Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО З... от 2 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «Российские железные дороги»

ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174

факс: (499) 262-90-95

 

Филиалу ОАО «РЖД» Центр фирменного транспортного обслуживания

Октябрьский территориальный центр

фирменного транспортного обслуживания

пл. Островского, 2, г. Санкт-Петербург 191023

факс: (812) 457-67-28

 

Филиалу ОАО «РЖД» Октябрьская

Железная дорога Юридическая служба

Петрозаводский отдел правового обеспечения

ул. Горького, 12/16, г. Петрозаводск, 185035

факс: 71-45-17

 

Индивидуальному предпринимателю Паршукову Ф.И.

ул. Муезерская, 132, г. Петрозаводск, 185000

тел. 72-41-63

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА №03-16/03-2016 К РАССМОТРЕНИЮ

 

26 февраля 2016 года                                                                                       г. Петрозаводск

 

 Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) по рассмотрению   дела   о   нарушении    антимонопольного  законодательства №03-16/03-2016,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ИП Паршукова Ф.И. от 23 ноября 2015 года №50 (вх. от 24 ноября 2015 года №6059) с жалобой на действия ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») по факту отказа ОАО «РЖД» от уборки 15 цистерн с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего, заявителю, локомотивом перевозчика в период с 14 октября 2015 года по 02 декабря 2015 года.

В ходе рассмотрения заявления ИП Паршукова Ф.И. установлено, что в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 15 июля 2011 года №391 (далее – договор на эксплуатацию № 391) ОАО «РЖД» оказывает ИП Паршукову Ф.И. услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю, примыкающего стрелочным переводом №192 к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Агрохимик», который   в свою очередь примыкает стрелочным переводом №43 к пути №8 станции Томицы Октябрьской железной дороги локомотивом ОАО «РЖД.    

Из заявления ИП Паршукова Ф.И. следует, что с 14 октября 2015 года на его подъездном пути простаивали 15 порожних цистерн из-под выгрузки светлых нефтепродуктов. Перевозчик (ОАО «РЖД») отказался выводить по причине их загрязнения.

В материалы дела ИП Паршуковым Ф.И. представлены акты, составленные в присутствии представителей железной дороги на дату подачи вагонов –цистерн перевозчиком о внешнем виде (состоянии) вагонов-цистерн до их выгрузки/слива. Из данных актов следует, что на всех цистернах, были загрязнены днища котлов и с двух сторон (на наружной поверхности котлов) по всей наружности имелись загрязнения темного цвета.

После полученного от ОАО «РЖД» отказа выводить вагоны –цистерны с железнодорожных путей необщего пользования индивидуального предпринимателя, последним было направлено соответствующее письмо от 21 октября 2015 года №38 начальнику станции Петрозаводск Петрозаводского центра организации и работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (далее – Петрозаводская станция) с информацией о вышеуказанном факте. В письме от 26 октября 2015 года №97-29/01 начальник Петрозаводской станции сообщил, что индивидуальному предпринимателю в соответствии с положениями Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22 мая 2009 года №50 (далее – Правила №50) и Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 10 апреля 2013 года №119 (далее – Правила №119) необходимо предъявить к перевозке вагоны-цистерны очищенные изнутри и снаружи, при этом указав, что все расходы, связанные с очисткой вагонов и претензии по факту погрузки в неочищенные вагоны грузополучатель вправе предъявить грузоотправителю.

ИП Паршуков Ф.И. представил в антимонопольный орган переписку с ОАО «НГК «Славнефть» (владелец цистерн-вагонов), ООО «АМБ Трейд» (грузоотпрвитель), в своих письмах Паршуков Ф.И. сообщает о сложившейся ситуации с цистернами и просит содействия в ее разрешении.

В письме от 20 ноября 2015 года №09-194 ОАО «НГК «Славнефть» предлагает ИП Паршукову Ф.И. оформить перевозочный документ на вагоны на станцию Новоярославской Северной железной дороги в адрес промывочно-пропарочной станции ООО «ВАЛЕНСИ» либо в адрес ОАО «НГК «Славнефть». Кроме того, в письме от 05 ноября 2015 года ОАО «НГК «Славнефть» сообщает о том, что цистерны с бензином моторным были приняты ОАО «РЖД» к перевозке без замечаний, при этом по данным видео фиксации при следовании цистерн по территории ТСБ ОАО «НГК «Славнефть-ЯНОС» 12 октября 2015 года их состояние удовлетворительное, следов облива нефтепродуктом нет (и не может быть исходя из физико-химических свойств).

По информации Паршукова Ф.И. им неоднократно велись устные переговоры с руководством Петрозаводской станции с целью урегулировать данный вопрос путем отправки цистерн на промывку-пропарку на станцию Новоярославской Северной железной дороги, либо осуществление промывки-пропарки перевозчиком в ином месте за счет грузоотправителя, однако получил отказ. Данное следует из писем ИП Паршукова Ф.И., направленных в адрес начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожной станции Скутину В.И. от 23 ноября 2015 года №51 и в адрес начальника дороги по Петрозаводскому территориальному управлению Троянову В.В. от 17 декабря 2015 года №58.

В письме от 11 декабря 2015 года №1-4/1970 (вх. от 14 декабря 2015 года №6449) филиал ОАО «РЖД» пояснил, что в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), пункту 3.3.9 Правил №50 и пункта 4 Правил №119 грузополучатель должен был самостоятельно осуществить промывку-пропарку вагонов-цистерн, бункеров полувагонов и т.п. внутри и снаружи после выгрузки грузов, в том числе и от остатков ранее перевозимого груза. Сторонами составлены акты общей формы (от 14.10.2015 №2-3918, №2-3919, №2/3920; от 20.10.2015 №2/3989; от 07.11.2015 №2/4230; от 16.11.2015 №2/4305, №2/4306; от 17.11.2015 №2/4339, №2/4341; от 23.11.2015 №2/4397, №2/4407; от 24.11.2015 №2/4413; от 25.11.2015 №2/4414), содержащие сведения о состоянии вагонов, а также устанавливающие ответственность грузополучателя (ИП Паршукова Ф.И.) за нахождение вагонов (цистерн) на пути необщего пользования в связи с наличием на них загрязнений. При этом 02 декабря 2015 года после полученной гарантии уплаты грузополучателем штрафа, предусмотренного статьей 103 Устава железнодорожного транспорта в размере 67 500 рублей (накопительная ведомость от 02.12.2015 №021216) цистерны были выведены с подъездного пути.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги железнодорожных перевозок относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2004 года №435-т ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок») работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего пользования и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте.

Таким образом, с учетом изложенного ОАО «РЖД» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по оказанию услуг в сфере железнодорожных перевозок, следовательно, занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В силу статьи 44 Устава железнодорожного транспорта, после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 3 Правил №119 очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.

После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров.

Моторный бензин относится к опасным грузам, после которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров (приложение №1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденным Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 №25).

При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункт 11 Правил №119).

Кроме того, пунктом 3.3.9 Правил №50 предусмотрена обязанность грузополучателя после выгрузки (слива) из вагона-цистерны, в том числе полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи.

Вместе с тем в абзаце 8 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта установлено, что при отсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Данная норма корреспондируется с пунктом 22 Правил №119.

Следует отметить, что для промывки вагонов-цистерн необходимо специальное оборудование, заявитель не имеет возможности осуществить промывку вагонов самостоятельно. Кроме того, по информации ИП Паршукова Ф.И. на территории г. Петрозаводска такие промывочные станции отсутствуют, в связи с чем заявитель с целью решить возникшую проблему обращался к перевозчику. Из представленных документов следует, что перевозчик (ОАО «РЖД») отказался от оказания услуги по перевозке вагонов – цистерн на их промывку на станцию ОАО «РЖД» или на станцию Новоярославской Северной железной дороги (указанную грузоотправителем - ОАО «НГК «Славнефть»), тем самым нарушив часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ущемив интересы ИП Паршукова Ф.И., путем необоснованного отказа от уборки вагонов-цистерн с железнодорожных путей необщего пользования ИП Паршукова Ф.И. для их промывки (пропарки).

Указанные факты свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Карельского УФАС России от 24 февраля 2016 года №36 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2), занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в сфере железнодорожных перевозок, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и взимании договорной платы за использование при подаче и уборке вагонов железнодорожного пути необщего пользования, не предусмотренной положениями действующего законодательства, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                                                                                                        

  1. Назначить дело № 03-16/03-2016 к рассмотрению на 30 марта 2016 года в    11 часов 00 минут, по   адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика - ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2);

заявителя – ИП Паршукова Федора Ивановича (185007, г. Петрозаводск, ул. Муезерская, д. 132).

  1. ОАО «РЖД» надлежит в срок до 21 марта 2016 года представить в адрес Карельского УФАС России:

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

В целях оперативного получения информации после подготовки ответа по настоящему определению, просим направить его копию по электронной почте to10@fas.gov.ru, а оригинал почтой.

  1. Явка представителя(-ей) ОАО «РЖД», ИП Паршукова Ф.И. (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

 

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        К.Е. Бабкин

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны