Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-16/03-2016 от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Российские железные дороги»

ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107174

факс: (499) 262-90-95

 

Филиал ОАО «РЖД» Центр фирменного

транспортного обслуживания Октябрьский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания

пл. Островского, 2, г. Санкт-Петербург 191023

факс: (812) 457-67-28

 

Филиал ОАО «РЖД» Октябрьская

Железная дорога Юридическая служба

Петрозаводский отдел правового обеспечения

ул. Горького, 12/16, г. Петрозаводск, 185035

факс: 71-45-17

 

Индивидуальный предприниматель

 

РЕШЕНИЕ

19 июля 2016 года                                                                          г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/03-2016, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, далее – ОАО «РЖД»), занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг в сфере железнодорожных перевозок, по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по факту необоснованного отказа в уборке вагонов/цистерн с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю, примыкающего стрелочным переводом №192 к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Агрохимик», который   в свою очередь примыкает стрелочным переводом №43 к пути №8 станции Томицы Октябрьской железной дороги локомотивом ОАО «РЖД», в присутствии: представителя по доверенности ОАО «РЖД», ИП ,

                      

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ИП от 23.11.2015 №50 (вх. от 24.11.2015 №6059) с жалобой на действия ОАО «РЖД» по факту отказа обществом в уборке 15 цистерн с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего, заявителю, локомотивом перевозчика в период с 14.10.2015 по 02.12.2015.

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 24 февраля 2016 года №36 было возбуждено дело №03-16/03-2016 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя был привлечен ИП Паршуков Ф.И., в качестве ответчика – ОАО «РЖД».

Определением председателя комиссии Карельского УФАС России от 26.02.2016 «О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/03-2016» рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 30.03.2016.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что с 14.10.2015 с принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования перевозчиком не убирались цистерны (в количестве 15 штук) по причине их загрязнений, представил в материалы настоящего дела акты, составленные до слива топлива из цистерн, из которых следует, что цистерны грузополучателю пришли с загрязнениями от грузоотправителя. 02.12.2015 ОАО «РЖД» убрало цистерны с железнодорожных путей заявителя на основании гарантийного письма об оплате штрафа за не очистку цистерн, размер которого составляет 67 500 руб. (накопительная ведомость от 02.12.2015 №021216). Заявитель указал, что указанная сумма штрафа числится в качестве дебиторской задолженности (справка о расчетах между ОАО «РЖД» и ИП за январь 2016 года).

Представитель ОАО «РЖД» подтвердил пояснения, изложенные в письмах от 11.12.2015 №1-4/1970 (вх. от 14.12.2015 №6449) и 21.03.2016 №1-4/468 (вх. от 22.03.2016 №1246), настаивая на том, что грузополучатель вправе был не принимать грязные цистерны с грузом, в случае принятия - обеспечить их очистку. При этом, поскольку ИП не имеет возможности производить очистку цистерн собственными силами, ему надлежит заключить договор с перевозчиком или грузоотправителем, или иной организацией, на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.

 Определениями от 30.03.2016 и 12.05.2016 рассмотрение настоящего дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседании комиссии 05.07.2016 представитель ОАО «РЖД» дополнительно пояснил, что вышеуказанная дебиторская задолженность, числящаяся за ИП, будет аннулирована только по истечении срока давности взыскания (год с момента наложения штрафных санкций).

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя, представителя ответчика комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги железнодорожных перевозок относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 №435-т ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок») работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего пользования и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте.

Таким образом, с учетом изложенного ОАО «РЖД» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по оказанию услуг в сфере железнодорожных перевозок, следовательно, занимает доминирующее положение на указанном рынке.

В силу статьи 44 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 3 Правил №119 очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.

После выгрузки опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, грузополучатели за свой счет обязаны провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров.

Моторный бензин относится к опасным грузам, после которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров (приложение №1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденным Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 №25).

При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункт 11 Правил №119).

Кроме того, пунктом 3.3.9 Правил №50 предусмотрена обязанность грузополучателя после выгрузки (слива) из вагона-цистерны, в том числе полностью очистить котел (бункер) от остатков груза, грязи.

Вместе с тем в абзаце 8 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта установлено, что при отсутствии у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Данная норма корреспондируется с пунктом 22 Правил №119.

Из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 15.07.2011 №391 (далее – договор на эксплуатацию № 391) ОАО «РЖД» оказывает ИП услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего заявителю, примыкающего стрелочным переводом №192 к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Агрохимик», который   в свою очередь примыкает стрелочным переводом №43 к пути №8 станции Томицы Октябрьской железной дороги локомотивом ОАО «РЖД.    

Из заявления ИП следует, что с 14.10.2015 на его подъездном пути простаивали 15 порожних цистерн из-под выгрузки светлых нефтепродуктов. Перевозчик (ОАО «РЖД») отказался осуществлять уборку указанных цистерн по причине их загрязнения.

В материалы дела ИП представлены акты, составленные в присутствии представителей железной дороги на дату подачи вагонов –цистерн перевозчиком о внешнем виде (состоянии) вагонов-цистерн до их выгрузки/слива. Из данных актов следует, что на всех цистернах, были загрязнены днища котлов и с двух сторон (на наружной поверхности котлов) по всей наружности имелись загрязнения темного цвета.

После полученного от ОАО «РЖД» отказа убирать вагоны –цистерны с железнодорожных путей необщего пользования индивидуального предпринимателя, последним было направлено соответствующее письмо от 21.10.2015 №38 начальнику станции Петрозаводск Петрозаводского центра организации и работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» (далее – Петрозаводская станция) с информацией о вышеуказанном факте. В письме от 26.10.2015 №97-29/01 начальник Петрозаводской станции сообщил, что индивидуальному предпринимателю в соответствии с положениями Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22.05.2009 №50 (далее – Правила №50), и Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.04.2013 №119 (далее – Правила №119), необходимо предъявить к перевозке вагоны-цистерны очищенные изнутри и снаружи, при этом указав, что все расходы, связанные с очисткой вагонов и претензии по факту погрузки в неочищенные вагоны грузополучатель вправе предъявить грузоотправителю.

ИП представил в антимонопольный орган переписку с ОАО «НГК «Славнефть» (владелец цистерн-вагонов), ООО «АМБ Трейд» (грузоотпрвитель), в своих письмах ИП сообщает о сложившейся ситуации с цистернами и просит содействия в ее разрешении.

В письме от 20.11.2015 №09-194 ОАО «НГК «Славнефть» предлагает ИП оформить перевозочный документ на вагоны на станцию Новоярославской Северной железной дороги в адрес промывочно-пропарочной станции ООО «ВАЛЕНСИ» либо в адрес ОАО «НГК «Славнефть». Кроме того, в письме от 05.11.2015 ОАО «НГК «Славнефть» сообщает о том, что цистерны с бензином моторным были приняты ОАО «РЖД» к перевозке без замечаний, при этом по данным видео фиксации при следовании цистерн по территории ТСБ ОАО «НГК «Славнефть-ЯНОС» 12.10.2015 их состояние удовлетворительное, следов облива нефтепродуктом нет (и не может быть исходя из физико-химических свойств).

По информации ИП им неоднократно велись устные переговоры с руководством Петрозаводской станции с целью урегулировать данный вопрос путем отправки цистерн на промывку-пропарку на станцию Новоярославской Северной железной дороги, либо осуществление промывки-пропарки перевозчиком в ином месте за счет грузоотправителя, однако получил отказ. Данное следует из писем ИП, направленных в адрес начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожной станции <> от 23.11.2015 №51 и в адрес начальника дороги по Петрозаводскому территориальному управлению <> от 17.12.2015 №58.

В письме от 11.12.2015 №1-4/1970 (вх. от 14.12.2015 №6449) филиал ОАО «РЖД» пояснил, что в соответствии со статьей 44 Устава железнодорожного транспорта, пункту 3.3.9 Правил №50 и пункта 4 Правил №119 грузополучатель должен был самостоятельно осуществить промывку-пропарку вагонов-цистерн, бункеров полувагонов и т.п. внутри и снаружи после выгрузки грузов, в том числе и от остатков ранее перевозимого груза. Сторонами составлены акты общей формы (от 14.10.2015 №2-3918, №2-3919, №2/3920; от 20.10.2015 №2/3989; от 07.11.2015 №2/4230; от 16.11.2015 №2/4305, №2/4306; от 17.11.2015 №2/4339, №2/4341; от 23.11.2015 №2/4397, №2/4407; от 24.11.2015 №2/4413; от 25.11.2015 №2/4414), содержащие сведения о состоянии вагонов, а также устанавливающие ответственность грузополучателя (ИП) за нахождение вагонов (цистерн) на пути необщего пользования в связи с наличием на них загрязнений.

Следует отметить, что для промывки вагонов-цистерн необходимо специальное оборудование, заявитель не имеет возможности осуществить промывку вагонов самостоятельно. Кроме того, по информации на территории г. Петрозаводска такие промывочные станции отсутствуют, в связи с чем заявитель с целью решения возникшей проблемы обращался к перевозчику.

Таким образом, из представленных документов следует, что перевозчик (ОАО «РЖД») отказался от оказания услуги по уборке вагонов – цистерн на их промывку на станцию ОАО «РЖД» или на станцию Новоярославской Северной железной дороги (указанную грузоотправителем - ОАО «НГК «Славнефть»).

Однако, в письме от 21.03.2016 №1-4/468 (вх. от 22.03.2016 №1246) представитель ОАО «РЖД», уточняя свою позицию указал, что в соответствии с  абзацем 8 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта при у грузополучателей (получателей) возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Следовательно, обязательным условием направления вагонов на промывку является наличие договора между ИП и ОАО «РЖД» либо иным лицом, оказывающим услуги по промывке вагонов. При этом обязанность наличия договора у грузополучателя (в данном случае у ИП) обусловлена необходимостью урегулировать такие условия как станция промывки, плата за выполненные ОАО «РЖД» работы, время, необходимое для выполнения работ и т.п.

Вместе с тем на момент урегулирования вопроса по уборке спорных 15 цистерн с железнодорожных путей необщего пользования ИП у последнего отсутствовал соответствующий договор и обращения от ИП в адрес перевозчика о заключении такого договора не поступали.

При этом и со стороны ОАО «РЖД» также не доводилась до ИП информация о необходимости наличия (или заключения) договора с перевозчиком или иным юридическим лицом на услуги по промывке вагонов/ цистерн.

Следует отметить, что 02.12.2015 после полученной гарантии уплаты грузополучателем штрафа, предусмотренного статьей 103 Устава железнодорожного транспорта в размере 67 500 рублей (накопительная ведомость от 02.12.2015 №021216) цистерны были выведены с подъездного пути.

Закон предписывает участникам гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела комиссия установила, что принимать или не принимать от грузополучателя загрязненные вагоны/цистерны для их уборки с железнодорожных путей необщего пользования является правом, а не обязанностью ОАО «РЖД». В свою очередь грузополучатель (в данном случае ИП) вправе не принимать загрязненные вагоны /цистерны от грузоотправителя. При этом, приняв загрязненные вагоны/цистерны грузополучатель обязан осуществить их очистку самостоятельно, а при отсутствие такой возможности должен иметь соответствующий договор со станцией очистки.

В материалы дела ИП представил свое обращение в ОАО «РЖД» (письмо от 12.05.2016 №65) с просьбой заключить договор на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.

Письмом от 02.06.2016 №АФТО(д)-4/27 ОАО «РЖД» сообщило, что данную услугу ИП может получить, обратившись в ООО «ЭКОСЕРВИС» по станции Волховстрой.

На заседание комиссии 05.07.2016 ИП сообщил, что им ведутся переговоры с указанным обществом о заключении договора на очистку/пропарку вагонов, цистерн и т.п.

Таким образом, комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что на момент возникших между ОАО «РЖД» и ИП разногласий по уборке перевозчиком 15 цистерн с железнодорожных путей необщего пользования индивидуального предпринимателя стороны не предприняли все возможные меры по взаимному соблюдению гражданских прав и обязанностей.

На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №03-16/03-2016, возбужденного в отношении ОАО «Российские железные дороги», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель комиссии                          _____________                 К.Е. Бабкин

 

Члены комиссии                                       _____________                Г.А. Грущакова     

                          

                                                                  _____________                  

 

 

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны