Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/03-2015 в отношении филиаал ОАО «МРСК... от 6 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 апреля 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело №03-16/03-2015, возбужденное по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург) в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителя путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»,  в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление от 01 декабря 2014 года (вх. от 03 декабря 2014 года №6366) с жалобой на действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору от 16 октября 2013 года (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 16 октября 2013 года (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 20 ноября 2014 года №269 было возбуждено дело №03-16/03-2015 по признакам нарушения филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 03 февраля 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/03-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 10 марта 2015 года в 11 часов 00 минут. В последующем рассмотрение дела неоднократно откладывалось и состоялось только 16 апреля 2015 года.

Представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», сообщила, что технологическое присоединение к электрическим сетям дачного дома заявительницы осуществлено.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/03-2015/05. При этом временной интервал исследования был определен с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята административно-территориальная граница п. Матросы, Пряжинского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указано выше между филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения (подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 29 октября 2013 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора).

В соответствии с условиями данного договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного Пряжинский муниципальный район, Республика Карелия.  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 29 апреля 2014 года.

Квитанцией от 28 октября 2013 года подтверждается внесение платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Согласно пункту 6 договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения  - отпаечная опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-3201 15 кВт; 

основной источник питания - ВЛ-0,4 кВ проектир. от ТП 3201 Норик (ПС-6П Матросы);

сетевая организация выполняет строительство объектов электросетевого хозяйства и подключение объекта в точке присоединения;

заявитель осуществляет монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения с проводом СИП или кабелем 0,4кВ; монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком с приспособлением для пломбирования до группы учета; грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПУЭ.

14 августа 2014 года (вх. №ПГ692) заявитель направил в адрес общества обращение с просьбой сообщить о ходе выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении к электрическим сетям.

Письмом от 16 октября 2014 года (вх. филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» №763ПГР) заявителю направила в адрес общества уведомление о выполнении с ее стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями (монтаж 4-проводного ввода, установку щита РУ-0,4 кВ с вводным автоматическим выключателем, электросчетчиком и др.) и  просила провести проверку правильности включения измерительного комплекса и его пломбировку, к указанному письму заявительница приложила документы, подтверждающие проведение лабораторных испытаний смонтированного оборудования ООО «Луч–Энергия 2».

В ответ на указанное обращение филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в письме от 10 декабря 2014 года №МР2/3/119-05/2749 сообщил, что в целях заключенного договора сетевой организации необходимо выполнить реконструкцию распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района, в связи с чем филиалом сформирован одноимённый инвестиционный проект (далее – инвестиционный проект) и принимаются меры по его включению в инвестиционную программу филиала.

Письмами от 30 марта 2015 года №МР2/3/119-05/2176 (вх. №1570) и 15 апреля 2015 года №МР2/3/119-05/2677 (вх. №1929) филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» представил пояснения о процедуре включения инвестиционного проекта в инвестиционную программу филиала.

Так, приказом от 30 апреля 2014 года №60 Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия филиалу ОАО «МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго» была утверждена долгосрочная инвестиционная программа на 2012-2017 годы, в которой указана общая сумма затрат на льготное технологическое присоединение.

При этом реализация сформированных инвестиционных проектов осуществляется филиалом ОАО «МРСК «Северо-Запада» «Карелэнерго» при наличии согласованных источников финансирования в инвестиционной программе филиала на соответствующий год.

14 марта 2014 года филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в ОАО «МРСК Северо-Запада» было направлено письмо №112/24/2055 с просьбой согласовать проведение закупок для реализации льготного технологического присоединения потребителей, с приложением на согласование перечня инвестиционных проектов, в который был также включен проект реконструкции распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района.

Вместе с тем ОАО «МРСК Северо-Запада» указанные закупки и перечень инвестиционных проектов не согласовало в связи с отсутствием утвержденной в органе исполнительной власти Российской Федерации скорректированной инвестиционной программы на 2014-2019 годы, а также по причине превышения объемов капитальных вложений по данному инвестиционному проекту относительно плановых показателей в рамках скорректированной инвестиционной программы 2014 года (Письмо от 08 апреля 2014 года №МР2/А2/0/95).

03 июня 2014 года заместителем Главы Республики Карелия – Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Тельновым О.В. был утвержден перечень инвестиционных проектов, включенных в состав инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2014 год по строке «Прогнозное ЛТП», в котором инвестиционный проект отсутствовал.

В свою очередь в целях исполнения принятых на себя обязательств по договорам льготного технологического присоединения филиал обратился в Общество за выделением дополнительных источников финансирования (письмо от 16 сентября 2014 года №МР2/3/101-06/886).

Письмом от 23 октября 2014 года №МР2/32-01-08/8881 ОАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что выделение дополнительных источников для финансирования льготного технологического присоединения сверх предусмотренных инвестиционной программой филиала, утвержденной региональными органами власти на 2014 год, невозможно, ввиду отсутствия источников финансирования.

При этом филиал «Карелэнерго» письмом от 31 октября 2014 года №МР2/3/101-06/1685 представил в Общество информацию о своих финансовых показателях с просьбой пересмотреть позицию по согласованию инвестиционных проектов в инвестиционную программу филиала, на которое также получили отказ.

После издания ОАО «МРСК Северо-Запада» приказа от 16 января 2015 года №18 о формировании инвестиционной программы на 2015 год и на период 2016-2020 годов, письмом от 30 января 2015 года №МР2/3/103-05/576 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» направил в Общество соответствующие предложения.

По итогам прохождения согласований в ОАО «МРСК Северо-Запада» и одобрения протоколом комиссии по инвестициям ОАО «Россети» от 03 марта 2015 года проект инвестиционной программы с включенным в него инвестиционным проектом реконструкции распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района был направлен письмом от 12 марта 2015 года №МР2/3/103-05/57 в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики для утверждения.

С учетом прошедшего согласования инвестиционной программы филиала в ОАО «Россети» и ОАО «МРСК Северо-Запада»  и выделением лимитов денежных средств для реализации льготного технологического присоединения в рамках инвестиционной программы филиала ОАО «МРСК Северо-Запада»  «Карелэнерго» на 2015 год мероприятия по строительству электросетевого хозяйства, предусмотренного техническими условиями (линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ответвительной опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-3201 до границ земельного участка) филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» были осуществлены 16 марта 2015 года (то есть спустя 16 месяцев после заключения договора).

Вместе с тем Комиссия полагает, что документальных доказательств принятия надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (проект строительства, земельные отводы, переписка с Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия и иное), кроме ссылки в письме заявителю о планах включения проекта строительства в инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», представлено не было.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

В рассматриваемом случае не принимается довод филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о том, что со стороны заявителя мероприятия по технологическому присоединению были выполнены также не в установленный договором срок, а лишь в октябре 2014 года, освобождает сетевую организацию от ответственности за невыполнение со своей стороны технических условий и, свидетельствует об отсутствии ущемления интересов заявителя, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского Кодекса РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

Комиссия отмечает, что мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий заявителем.

Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, обязательства должны выполняться сторонами приблизительно одновременно. Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Таким образом, нарушение договорных обязательств добросовестным заявителем, принимавшим меры для осуществления технологического присоединения, не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Как указано выше письмом от 30 марта 2015 года №МР2/3/119-05/2176 (вх. №1570)) сетевая организация сообщила о выполнении своих обязательств по договору, заключенному с заявителем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению ее энергопринимающих устройств.

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. 

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны