Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 26 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

***

 

***

 

 

 

 ***

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/02-2018 по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера «А»; место нахождения: 188300, Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада»  «Карелэнерго» почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, ул. Кирова, д.45, далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –ФЗ «О защите конкуренции») в присутствии на заседании комиссии представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» <> (доверенность от 24.04.2018 №121), АО «ТНС энерго Карелия» <> (доверенность от 01.01.2018 №120), АО «ПСК» <> (доверенность от 13.12.2017 №127-17), в отсутствие, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей Северо-Западного управления Ростехнадзора по Республике Карелия и Администрации Пяозерского городского поселения

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление жительницы пгт. Пяозерский Лоухского муниципального района, направленное Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республики Карелия (далее – Ростехнадзор) с письмом от 24.08.2017 №45-1-23-32/37689 (вх. от 30.01.2018 №389), с жалобой на действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, Общество) по факту ограничения режима передачи электрической энергии в пгт. Пяозерский в 2017 году, а также ежедневных отключениях электрической энергии в новогодние каникулы (начиная с 30.12.2017 отключения происходили 12 раз за неделю).

Так, из заявления следовало, что на протяжении многих лет сетевой организацией каждое лето составляется график отключений электрической энергии для ремонта линий электропередач, однако аварийные отключения продолжаются. Так, в новогодние праздники (начиная с 30.12.2017) электрическую энергию в пгт. Пяозерский отключали 12 раз за неделю. При этом следует отметить, что факты отключения электрической энергии в 2018 году, в том числе в период с 01.01.2018 по 10.01.2018 (зимние каникулы) был рассмотрен Карельским УФАС России в рамках административного производства по делу №03-17/52-2018.

Из документов, полученных в ходе рассмотрения заявления по фактам отключения электрической энергии в 2017 году в пгт. Пяозерский, установлено следующее.

Электроснабжение пгт. Пяозерский осуществляется по трем воздушным линиям электропередачи 10кВ (Л-56-05, Л-56-08 и Л-56-10), находящимся на обслуживании АО «ПСК». Центром питания для всех трех линий электропередач является ПС-110/10кВ ПС-56 «Пяозеро», находящееся на техническом обслуживании ПАО «МРСК Северо-Запада». В свою очередь электроснабжение ПС-56 «Пяозеро» осуществляется по двум линиям электропередач (Л-149 и Л-163), также находящимся на техническом обслуживании ПАО «МРСК Северо-Запада». Согласно сетевым документам граница раздела эксплуатационной ответственности сторон установлена на контактных соединениях проходных изоляторов в КРУН-10кВ ПС-56 «Пяозеро».

При этом в 2017 году в пгт. Пяозерский происходил ряд отключений электрической энергии, которые в основном были связаны с мероприятиями, проводимыми ПАО «МРСК Северо-Запада».

Согласно пункту 2.1 раздела 2 договора от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 «Об оказании услуг по передаче электрической энергии», заключенного между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (позже переименованное в АО «ТНС-энерго Карелия», по договору далее заказчик) и ПАО «МРСК Северо-Запада» (исполнитель), последний обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска до точек поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве передачи электрической энергии с вышестоящими сетевыми организациями, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителю. В приложении №1 к договору определены точки поставок электрической энергии.

В соответствии с пунктом 4.3.13 исполнитель обязан письменно незамедлительно ставить Заказчика в известность о ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по настоящему Договору.

В силу пункта 4.3.14 (внесено в договор протоколом разногласий) в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя и (или) ТСО невозможно без ограничения режима потребления Потребителей Заказчика, Исполнитель и (или) ТСО обязаны уведомить соответствующих Потребителей о проведении таких работ и сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом Исполнитель и (или) ТСО несут ответственность за убытки, причиненные потребителям, третьим лицам, Заказчику в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) данной обязанности.

Таким образом, условиями заключенного между АО «ТНС энерго Карелия» и ПАО «МРСК Северо-Запада» договора, обязанность по уведомлению потребителей возложена на сетевую организацию и /или ТСО.

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано было уведомить потребителей пгт. Пяозерский и гарантирующего поставщика об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ.

Однако, в материалы дела сведения о надлежащем уведомлении со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада» всех потребителей электрической энергии пгт. Пяозерский о проведении плановых ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» в 2017 году не были предоставлены.

В соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» на основании вышеприведенных обстоятельств приказом Карельского УФАС России от 27.11.2017 №164 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №03-16/02-2018 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 04.05.2018 «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/02-2018 к рассмотрению», к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ПАО «МРСК Северо-Запада», в качестве заинтересованных лиц – АО «ПСК», Администрация Пяозерского городского поселения, Ростехнадзор, АО «ТНС энерго Карелия». Рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 27.06.2018.

У всех участников настоящего дела были запрошены дополнительные документы и пояснения, которые предоставлены участниками дела в установленный определением срок.

В ходе рассмотрения дела 27.06.2018 представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» поддержала доводы, изложенные в письме от 15.06.2018 №МР2/3/119-06/4980 (вх. от 19.06.2018 №2884), подтвердив, что отключения электроэнергии в пгт. Пяозерский 16, 22, 26.06.2017, в августе-сентябре 2017 года проводись в связи с ремонтом линии электропередач ПАО «МРСК Северо-Запада». Обо всех плановых отключениях электроэнергии общество направляло уведомления по электронной почте в адрес АО «ТНС энерго Карелия», ТСЖ и управляющих компаний пгт. Пяозерский, АО «ПСК», а также согласовывало графики с Администрацией Лоухского района, проводило собрания с жителями пгт. Пяозерский о предстоящих отключениях.

Вместе с тем в связи с возникшими в ходе рассмотрения дела вопросами к участникам дела, на которые они не смогли сразу ответить, а также в связи с необходимостью получения дополнительных документов рассмотрение дела №03-16/02-2018 определением от 27.06.2018 было отложено на 15 часов 00 минут 26.09.2018.

Рассмотрение дела состоялось в назначенные дату и время.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованных лиц комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запад» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.

В соответствии с  абзацем 1 части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии (абзац 4 части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В силу пункта 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 547 ГК РФ если допущен перерыв в подаче энергии абоненту энергоснабжающая организация отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.

При этом если перерыв был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации, энергоснабжающая организация может быть признана невиновной и освобождена от ответственности.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил №861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В соответствии с пунктом 31 (5) Правил №861 в договор, заключаемый с сетевой организацией, включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, в частности о допустимом числе часов ограничения режима потребления в год, не связанного с неисполнением потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающим ответственность сетевых организаций, гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров.

В соответствии с пунктом 31(6) Правил №861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил №861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Согласно информации, предоставленной АО «ПСК» (письмо от 11.04.2018 №6434, вх. от 11.04.2018 №1740) и ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмами (от 10.04.2018 №МР2/3/119-06/3014 (вх. от 12.04.2018 №1748) и от 15.06.2018 №МР2/3/119-06/4980 (вх. от 19.06.2018 №2884), в 2017 году происходили следующие отключения электрической энергии в пгт. Пяозерский, связанные с проведением ремонтных работ:

Связанные организации

Связанные организации не указаны