИП дополнительным видом деятельности ИП <2> является розничная торговля пивом в специализированных магазинах (код 47.25.12).

По информации Администрации Костомукшского городского округа по вышеуказанным адресам, в том числе по адресу, указанному в рекламе (ТЦ «Адмирал», 1 этаж) в г. Костомукше, находятся магазины «Холостяк», в которых индивидуальный предприниматель <2> осуществляет деятельность по продаже в том числе разливного пива.

Следует также отметить, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «ВКонтакте» зарегистрирована страница «Магазин разливного пива «Холостяк» (адрес страницы: https://vk.com/public105329225), на стене которой размещена реклама идентичная рекламному блоку, размещаемому в вышеуказанных выпусках газеты.  Кроме того, на данной странице указаны адреса магазинов «Холостяк» (ул. Калевала, 3 и Октябрьский, 10), а также адрес, указанный в рекламе: ТЦ «Адмирал» с режимом работы (вс-чт 11-22, пт-сб. 11-23). В начале интернет страницы «Магазин разливного пива «Холостяк» представлена информация о живом пиве.

Для признания рекламы ненадлежащей комиссия рассмотрела вопрос о том, какое значение в современном русском языке придается слову «пенный».

Слово «пенный» толкуется в толковом словаре Ушакова. Д.Н. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/923318) как крепкий, слегка очищенный (о водке; обл. и устар.), пенное вино; в словаре русского арго (http://russian_argo.academic.ru/8672) см.: Пейте пиво пенное...; в толковом словаре Ефремовой Т.Ф. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/209569) крепкий, хлебный, немного очищенный (о вине, водке).

Таким образом, реклама торгового объекта с коммерческим обозначением «Холостяк» известным в городе Костомукше как магазин разливного пива может ассоциировать у потребителей с определенным напитком - пивом, а не любым другим напитком ввиду того, что эффект отождествления усиливается как самим названием торгового объекта, так и присутствующими в рекламе прилагательными, с учетом также их окончаний «Пенное» «Живое», которые традиционно в Российской Федерации ассоциируются с пивом, а не квасом.

Более того, наличие в рекламе указания на сопутствующие товары «вяленная рыбка и много другое» указывает на то, что предлагаемым напитком является пиво (у подавляющего большинства населения нет ассоциативной связи между соком, квасом, чаем, газированными и прочими напитками и с вяленной рыбой, но имеется устойчивое понимание связи пиво - вяленная рыба).

Таким образом, в совокупности информация о магазине «Холостяк» обращает внимание и поддерживает интерес к указанному торговому объекту и реализуемому в нем товару, в том числе пенному напитку, ассоциирующимся у потребителей с пивом.

Согласно части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Поскольку статья 21 ФЗ «О рекламе» не содержит исключений из требований к содержанию рекламы алкогольной продукции для алкогольной продукции отдельных категорий, то вышеуказанное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

При этом, в рассматриваемом рекламном блоке не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Исходя из информации, полученной в ходе рассмотрения дела №03-02/44-2016, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП <1> является рекламораспространителем вышеуказанной рекламы.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Датами совершения административного правонарушения в данном случае являются даты выхода рекламно-информационной газеты «Все обо всем - Костомукша», содержащей ненадлежащую рекламу - от 22.07.2016 (выпуск №28), от 29.07.2016 (выпуск №29), от 05.08.2016 (выпуск №30), от 12.08.2016 (выпуск №31), от 19.08.2016 (выпуск №32), от 26.08.2016 (выпуск №33), от 02.09.2016 (выпуск №34), от 09.09.2016 (выпуск №35), от 16.09.2016 (выпуск №36), от 23.09.2016 (выпуск №37), от 30.09.2016 (выпуск №38), от 07.10.2016 (выпуск №39), от 14.10.2016 (выпуск №40), от 21.10.2016 (выпуск №41).

Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент составления протокола не истек.

Место совершения данного административного правонарушения – г.Костомукша, Республика Карелия.

В связи с изложенным 07.03.2017 должностным лицом Карельского УФАС России на адрес местонахождения редакции газеты и на адрес регистрации ИП <1> было направлено уведомление о составлении протокола в 11 часов 00 минут 14.04.2017. Указанное уведомление было получено <1> 17 и 31.03.2017 соответственно.

23.03.2017 в адрес Карельского УФАС России с письмом (вх. №1460) поступило ходатайство ИП <1> о составлении протокола в ее отсутствие.

14.04.2017 должностным лицом Карельского УФАС России в отсутствие ИП <1> был составлен протокол по делу №03-03/23-2017 об административном правонарушении.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-03/23-2017 от 14.04.2017 рассмотрение данного дела было назначено на 15 часов 45 минут 27.04.2017 по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д 1а, каб. 518.

Указанные протокол и определение были получены ИП <1> – 19.04.2017.

Рассмотрение административного дела №03-03/23-2017 состоялось в назначенное время.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Карельское УФАС России полагает, что в действиях ИП <1>. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательствами по делу являются материалы дела №03-02/44-2016, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По настоящему делу в качестве обстоятельств отягчающих административную ответственность следует отметить факт повторного совершения правонарушения (дело №03-03/19-2017).

Обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено.

Кроме того, должностное лицо Карельского УФАС России не установило оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ИП <1> своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 3.4, 4.1.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин Константин Евгеньевич,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на индивидуального предпринимателя <1> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело №03-03/23-2017).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                            К.Е. Бабкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны