Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/04-2015 в отношении ЗАО «Газпром межр... от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18 мая 2015 года                                                                                        г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/04-2015, возбужденное по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (Конногвардейский бульвар, д. 17, лит, А, г. Санкт-Петербург, 190098; далее – ответчик, поставщик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ОАО «Кондопога» - И. (доверенность от 31 марта 2015 года №15-5-287; копия в деле), исполняющего обязанности директора филиала ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в Республике Карелия – Л., представителя ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» - Л. (доверенность от 01 января 2015 года №002-2015; копия в деле),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Карельского УФАС России 26 декабря 2015 года (вх. №6982) поступило заявление ОАО «Кондопога» (далее – заявитель) от 25 декабря 2014 года №15-5-1492 с жалобой на действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», выразившиеся необоснованном снижении в 2015 году объемов поставки газа.

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 24 марта 2015 года №75 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 25 марта 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 22 апреля 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время. Представитель ОАО «Кондопога» озвучил содержащуюся в заявлении позицию, пояснив также, что текущая задолженность по оплате за газ у общества отсутствует, а поставляться должно столько газа, сколько заявлено потребителем. В свою очередь Л. пояснила, что при распределении объемов газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» не ставилась задача снизить объемы поставляемого газа именно ОАО «Кондопога», снижение объемов коснулось практически всех потребителей.

В рассмотрении дела в целях предоставления возможности ответчику предоставить дополнительные доказательства был объявлен перерыв до 12 часов 30 минут 29 апреля 2015 года.

После перерыва рассмотрение дела продолжилось, Л.  сообщила, что ЗАО Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» заинтересовано в наибольшем сбыте газа, так как общество получает больше выручки за снабженческо-сбытовые услуги. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что ОАО «Кондопога» систематически нарушало порядок оплаты поставляемого газа, не выбирало заявленные объемы газа; в письме от 27 мая 2014 года речь шла о нарушении текущих платежей, а не о наличии реестровой задолженности, как на то указывает заявитель.

И. в свою очередь пояснил, что объемы запрашиваемого газа рассчитываются исходя из пропускной способности газопровода и режима работы ТЭЦ; введение ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в 2014 году режима ограничения поставки газа ввиду проведения ремонтных работ на газопроводе повлияло на объем потребления обществом газа.

Вместе с тем, отвечая на высказывание представителя заявителя, Л. пояснил, что режим ограничения вводится ежегодно примерно на 3 недели, о чем потребители уведомляются в установленном законом порядке за 30 суток до планируемого введения ограничения; ОАО «Кондопога» не смогло бы выбрать объем газа, согласованный в 2014 году, даже если бы режим ограничения не был введен.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» приказом Карельского УФАС России от 25 июня 2012 года №114 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на рынке Республики Карелия, по виду деятельности - торговля прочим жидким и газообразным топливом, в географических границах Республики Карелия, с долей более  50%.

Таким образом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке поставки газа (газ природный горючий) в Республике Карелия.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованной сторонами.

В силу норм Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О газоснабжении») и Правил поставки газа в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года №162; далее – Правила поставки газа) поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

Материалами настоящего дела подтверждается, что между ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и ОАО «Кондопога» заключены договоры поставки газа № 10-Б -5484 от 03 сентября 2012 года (основной) и №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года (дополнительный).

Министерство экономического развития России выдало ОАО «Кондопога» разрешение от 28 декабря 2004 года на использование газа в качестве топлива; из ресурсов ОАО «Газпром» разрешается использовать природный газ в объеме 233,1 тыс. тут (550,2 млн.куб.м).

Согласно пункту 2.1 Договора поставки газа №10-Б-5484 поставщик обязуется поставлять с 01 января 2013 года по 31 декабря 2017 года, на ТП покупателя газ горючий природный, согласованный объем поставки газа на 2013 составляет 150 млн. куб.м.

В силу пункта 1 Дополнительных соглашений от 01 октября 2013 года и от 14 ноября 2014 года к Договору поставки газа №10-Б-5484 от 03 сентября 2012 года, согласованный объем поставки газа на 2014 и 2015 год составляет 150 млн. куб. м.

В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 2.1 Договора поставки газа №10-Б-5484 плановый объем поставки газа на 2014, 2015, 2016 и 2017 год устанавливается в соответствии с заявкой Покупателя, а также с учетом фактического потребления газа Покупателем в предыдущем году и технических возможностей системы газоснабжения, путем подписания соответствующего Дополнительного соглашения к Договору. Годовой объем поставки газа, по каждой ТП, не должен превышать объема, установленного в разрешениях (согласованиях) на использование газа в качестве топлива, выданных на определенное газоиспользующее оборудование.

 Согласно пункту 3.8 Договора поставки газа №10-Б-5484 поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю и не нести за это имущественной ответственности, в том числе при неоднократном (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты.

Пунктом 2.1 Договора поставки газа №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года на 2013 год был согласован объем поставки газа в размере 253,4 млн.куб.м.

Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения от 01 октября 2013 года к Договору поставки газа №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года согласованный объем поставки газа на 2014 год составил 268 млн. куб.м.

Дополнительным соглашением от 14 ноября 2014 года к Договору поставки газа №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года, ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» согласовало ОАО «Кондопога» объем поставки газа на 2015 год в размере 200 000 тыс.куб.м.

Вместе с тем указанное соглашение ОАО «Кондопога» было подписано с протоколом разногласий, содержащий указание на иной требующийся для поставки объем газа, а именно 259,45 млн.куб.м.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, направленный в ходе проведения антимонопольного расследования, ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» письмом от 12 марта 2015 года №АГ-12/2520 (вх. №1214) пояснило, что уменьшение планового объема поставки газа на 2015 год для ОАО «Кондопога» имеет объективные причины.

Так, из письма следовало (подтверждено представителями ответчика на заседании комиссии), что весь объем газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» закупает у своего оптового поставщика – ООО «Газпром межрегионгаз» для дальнейшей его перепродажи покупателям, расположенным в четырех субъектах Российской Федерации: в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях и Республике Карелия.

В 2014 году в соответствии с факсограммой ООО «Газпром межрегионгаз» для поставки в Республику Карелия было выделено 910 млн.куб.м. газа, а в 2015 году лишь 896 млн.куб.м. газа. При этом, для ОАО «Кондопога» ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» просило выделить именно те объемы, которые были указаны в заявках на 2015 год (подтверждено документально).

Поскольку выделенный для Республики Карелия на 2015 год объем поставки был уменьшен, то поставщик вынужден был уменьшить объемы поставки газа для конечных потребителей. При распределении выделенного ООО «Газпром межрегионгаз» лимита газа по постановлению Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года №333 (далее – постановление №833) в объеме 324,5 млн.куб.м., поставщик должен был учитывать цель использования газа покупателями. В этой связи приоритетными покупателями в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», являются покупатели газа для государственных или муниципальных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения.

В качестве критерия распределения объема ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» рассматривал долю выработки тепла и горячего водоснабжения для коммунально-бытовых нужд и населения по трем крупным потребителям Республики Карелия: ОАО «ТГК-1», ОАО «Кондопога» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее – ОАО «ПКС»). Именно указанные хозяйствующие субъекты Республики Карелия наряду с основным договором имеют договор на дополнительный газ; у всех остальных потребителей – по одному договору, который для них является основным.

ОАО «ТГК-1» является единой теплоснабжающей организацией на территории Петрозаводского городского округа (постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 25 сентября 2014 года №4786).

ОАО «ПКС» является организацией коммунального комплекса, доля выработки тепла и горячего водоснабжения для коммунально-бытовых нужд и населения ОАО «ПКС» составляет 97%. У ОАО «Кондопога» доля выработки тепла для бюджетофинансируемых организаций и других предприятий (перепродавцов), в том числе Кондопожского ММП ЖКХ, составляет 14% от общего количества произведенной тепловой энергии.

В связи с указанным, ОАО «ТГК-1» и ОАО «ПКС» получили приоритет перед ОАО «Кондопога» при согласовании объемов поставки газа по постановлению №833 на 2015 год. При этом следует отметить, что заявки ОАО «ТГК-1» и ОАО «ПКС» также не были удовлетворены на 100%.

При распределении выделенного ООО «Газпром межрегионгаз» лимита учитывалось также фактическое потребление газа покупателями Республики Карелия в предыдущие годы по сравнению с согласованными в договорах объемами газа (пункт 2.1 договора поставки газа).

Так, на 2013 год ОАО «Кондопога» был согласован плановый объем поставки 271,9 млн.куб.м.; по факту ОАО «Кондопога» выбрало 197 млн.куб.м. В 2014 году был согласован план поставки 268 млн.куб.м.; по факту ОАО «Кондопога» выбрало 237 млн.куб.м. Таким образом, ОАО «Кондопога» в предыдущие годы не использовало согласованные по договору поставки газа №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года дополнительные объемы, в то время как ОАО «ТГК-1» и ОАО «ПКС» в 2013 – 2014 годах практически полностью выбирало согласованные по договорам плановые объемы.

Указанное обстоятельство также было учтено ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» при согласовании дополнительных объемов на 2015 год.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что заявителем не были представлены объективные доказательства того факта, что снижение объемов поставки газа приведет к ущемлению его интересов. Кроме того, пунктом 2.5 договора поставки газа №10-БД-5484 от 03 сентября 2012 года по заявке покупателя, направленной не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа, предусмотрена возможность как уменьшения, так и увеличения объемов поставляемого газа.

При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» предпринимались все зависящие от него меры для согласования ОАО «Кондопога» именно тех объемов поставки газа, которые были запрошены потребителем; поставщик действовал в строгом соответствии с законодательством в области поставки газа и заключенными с ОАО «Кондопога» договорами, злоупотребления своим доминирующим положением на рынке не допустил, что свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №03-16/04-2015, возбужденного в отношении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии

                <…>

 

                   <…>

 

 

              

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны