Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ в отношении ОАО «Карелгаз» от 29 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

26 мая 2015 года                                                                                        г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/05-2015, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Карелгаз» (ул. Архипова, 30, г. Петрозаводск, Республика Карелия; далее - ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ООО «Карельский ресурс» - Ч. (доверенность от <…>; копия в деле), представителей ОАО «Карелгаз» - Г. (доверенность от <…>; копия в деле), К. (доверенность от <…>; копия в деле) М. (доверенность от <…>; копия в деле)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 21 ноября 2014 года (вх. №6101) поступило заявление Щ. (далее – заявитель) с жалобой на действия ОАО «Карелгаз», выразившиеся в отказе осуществить регистрацию прибора учета газа, установленного ООО «Карельский ресурс» (далее – общество). В этот же день поступило и заявление ООО «Карельский ресурс» (вх. №6102) также с жалобой на указанные действия ОАО «Карелгаз».

17 марта 2015 года, то есть уже после возбуждения дела, в адрес антимонопольного органа поступило заявление З. (далее также заявитель) аналогичного содержания; в соответствии с положениями ФЗ «О защите конкуренции» оно было приобщено к материалам настоящего дела.

Из заявления ООО «Карельский ресурс» и приложенных к нему документов следует, что ООО «Карельский ресурс», имея соответствующие допуски, осуществляет деятельность по установке приборов учета газа гражданам-потребителям. Вместе с тем в последующем при обращении к поставщику граждан-потребителей, которым прибор учета был установлен силами ООО «Карельский ресурс», с целью опломбировки, ОАО «Карелгаз» отказывало им в регистрации (установке пломбы) приборов учета.

Так, Щ. в своем заявлении указывает, что 16 октября 2014 года ООО «Карельский ресурс» выполнило работы по монтажу прибора учета газа. В свою очередь 17 октября 2014 года Щ. обратился в адрес филиал–треста «Петрозаводскгоргаз» ОАО «Карелгаз» с заявлением на регистрацию прибора учета газа.

Письмом от 27 октября 2014 года №2973 заявителю было предложено выполнить монтаж прибора учета в соответствии с СП 42-101-2003, то есть фактически в регистрации прибора учета газа было отказано. В обоснование своих требований ОАО «Карелгаз» указало следующее: «при обследовании выявлено: отключающее устройство перед плитой расположено на высоте более 2 метров. Согласно СП 42-101-2003 пункт 10.218 отключающий кран следует устанавливать на расстоянии не менее 0,2 м сбоку от плиты. При верхней разводке отключающий кран должен быть установлен на опуске к плите на высоте 1,5 – 1,6 м. от пола. Пункт 6.47 установка счетчиков предусматривается исходя из условий удобства их монтажа, обслуживания и ремонта. Высоту установки счетчиков, как правило, следует принимать 1,6 м от уровня пола помещения или земли».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, направленный в ходе проведения антимонопольного расследования, ОАО «Карелгаз» письмом от 11 декабря 2014 года (вх. от 12 декабря 2014 года №6632) пояснило, что при проведении обследования помещения Щ., в котором был установлен прибор учета газа, было выявлено, что отключающее устройство перед счетчиком, которое также является одновременно отключающим устройством перед плитой, расположено на высоте более 2 метров.

Согласно пункту 10.218 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (далее – СП 42-101-2003) отключающий кран следует устанавливать на расстоянии не менее 0,2 м. от плиты. При верхней разводке отключающий кран должен быть установлен на опуске к плите на высоте 1,5 – 1,6 м. от пола.

СП 42-101-2003 разработан в соответствии с требованиями СНиП 10-01 в развитие основополагающих СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» (далее – СНиП 42-01-2002), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя России 23 декабря 2002 года №163. СНиП 42-01-2002 содержат технические требования, обязательные при проектировании и строительстве новых и реконструируемых газораспределительных систем, предназначенных для обеспечения природным и сжиженным углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, а также внутренних газопроводов, и устанавливают требования к их безопасности и эксплуатационным характеристикам. В соответствии со СНиП 10-01 к основным особенностям СНиП 42-01-2002 относится приоритетность требований, направленных на обеспечение надежной и безопасной эксплуатации систем газораспределения.

В положениях СП 42-101-2003 приведены подтвержденные научными исследованиями, опробованные на практике и рекомендуемые в качестве официально признанных технические решения, средства и способы реализации обязательных требований по проектированию и строительству систем газораспределения, установленных СНиП 42-01-2002.

Таким образом, по мнению ОАО «Карелгаз» конкретные рекомендации, выполнение которых обеспечивает соблюдение требований настоящих строительных норм и правил, приводятся в сводах правил, в том числе в СП 42-01-2003.

В свою очередь, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года №1047-р СНиП 42-01-2002 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанные стандарты распространяются и на пункты 7.9, 7.10 СНиП 42-01-2002, устанавливающие требования к монтажу приборов учета газа и отключающих устройств на внутридомовом газопроводе жилых зданий.

Некачественное оказание услуг по монтажу газового оборудования, с нарушением установленных норм и правил, ведет к возникновению аварийных ситуаций, которые влияют на безопасность газоснабжения многоквартирных домов.

Газовый счетчик и отключающее устройство по адресу Щ. установлен на высоте, превышающей допустимую, при которой при возникновении аварии и (или) пожара на газоиспользующем оборудовании и (или) в квартире пользователь газа не сможет в оперативном порядке перекрыть подачу газа. При таком состоянии газового оборудования создается явная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих в газифицированном жилом многоквартирном доме.

В соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 19 февраля 2015 года №43 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ОАО «Карелгаз» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 19 февраля 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 17 марта 2015 года. В последствии рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в том числе в целях привлечения к участию в деле Государственной жилищной инспекции Республики Карелия и получения дополнительных доказательств. В ходе заседания комиссии 05 мая 2015 года было принято решение о перерыве в рассмотрении дела до 14 часов 00 минут 12 мая 2015 года.

В дополнение к ранее изложенной позиции ОАО «Карелгаз» письмом от 03 апреля 2015 года №713-упр (вх. №1688) представило позицию относительно приобщенного к материалам настоящего дела заявления З., сводящуюся, по своей сути, к позиции относительно заявления Щ., изложенной в письме от 11 декабря 2014 года (вх. от 12 декабря 2014 года №6632).

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время. Представитель ООО «Карельский ресурс» поддержала позицию, изложенную в заявлении. Представители ОАО «Карелгаз» с вменяемым нарушением не согласны; ссылаясь на нормы СП 42-101-2003, полагают, что действия общества законны и обоснованы, а установление отключающего устройства на высоте более двух метров создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, Г. пояснил, что в соответствии с пунктом 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549; далее – Правила поставки газа) установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю проверку. Таким образом, по его мнению, Правилами поставки газа установлены требования к прибору учета при опломбировке его места соединения с газопроводом; при этом, указанный пункт не содержит перечня оснований для отказа в опломбировке места соединения счетчика с газопроводом.

Помимо прочего представители ОАО «Карелгаз» полагают, что и Щ. и З. была произведена незаконная перепланировка. Так, согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статьей 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. В рассматриваемом случае соответствующего решения вынесено не было, ОАО «Карелгаз» уведомило Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия, которая, в свою очередь, выдала Щ. предписание от 31 марта 2015 года №271 (далее – предписание) получить разрешение на переоборудование внутриквартирного газового оборудования в установленном законом порядке.

По существу выданного Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия предписания представитель ООО «Карельский ресурс» - Ч. пояснила, что названное предписание письмом Государственной жилищной инспекции от 27 апреля 2015 года было отозвано в связи с техническими неточностями; в целом же требования, содержащиеся в нем, противоречат положениям ЖК РФ. Обязанность собственника помещения в соответствии со статьей 26 ЖК РФ на согласование с органом местного самоуправления, необходима только в случае переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Исходя из смысла статей 25 и 26 ЖК РФ, по мнению общества, в случае если внесение изменений в технический паспорт не требуется, те или иные действия, не являются переустройством или перепланировкой.

З. письмом от 29 апреля 2015 года (вх. от 30 апреля 2015 года №2250) в дополнение к своему заявлению сообщила, что ООО «Карельский ресурс» какие-либо работы по переносу отключающего устройства не производило; отключающее устройство было установлено ОАО «Карелгаз» примерно в 2009 году, претензий в ходе проведения проверок газового оборудования не предъявлялось.

Комментируя ситуацию с З., ОАО «Карелгаз» письмом от 08 мая 2015 года №б/н (вх. №2394) пояснило, что ООО «Карельский ресурс» в ходе выполнения работ по замене прибора учета был демонтирован старый прибор учета (СГК-4), отключающее устройство перед плитой и счетчиком, а также демонтирована часть газопровода перед счетчиком и после него.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

ОАО «Карелгаз» является поставщиком сжиженного углеводородного газа на территории Республики Карелия, приказом Карельского УФАС России от 13 июня 1996 года №19 включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по виду услуг транспортирование и распределение газового топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей (населения, промышленных предприятий) с долей более 65%.

В свою очередь, ООО «Карельский ресурс» является специализированной организацией, осуществляющей на основании свидетельства от 30 ноября 2011 года №0139.00-2011-1006010215-С-203 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

Статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) относит договор энергоснабжения к публичным договорам и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункты 1 и 4).

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).

Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об энергосбережении») предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (статья 13).

Согласно части 8 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Статьей 544 ЖК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354; далее – Правила предоставления коммунальных услуг) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В силу пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

При этом пунктом 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(5)).

В силу положения пункта 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор); особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регулируются Правилами поставки газа.

Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципов обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа; поставки газа по фактической потребности, а также применения энергосберегающих технологий при использовании газа (пункт 2 Правил поставки газа).

Согласно пункту 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан обеспечить по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачивается абонентом.

При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил поставки газа).

В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

При этом в силу пункта 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, можно сделать вывод о том, что на поставщика газа законодателем возложена обязанность произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента; основанием для отказа в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу могут служить следующие обстоятельства: 1) неисправное состояние прибора учета газа; 2) отсутствие или повреждение пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей проверку.

Как следует из материалов настоящего дела 16 октября 2014 года специализированная организация ООО «Карельский ресурс» выполнила по заявке Щ. работы по монтажу прибора учета газа модель GSN-G1.6IS-1.1 (дата выпуска 01 июля 2014 года; срок следующей госповерки: 01 июля 2024 года; показания прибора учета: 0,682).

 29 января 2015 года эта же специализированная организация выполнила по заявке З. работы по монтажу прибора учета газа модель: Гранд-1,6 №1014163110 (дата выпуска: 06 октября 2014 года; срок следующей госповерки: 06 октября 2026 года; показания прибора учета: 1,861).

В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что счетчики GSN-G1.6IS-1.1 (согласно паспорту, соответствует ТУ 4213-002-92506256-12, признан годным к эксплуатации) и Гранд-1,6 (согласно паспорту №GFGB.00.00.000 ПС соответствует ТУ4213-004-70670506-2010; прошел первичную проверку в соответствии с 4213-004-70670506-2010 МП и признан пригодным к применению) не соответствуют положениям пункта 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг и Правил поставки газа,

Доказательства неисправности указанных приборов учета, повреждения сохранных пломб завода-изготовителя на приборах учета газа также отсутсвуют. Вместе с тем после обращения Щ. 17 октября 2014 года (вх. ОАО «Карелгаз» №1772) и З. 02 февраля 2015 года (вх. ОАО «Карелгаз» №208) в адрес поставщика газа с целью осуществить регистрацию установленных у них индивидуальных приборов учета газа, ОАО «Карелгаз», обоснованно расценив обращение потребителей как заявления об опломбировке и вводе приборов учета газа в эксплуатацию, письмом от 27 октября 2014 года №2973 предложило Щ. выполнить монтаж прибора учета в соответствии с СП 42-101-2003 для дальнейшей его регистрации; письмом от 12 февраля 2015 года №418 ОАО «Карелгаз» сообщило З. о «приостановлении регистрации прибора учета, установленного ООО «Карельский ресурс» до устранения несоответствия прокладки газопровода и отключающего устройства перед плитой требованиям СП 42-101-2003».

Факт того, что поставщиком газа в многоквартирные дома заявителей является ОАО «Карелгаз», не оспаривается. Таким образом, ОАО «Карелгаз» обязано было не позднее пяти рабочих дней со дня обращения заявителей осуществить опломбировку установленных у них приборов учета газа. Однако, указанные действия ни в установленный срок, ни на дату рассмотрения настоящего дела ответчиком не произведены.

ОАО «Карелгаз» отказало в регистрации установленных ООО «Карельский ресурс» приборов учёта газа Щ., З. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Довод ОАО «Карелгаз» об обязательности применения СП 42-101-2003 комиссия считает несостоятельным ввиду того, что содержащиеся в нем требования носят рекомендательный характер. Так, в Введении к указанному документу говорится: «в положениях СП 42-101 приведены подтвержденные научными исследованиями, опробованные на практике и рекомендуемые в качестве официально признанных технические решения…».

Кроме того, в соответствии с пунктом 7.10 СНиП 42-01-2002 каждый объект, на котором устанавливается газоиспользующее оборудование, должен быть оснащен счетчиком расхода газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами пользования газом.

Необоснованно отказывая Щ. и З. в регистрации (установке пломбы) установленных у них ООО «Карельский ресурс» приборов учета газа, ОАО «Карелгаз» тем самым ущемляет интересы как потребителей, (лишая их права на осуществление расчетов потребленного энергоресурса при помощи прибора учета), так и специализированной организации ООО «Карельский ресурс» (ввиду того, что у потребителя может возникнуть впечатление некомпетентного выполнения работ со стороны общества).

При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что действия ОАО «Карелгаз» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителей-физических лиц налагаются неразумные и незаконные ограничения, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

                                                          

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ОАО «Карелгаз» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов граждан Щ. и З., ООО «Карельский ресурс» путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа).

2.Выдать ОАО «Карелгаз» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии

                <…>

 

                   <…>

 

                 

 

              

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/05-2015/11

 

26 мая 2015 года                                                                                                     г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 26 мая 2015 года по делу №03-16/05-2015 о нарушении ОАО «Карелгаз» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов граждан Щ. и З., ООО «Карельский ресурс» путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа).

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «Карелгаз» в течение пяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания осуществить опломбировку установленных у Щ. и З. индивидуальных приборов учета газа.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                   <…>

 

Члены Комиссии

             <…>

 

 

               <…>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны