Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ... от 19 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское У ФАС России) по рассмотрению дела №03- 16/04-2017

УСТАНОВИЛ:

В Карельское УФАС России поступило заявление ОАО «Петромика» (далее – заявитель) от 03.04.2017 (вх. №1637) с жалобой на действия ООО «Энергокомфорт. Единая Карельская энергосбытовая компания» (далее – ООО «Энергокомфорт. Карелия») и акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы»  (далее -АО «ПКС») по факту введения 03 апреля 2017 года режима ограничения электроснабжения в отношении объектов ОАО «Петромика», в том числе объектов, опосредованно присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства заявителя, расположенных в г. Петрозаводске по адресам: ул. Горького, 25, ул. Коммунальная, 20, ул. Коммунальная, 15а, ул. Красноармейская, 25 (торговый центр «Кей»).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

Приказом ФСТ России от 16.04.2010 №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии») под регистрационным № 10.1.2.  Следовательно, АО «ПКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей, в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.

 Услуга по передаче электроэнергии, оказываемая сетевой организацией, неразрывно связана с процессом энергоснабжения потребителей, она оказывается на розничных рынках электрической энергии (в том числе на территории Петрозаводского городского округа), к ее оказанию применяются требования Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения).

Из заявления ОАО «Петромика» и приложенных к нему документов следует, что между обществом и ООО «Энергокомфорт. Карелия» заключен договор энергоснабжения от 01.05.2014 №100-1-41-12480-01 (далее – договор), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью  процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель ОАО «Петромика» обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги.

В приложении №3 к договору определены точки поставок электрической энергии: РП-21 ввод №1 (ф.5/2 акт), РП-21 ввод №2 (ф 8/2 акт.) и РП-21 ввод №1 (ф5/2 реактив.).

В разделе 3 договора стороны предусмотрели, что указанные точки поставки электрической энергии потребителю должны быть обеспечены необходимыми приборами учета. В разделе 4 договора стороны установили, что определение объема потребленной электрической энергии (мощности) осуществляется по приборам учета, указанным в приложении №3 к договору. В приложении №3 к договору указаны следующие приборы учета, установленные соответственно на точках поставок электрической энергии: на РП-21 ввод №1 (ф.5/2 акт) электросчетчик Меркурий 230 ART-00PQ №15630420; на РП-21 ввод №2 (ф 8/2 акт.) - Меркурий 230 ART-00PQRSIGDN №15573683 и на РП-21 ввод №1 (ф5/2 реактив.) СР4У-И673М №522375.

Согласно пунктам 145, 155 Основных положений собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.

При  этом в силу пункта 167 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

В силу пункта 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления (абзац 2 пункта 176 Основных положений).

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным (абзац 3 пункта 176 Основных положений)..

В акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия (абзац 4 пункта 176 Основных положений).

Согласно пункту 2 Основных положений «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из объяснений АО «ПКС», ООО «Энергокомфорт. Карелия» и документов, приложенных к ним, следует, что 06.12.2016 работниками сетевой организации была проведена плановая проверка приборов учета ОАО «Петромика» по адресу(…), в присутствии представителя заявителя (главного энергетика (…).). По результатам проверки составлены акты:

- №ПКС-324 (объект проверки: счетчик №15573683, РП-21 ввод №2 (ф 8/2 акт);

- №ПКС-325 (объект проверки: счетчик №15630420, РП-21 ввод №1 (ф 5/2 акт);

- №230624 (объект проверки: счетчик №21734970, РП-21 город (ф 5/2 акт).

Следует отметить, что прибор учета с №21734970 в приложении №3 договора не указан.

Кроме того, в строке «результат» актов проверки указано «группа трансформаторов напряжения вышла из строя (отсутствует напряжение по фазе «В» к 13.01.2016)». При этом, в актах проверок отсутствует информация о наличии безучетного потребления потребителем электроэнергии, а также не указан способ установления недостатка, указанного в актах проверки.

Таким образом, в вышеуказанных актах проверок отсутствует существенная информация о результатах их проведения, в частности не указано на наличие безучетного потребления электроэнергии, способа его выявления, что свидетельствует о нарушении требований, установленных в пункте 176 Основных положений.

В соответствии с пунктом 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Пунктом 193 Основных положений установлено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

На основании вышеуказанных актов проверки приборов учета АО «ПКС» 08.12.2016 направило в адрес ОАО «Петромика» письмо №105-08-757, которым уведомило общество о составлении акта о безучетном потреблении электрической энергии по объекту, расположенному по адресу: ул. М. Горького, 25 в 10 часов 00 минут 12.12.2016 по адресу ул. Зайцева 56А, предложив направить уполномоченного представителя ОАО «Петромика» для участия в его составлении. По информации АО «ПКС» уведомление было получено ОАО «Петромика», о чем имеется соответствующая отметка в нем. Вместе с тем, согласно соответствующей отметке уведомление получено ИП (…)., по информации ОАО «Петромика» не имеющей к обществу никакого отношения.

В связи с тем, что для составления акта 12.12.2016 представитель ОАО «Петромика» не явился, АО «ПКС» направило по почте письмом от 14.12.2016 №105-08-781 повторное уведомление о составлении акта о безучетном потреблении электроэнергии на вышеуказанном объекте Общества в 10 часов 00 минут 20.01.2017. Документы, подтверждающие получение ОАО «Петромика» повторного уведомления, представлены в материалы расследования.

20.01.2017 АО «ПКС» составило в отношении ОАО «Петромика» акты № 344 и 345 о безучетном потреблении электрической энергии на объекте, расположенном по адресу: ул. М.Горького, 25, в которых указало, что 06.12.2016 представителями АО «ПКС» при проверке приборов учета (в вышеуказанных актах проверки) было выявлено безучетное потребление электроэнергии ОАО «Петромика» (ИНН (…)), связанное с выходом из строя группы трансформаторов напряжения (отсутствует напряжение по фазе «В»). Указанные акты подписаны представителями АО «ПКС» ((…)., сведения о втором представителе не читаемы), составлен в присутствии 2-х незаинтересованных лиц ((…), указаны адреса лиц). При этом, в строке «в присутствии представителя потребителя:» указано «потребитель уведомлен о дате и месте составления акта заказным письмом исх. №109.08-781 от 14.12.2016». В строке, где должны быть указаны объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электроэнергии, указано, что потребитель ОАО «Петромика» объяснений не предоставил. Вместе с тем в актах не конкретизирована являющаяся частью печатного текста формуляра акта информация о факте отказа потребителя от подписания акта либо о факте отказа от присутствия при его составлении. Отсутствует информация о вручении акта потребителю либо об отказе потребителя от получения акта.

Как следует из актов о безучетном потреблении электроэнергии от 20.01.2017 №344 и 345 указания на наличие нарушений схемы присоединения прибора учета отсутствуют, каким способом выявлены нарушения в виде неучтенного потребления электроэнергии также не зафиксировано.

При этом, из актов проверок приборов учета от 06.12.2016 не следует безусловный вывод о том, что причиной выхода из строя трансформаторов напряжения стало вмешательство потребителя в работу приборов учета или измерительного комплекса.

Из пунктов 84, 192, 194 основных положений следует, что факт безучетного потребления электроэнергии устанавливается на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, право на составление которого принадлежит гарантирующему поставщику, а также сетевой организации.

Следовательно, акт о неучтенном потреблении электрической энергии должен содержать сведения, позволяющие достоверно установить обстоятельства, которыми абзац восьмой пункта 2 основных положений обуславливает квалификацию потребления электрической энергии в качестве безучетного.

 Таким образом, отсутствие в актах от 20.01.2017 №344 и 345 указаний на способ вмешательства в работу приборов учета (измерительного комплекса), имеющиеся в материалах расследования доказательства не позволяют достоверно установить факт безучетного потребления ОАО «Петромика» электрической энергии в период с 13.11.2016 по 06.12.2016.

Кроме того, отсутствие в актах подписи представителей ООО «Энергокомфорт. Карелия», свидетельствует о составлении актов в их отсутствие.

Таким образом, при составлении актов от 20.01.2017 №344 и 345 не соблюдена полностью процедура, строго регламентированная пунктом 193 Основных положений.

В соответствии с пунктом 194 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии сетевой организацией осуществляется расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

Согласно пункту 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения №3 к настоящему документу.

При этом в отношении потребителя, при осуществлении расчетов за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, помимо объема безучетного потребления электрической энергии также определяется величина мощности, приобретаемой по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), и величина мощности, оплачиваемой в части услуг по передаче электрической энергии, исходя из почасовых объемов потребления электрической энергии, определяемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения №3 к настоящему документу.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В актах от 20.01.2017 №344 и 345 указаны расчеты безучетного потребления электроэнергии за период с 04.03.2016 (дата предыдущей проверки) по 06.12.2016 (дата последней проверки (277 дней), из которых следует, что объем неучтенной электроэнергии составил 9414288 кВтч и 7209936 кВтч соответственно.

При этом, АО «ПКС» в соответствии с пунктом 192 Основных положений указанные акты о безучетном потреблении электроэнергии направило в адрес ООО «Энергокомфорт. Карелия» с письмом от 23.01.2017 №105.08-888, в котором также предоставило расчет объема безучетного потребления электрической энергии ОАО «Петромика». При этом, данные расчеты отличаются от расчетов, указанных в актах от 20.01.2017 №344 и 345. Так, расчеты произведены за период с 13.11.2016 (дата выхода из строя прибора учета №15630420 и №15573683, при том что сами приборы согласно актам проверок, исправны) по 06.12.2016 (дата последней проверки) соответственно за 23 дня. В связи с чем, объем безучетного потребления электрической энергии по акту №344 составил 802 682 кВтч и по акту №345 – 699 549 кВтч.

Как видно из других документов и объяснений АО «ПКС» и ООО «Энергокомфорт. Карелия», предоставленных в материалы расследования, именно данные расчеты были взяты гарантирующим поставщиком за основу для предъявления соответствующих счетов ОАО «Петромика».

Необходимо также отметить, что согласно пункту 195 Основных положений стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Так, ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес ОАО «Петромика» счет-фактуру от 31.01.2017 №2746, в котором помимо стоимости за потребленную электроэнергию в январе 2017 года (в размере 1 682 159,2 руб.) указана стоимость услуг, предъявляемая обществу за безучетное потребление электроэнергии в размере 11 489 922,67 руб.

Поскольку ОАО «Петромика» не оплатило указанный счет в полном объеме, ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес АО «ПКС» предварительную заявку на введение частичного ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки, в том числе по одной из точки поставки ОАО «Петромика».

Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 (далее – Правила №422), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии по вышеуказанным основаниям производится сетевой организацией (заявке) гарантирующего поставщика (подпункт «а» пункта 4 раздела 2 Правил).

Пунктом 15 Правил установлено, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 9 Правил частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах.

28.03.2017 ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес АО «ПКС» заявку на введение частичного ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки, в том числе по одной точке поставки ОАО «Петромика».

На основании полученного от ООО «Энергокомфорт. Карелия» 01.03.2017 задания на введение частичного ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки ОАО «Петромика» АО «ПКС» письмом от 03.03.2017 №105.08-1086 направила в адрес ОАО «Петромика» и всех лиц, опосредованно подключенных к электросетевому хозяйству последнего соответствующее уведомление. Документы, подтверждающие получение данного уведомления ОАО «Петромика», ООО «Эвольвента» предоставлены в материалы расследования.

Вышеуказанным письмом АО «ПКС» сообщило о запланируемых на 30.03.2017 действиях по частичному ограничению потребления электроэнергии ОАО «Петромика» и в связи с имеющейся задолженностью предлагало ее погасить, предупреждая , что в случае ее не оплаты 03.04.2017 будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии по объектам: РП21 ввод №1 (ф.5/2) и РП21 ввод №2 (ф.8/2) по ул. М.Горького, 25. А в случае невыполнения указанных действий ОАО «Петромика» самостоятельно, АО «ПКС» 03.04.2017 произведет такое ограничение с питающих центров РП-2, указав при этом, что в этом случае такое ограничение приведет к отключению электроэнергии субабонентов (ООО «Согласие», ООО «Эвольвента», ООО «МагнитЭнерго» и ИП Ефимович И.В.) и в соответствии с пунктом 11 Правил      именно ОАО «Петромика» будет обязана возместить возникшие у них убытки.

Вместе с тем следует отметить, что направленное уведомление не содержало обязательную информацию о размере задолженности ОАО «Петромика» по оплате электроэнергии.

30.03.2017 ОАО «Петромика» не допустила сотрудников АО «ПКС» для введения ограничения режима потребления электрической энергии, о чём был составлен акт о недопуске №03/1 от 30.03.2017, самостоятельно ОАО «Петромика» также не ввело частичное ограничение режима потребления электроэнергии.

31.03.2017 ООО «Энергокомфорт». Карелия» направило в адрес АО «ПКС» заявку на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки, в том числе по одной точке поставки ОАО «Петромика» с указанием на наличие субабонентов.

03.04.2017 ОАО «Петромика» не допустила сотрудников АО «ПКС» для введения ограничения режима потребления электрической энергии, о чём был составлен акт о недопуске №04/2 от 03.04.2017.

03.04.2017 АО «ПКС», руководствуясь пунктами 9-11 Правил №442, ввело ограничение режима потребления электрической энергии.

05.04.2017 ООО «Энергокомфорт». Карелия» направило в адрес АО «ПКС» заявку на восстановление режима потребления электрической энергии (письмо №3-02/1-2962а от 05.04.2017).

05.04.2017 электроснабжение на объектах ОАО «Петромика» было восстановлено, что подтверждается актами о возобновлении режима потребления №0504/2 и №0504/1 от 05.04.2017.

Таким образом, Основными положениями и Правилами №442 урегулированы порядок и последствия выявления безучетного потребления электрической энергии.

В ходе проведения проверки 06.12.2016 не установлено, что пломбы на приборе учета отсутствовали либо были повреждены по вине абонента, кроме того в материалы дела не представлено доказательств совершения ОАО «Петромика» действий, направленных на вмешательство в работу прибора учета, либо иных действий заявителя, прямо предусмотренных договором, и приведших в итоге к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии, также свидетельствующих о безучетном потреблении электрической энергии.

При этом, установление одного факта отсутствия напряжения в фазе «В», является недостаточным, так как данное обстоятельство само по себе свидетельствует лишь о возможности применения с даты обнаружения указанного факта иного способа определения количества поставленной электрической энергии, а не указание в актах о безучетном потреблении электроэнергии информации о способе вмешательства потребителя в работу приборов учета (измерительного комплекса) свидетельствует об их не соответствии положениям Основных положений.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод, о том что,  факт составления АО «ПКС» актов о безучетном потреблении электроэнергии ОАО «Петромика» при недоказанности наличия безучетного потребления  привел к тому, что на их основании гарантирующим поставщиком были выставлены соответствующие счета в адрес потребителя, а их неоплата в дальнейшем послужила причиной введения в отношении заявителя режима ограничения потребления электроэнергии, ввиду чего произошло ущемление интересов ОАО «Петромика», что свидетельствует о наличии в действиях АО «ПКС» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Карельского УФАС России от 09 июня 2017 года № 88 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения акционерным обществом «Петрозаводские коммунальные системы» (ул. Кирова, д. 47Б, г. Петрозаводск, 185035)  части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 03-16/04-2017 к рассмотрению на 05 июля 2017 года в 15 часов 30 минут, по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика - АО «ПКС» ((…));

            заявителя – АО «Петромика»  ((…));

заинтересованного лица - ООО «Энергокомфорт.Карелия» ((…)).

  1. АО «ПКС» надлежит в срок до 30 июня 2017 года предоставить в адрес Карельского УФАС России:

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных);

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

  1. АО «Петромика» надлежит в срок до 30 июня 2017 года предоставить в адрес Карельского УФАС России:

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных);

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

  1. Явка представителя(-ей) АО «ПКС»,  АО «Петромика» и ООО «Энергокомфорт. Карелия» (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положени

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны