Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-03/58-2016 об ... от 20 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЖК «Александровский»

 

ул. Маршала Тухачевского, д.27,

к. 2, г. Санкт-Петербург, 195067

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о наложении штрафа по делу №03-03/58-2016 об административном правонарушении

 

20 октября 2016 года                                                                          г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-03/58-2016, возбужденного в отношении ООО «ЖК «Александровский» (ул. Маршала Тухачевского, д.27, к. 2, г. Санкт-Петербург, 195067) по факту нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии законного представителя ООО «ЖК «Александровский» <…> (доверенность от 11.01.2016),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 01.04.2016 по делу №03-02/06-2016 признаны ненадлежащими рекламы, следующего содержания: «ЖК «Александровский» Просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александовский» под 9,4% годовых от банка ВТБ 24, 33-22-44. Процентная ставка в рублях РФ – 9,4% годовых. Указанная ставка применяется в рамках специальной программы кредитования ВТБ 24 (ПАО) с учетом дисконта 2% к базовой ставке в размере 11,4% по программе «Ипотека с господдержкой» при приобретении квартиры в ЖК «Александровский» и действует первые 3 года (36 месяцев) с момента подписания кредитного договора. С 37 месяца до полной выплаты по Кредитному договору процентная ставка устанавливается в размере 11,4%.*

* Базовая процентная ставка 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам и выбранном Клиентом Страховой компании). ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. Банк ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно Банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаж недвижимости. * Базовые условия предоставления кредита по программе «Ипотека с господдержкой»: кредит предоставляется на приобретения жилья в новостройках, аккредитованных в банке ВТБ 24 или готового жилья у юридического лица на первичном рынке по договорам купли-продажи; процентная ставка – 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (Страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам в выбранном Клиентом Страховой компании)**, указанный уровень ставки обеспечивается за счет участия банка в государственной программе субсидирования ипотеки; валюта кредита – рубли; для жилых помещений, расположенных на территориях г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга сумма кредита – до 8 млн. руб., для жилых помещений, расположенных в других регионах РФ – до 3 мил. руб.; срок кредитования – до 30 лет; первоначальный взнос – от 20%. ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаже недвижимости. Условия действительны на 07.10.2015 г. ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. г. Москва, ул. Мясницкая, 35. тел. <…> (звонок по России бесплатно). ** Компания ВТБ Страхование предоставляет скидку в размере 25% на ипотечное страхование при единовременной оплате полиса за первые 3 года пользования кредитом. Предложение не является публичной офертой.», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Основанием для принятия комиссией Карельского УФАС России соответствующего решения послужили следующие обстоятельства.

В целях осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 33 ФЗ «О рекламе», 12.11.2015 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружной рекламы на рекламной конструкции, расположенной на пр. Ленина, г.Петрозаводска (недалеко от дома №2). В ходе осмотра установлено, что на рекламной конструкции размещена вышеуказанная реклама.

01.12.2015 в приемную Президента Российской Федерации обратился житель г. Петрозаводска с жалобой на вышеуказанную рекламу.

Определением от 08.02.2016 «О возбуждении дела №03-02/06-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (далее - Определение) было возбуждено настоящее дело и назначено на 15 часов 00 минут 26.02.2016.

К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, в деятельности которых содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе привлечен ИП Ремизов А.Н., а также ООО «ЖК Александровский» (определение от 26.02.2016).

Рассмотрев материалы дела, проанализировав нормативные-правовые акты комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Из документов, представленных в материалы дела, следует, что вышеуказанный рекламный блок условно можно разделить на две информационные части:

- основная часть, написанная крупным шрифтом: «ЖК «Александровский» просто превосходно! Ипотека в жилом комплексе «Александровский», <…>, 9,4% годовых от банка ВТБ 24», занимающая практически всю рекламную площадь;

- часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, содержит следующую информацию, прочитать которую не представляется возможным: «Процентная ставка в рублях РФ – 9,4% годовых. Указанная ставка применяется в рамках специальной программы кредитования ВТБ 24 (ПАО) с учетом дисконта 2% к базовой ставке в размере 11,4% по программе «Ипотека с господдержкой» при приобретении квартиры в ЖК «Александровский» и действует первые 3 года (36 месяцев) с момента подписания кредитного договора. С 37 месяца до полной выплаты по Кредитному договору процентная ставка устанавливается в размере 11,4%.*

* Базовая процентная ставка 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам и выбранном Клиентом Страховой компании). ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. Банк ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно Банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаж недвижимости. * Базовые условия предоставления кредита по программе «Ипотека с господдержкой»: кредит предоставляется на приобретения жилья в новостройках, аккредитованных в банке ВТБ 24 или готового жилья у юридического лица на первичном рынке по договорам купли-продажи; процентная ставка – 11,4% на весь срок кредитования обеспечивается за счет участия Банка в государственной программе субсидирования ипотеки при наличии комплексного страхования (Страхование жизни и здоровья Клиента и квартиры по тарифам в выбранном Клиентом Страховой компании)**, указанный уровень ставки обеспечивается за счет участия банка в государственной программе субсидирования ипотеки; валюта кредита – рубли; для жилых помещений, расположенных на территориях г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга сумма кредита – до 8 млн. руб., для жилых помещений, расположенных в других регионах РФ – до 3 мил. руб.; срок кредитования – до 30 лет; первоначальный взнос – от 20%. ВТБ 24 (ПАО) оказывает исключительно банковские услуги и не участвует в строительстве объектов или продаже недвижимости. Условия действительны на 07.10.2015 г. ВТБ 24 (ПАО). Генеральная лицензия Банка России №1623. г. Москва, ул. Мясницкая, 35. тел. <…> (звонок по России бесплатно). ** Компания ВТБ Страхование предоставляет скидку в размере 25% на ипотечное страхование при единовременной оплате полиса за первые 3 года пользования кредитом. Предложение не является публичной офертой.»

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

С учетом изложенного комиссия полагает, что вышеуказанная реклама размещена с нарушением требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного следует, что в силу статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЖК Александровский», как лицо определившее объект рекламирования, создания макета рекламы.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателем частей 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «ЖК Александровский» совершило правонарушение ответственность за которое частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса.

По факту совершения административного правонарушения в адрес ООО «ЖК Александровский» было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №03-03/58-2016 и проведении административного расследования.

Согласно почтовому уведомлению №18502802298832 уведомление Обществом получено 29.09.2016. 

05.10.2016 в 11 часов 00 минут по факту правонарушения в присутствии представителя ООО «ЖК Александровский» составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 05.10.2016 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-03/58-2016» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 20.10.2016 в 11 часов 00 минут.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «ЖК Александровский» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Датой совершения административного правонарушения является дата обнаружения данной рекламы - 12.11.2015. Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Место совершения данного административного правонарушения - город Петрозаводск.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления потребителю информации о продавце товаров при дистанционном способе их продажи.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ООО «ЖК Александровский» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ООО «ЖК Александровский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело №03-03/58-2016).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны