Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ... от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА №03-16/01-2016 К РАССМОТРЕНИЮ

 

26 января 2016 года                                                                                       г. Петрозаводск

 

 Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) по рассмотрению   дела   о   нарушении    антимонопольного     законодательства  №03-16/01-2016 на основании приказа Карельского УФАС России от 22 января 2016 года № 15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее – ОАО «РЖД»), занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в сфере железнодорожных перевозок, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и взимании договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, не предусмотренной положениями действующего законодательства,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ООО «Ками-Опт» от 21 октября 2015 года №6 (вх. от 22 октября 2015 года №5506) с жалобой на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») по факту установления обществу платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» при подаче и уборке вагонов в договоре от 01 апреля 2015 года №607/15/4 (далее – договор №607/15/4) и повышения данной платы в октябре 2015 года.

В ходе рассмотрения заявления ООО «Ками-Опт» установлено, что в соответствии с договором №607/15/4 ОАО «РЖД» оказывает ООО «Ками-Опт» услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего нецентрализованным стрелочным переводом №72 к железнодорожному пути №4 парка Каменный бор, локомотивом ОАО «РЖД».    

Подпунктом 17.4 договора №607/15/4 на основании статьи 58 Устава железнодорожного транспорта РФ установлена обязанность заявителя по уплате договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», длиной 1,19 км, определяемую договором №607/15/4. Указанная договорная плата взимается ежесуточно независимо от осуществления операций по подаче и уборке вагонов, и рассчитывается, как произведение ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», предусмотренной пунктом 68 Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, в размере 2812,0 руб/км в сутки с учетом вагоно-километровой работы и коэффициента использования железнодорожного пути, рассчитанного по итогам работы в предыдущем квартале.

Размер указанной ставки подлежит ежегодной индексации, которая осуществляется ОАО «РЖД» в одностороннем порядке, о чем ООО «Ками-Опт» уведомляется посредством вручения на подпись ведомости подачи и уборки вагонов. На 01 апреля 2015 года данная плата составила 3163,74 рубля без НДС в сутки.

ООО «Ками-Опт» представлены накопительные ведомости №709166 по состоянию на 27 сентября 2015 года и №101047 и по состоянию на 10 октября 2015 года, на основании которых заявителю предъявлялась к оплате договорная плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования при подаче/уборке вагонов.

В письме от 18 ноября 2015 года №ТЦФТО/Ю-2-231 (вх. от 20 ноября 2015 года №6001) филиалом ОАО «РЖД» факт предъявления к оплате указанных плат не отрицается. Кроме того, из пояснений представленных филиалом ОАО «РЖД» с указанным письмом следует, что плата за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД», длиной 1,19 км определенная в подпункте 17.4 договора №607/15/4 установлена по соглашению сторон согласно статье 58 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта) и в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»), статьей 10 Устава железнодорожного транспорта.

Вместе с тем запрошенные Карельским УФАС России в письме от 30 октября 2015 года №03-15/321/4649: экономический расчет определенного в пункте 17.4 договора тарифа за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования; копии документов, подтверждающих предъявление заявителю к оплате платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО РЖД», а также копии документов, подтверждающих факт внесения заявителем указанной платы за период действия вышеуказанного договора филиал ОАО «РЖД» не представило.

Из письма филиала ОАО «РЖД» от 26 октября 2015 года №АФТОМ 4/7, адресованного ООО «Ками-Опт», следует, что указанная договорная плата взимается ежесуточно независимо от  осуществления операций по подаче и уборке вагонов, и рассчитывается, как проведение ставки платы за пользование ж/д путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», которая в свою очередь установлена в пункте 68 приложения №2 к Протоколу заседания Правления ОАО «РЖД» от 15 декабря 2014 года №42 «Об утверждении ставок договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов» в размере 2812 руб/км в сутки с учетом вагоно-километровой работы и коэффициента использования железнодорожного пути, рассчитанного по итогам работы в предыдущем квартале.

 На 01 апреля 2015 года данная плата составила 3163,74 руб./сут. без НДС в сутки при вагонообороте 0,18 вагонов в сутки (расчеты произведены с учетом вагоно- километровой работы и коэффициента использования железнодорожного пути при работе на пути необщего пользования, находящегося на балансе ОАО «РЖД» трёх предприятий: ООО «Ками-Опт», АО «Петрозаводский хлебокомбинат-1» и ООО «Терминал-Сервис».

С 01 июня 2015 года согласно условиям договора плата пересчитана по итогам работы за 2 квартал 2015 года и составила 3241,44 руб./сут. без НДС при вагонообороте 0,31 вагонов в сутки. С 07 августа 2015 года ООО «Терминал-Сервис» расторгло договор с ОАО «РЖД, в связи с чем с 07 августа 2015 года плата за пользование путями пересчитана с учетом работы ООО «Ками – Опт» и АО «Петрозаводский хлебокомбинат-1» и составила 2626,5 руб./сут. при вагонообороте 0,31 вагонов в сутки.

С 01 октября 2015 года согласно условиям договора плата пересчитана по итогам работы за 3 квартал 2015 года и составила 3762,73 руб./сут. без НДС при вагонообороте 0,304 вагонов в сутки.

В соответствии с пунктом 10  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленными нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги железнодорожных перевозок относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

В  соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (часть 2 статьи 4 Закона о естественных монополиях).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством (далее – перечень Постановления №643).

Согласно пункту 4 названного перечня Постановления №643 работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего пользования и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2004 года №435-т ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно абзацу первому статьи 58 Устава железнодорожного транспорта договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Согласно части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года №503-ФЗ) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Положением части 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта установлено, что размеры сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно подпункту «а» пункта 4 перечня Постановления №643, работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте и цены, на которые устанавливаются государством.

Абзац 3 части 1 статьи 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» предусматривает, что тарифы, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации в статье 2 определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом.

Как указывалось, выше пунктом 17.4 договора №607/15/4 ОАО «РЖД» установлена договорная плата за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД».

Следовательно, взимание сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования ни положениями Устава железнодорожного транспорта, ни иным действующим законодательством не предусматривается, что свидетельствует о наличии в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                                                                                                        

  1. Назначить дело № 03-16/01-2016 к рассмотрению на 29 февраля 2016 года в    11 часов 00 минут, по   адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве ответчика - ОАО  «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2);

в качестве заявителя – ООО «Ками-Опт» (185007, г. Петрозаводск, пр. Лесной, д. 51).

  1. ОАО «РЖД» надлежит в срок до 16 февраля 2016 года представить в адрес Карельского УФАС России:

- экономический расчет определенного в пункте 17.4 договора тарифа за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования;

- копии документов, подтверждающих предъявление заявителю к оплате платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО РЖД», а также копии документов, подтверждающих факт внесения заявителем указанной платы за период действия вышеуказанного договора;

сведения о сумме дохода ОАО «РЖД», полученного вследствие уплаты ООО «Ками – Опт» договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования за весь период взимания указанной платы; 

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

В целях оперативного получения информации после подготовки ответа по настоящему определению, просим направить его копию по электронной почте to10@fas.gov.ru, а оригинал почтой.

  1. ООО Ками - Опт» надлежит в срок до 16 февраля 2016 года представить в адрес Карельского УФАС России:

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  1. Явка представителя(-ей) ОАО «РЖД», ООО «Ками – Опт» (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

 

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны