Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административно... от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном

правонарушении №03-03/53-2015

 

10 ноября 2015 г.                                                                                       г. Петрозаводск

 

Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица «...», исполнявшей в момент совершения административного правонарушения должностные обязанности директора МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» («…») по факту нарушения требований частей 1, 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие «…» надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 24.09.2015 по делу №03-02/23-2015 реклама: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ; 0,7% в день*; льготные условия для пенсионеров; КАССА взаимопомощи; г.Питкяранта, ул. Рабочая, д.3а; т.8981-401-01-07; только по паспорту! Вместе в трудную минуту» в части занимающей около 29% рекламного модуля «Заем предоставляется наличными денежными средствами на срок до 32 дней с возможностью пролонгации при условии уплаты процентов по окончании срока займа. Размер займа составляет от 1 тыс.руб. до 35 тыс.руб. Размер процентной ставки по займу определяется в процентном отношении от размера займа и составляет в день 1% (365% годовых); для пенсионеров - 0,7% в день (255,5% годовых). Вся информация предоставляется при обращении или на сайте www.creditcassa- january.ru. Услуга предоставляется ООО «Касса Взаимопомощи Январь», регистрационный номер записи в государственном реестре МФО 651403111005304 от 30.06.2014г.», размещенная в газете «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715), была признана ненадлежащей, нарушившей требования части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Основанием для вынесения соответствующего решения послужило поступившее заявление «…» о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе денежных займов «Кассы взаимопомощи», распространенной в газете «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715) на стр.1.

Заявитель полагал, что рекламодатель, разместив данную рекламу, умышленно создал условия, при которых не представляется возможным ознакомиться со всеми параметрами и существенными условиями выдачи денежных займов, которые могут повлиять на стоимость финансовой услуги и с наименованием юридического лица.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

Рассматриваемый рекламный модуль полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займов, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО «Касса Взаимопомощи Январь» и оказываемым им услугам, способствует продвижению их на рынке.

Рекламный модуль «Касса взаимопомощи» в газете «Новая Ладога» от 12.03.2015 №11(6715) имеет размер 65х90мм, текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:

- основная часть, написанная крупным шрифтом: «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ; 0,7% в день*; льготные условия для пенсионеров; КАССА взаимопомощи; г.Питкяранта, ул. Рабочая, д.3а; т.8981-401-01-07; только по паспорту! Вместе в трудную минуту», занимающая около 71% рекламной площади;

- часть, занимающая около 29% рекламной площади, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, однозначно прочитать который не представляется возможным даже при использовании увеличительных приборов.

Из электронного макета указанной рекламы, представленного МУП «Редакция газеты «Новая Ладога», следует, что часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом имеет следующее содержание: «Заем предоставляется наличными денежными средствами на срок до 32 дней с возможностью пролонгации при условии уплаты процентов по окончании срока займа. Размер займа составляет от 1 тыс.руб. до 35 тыс.руб. Размер процентной ставки по займу определяется в процентном отношении от размера займа и составляет в день 1% (365% годовых); для пенсионеров - 0,7% в день (255,5% годовых). Вся информация предоставляется при обращении или на сайте www.creditcassa- january.ru. Услуга предоставляется ООО «Касса Взаимопомощи Январь», регистрационный номер записи в государственном реестре МФО 651403111005304 от 30.06.2014г.».

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди не определенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Согласно частям 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет также рекламораспространитель. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламодателем, согласно статье 3 ФЗ «О рекламе», является - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия посчитала действия МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» по размещению рекламы совершенными с нарушением требований части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу частей 4, 6, 7, 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем части 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно информации, представленной МУП «Редакция газеты «Новая Ладога», данный рекламный модуль размещается в газете «Новая Ладога» на основании договора на рекламно-информационное обслуживание от 01.07.2014 (далее – Договор), заключенного между МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» и ООО «Касса Взаимопомощи Январь».

В соответствии с Договором (п.1.1) МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» принимает на себя обязательство производить рекламу (осуществлять полное или частичное приведение рекламной информации, предоставленной ООО «Касса Взаимопомощи Январь», в готовую для распространения форму), разместить в газете «Новая Ладога» информационные материалы, предоставленные ООО «Касса Взаимопомощи Январь».

Исходя из пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из условий указанного выше Договора, рекламодателем ненадлежащей рекламы является ООО «Касса Взаимопомощи Январь», рекламопроизводителем и рекламораспространителем - МУП «Редакция газеты «Новая Ладога».

На дату совершения административного правонарушения (12.03.2015) в соответствии с Распоряжением Администрации Питкярантского муниципального района от 11 июля 2013 года № 145-р «…» являлась директором МУП «Редакция газеты «Новая Ладога».

По факту совершенного административного правонарушения 14.10.2015 Карельским УФАС России было вынесено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, согласно которому «…» или ее представителю надлежало явиться 29.10.2015 в 14 часов 30 минут для дачи объяснений по факту вменяемого правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Указанное уведомление о составлении протокола было получено «…» 23.10.2015.

29.10.2015 в отсутствие «…»  был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 29.10.2015 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-03/53-2015», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 10.11.2015 в 16 часов 00 минут.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

«…» не были предприняты все возможные, зависящие от нее меры и действия по соблюдению законодательства о рекламе - было допущено распространение ненадлежащей рекламы. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Размещение рекламы, несоответствующей требованиям законодательства, является длящимся правонарушением, датой его обнаружения является дата установления обстоятельств размещения данной рекламы – 12.03.2015.

Установленной частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения и в настоящее время не истек.

Место совершения данного административного правонарушения - город Петрозаводск, Республика Карелия.

Таким образом, в действиях должностного лица директора МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» «…»  («…») установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления потребителю достоверной информации о рекламируемых услугах, что само по себе создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации «…» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, врио руководителя Карельского УФАС России Бабкин Константин Евгеньевич

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на должностное лицо – исполнявшее обязанности директора МУП «Редакция газеты «Новая Ладога» «…» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело №03-03/53-2015).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны