Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-16/06-2018 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

***

 

***

 

***

 

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело № 03-16/06-2018 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс» (г. Петрозаводск, РК, далее также – ООО «Карелэнергоресурс») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») в присутствии представителя заявителя акционерного общества «РУСАЛ УРАЛ» в лице филиала «Объединенная Компания Русал Надвоицкий Алюминиевый Завод» (далее – «РУСАЛ Надвоицы») – «…» (доверенность), представителя ответчика ООО «Карелэнергоресурс» - «…» (доверенность), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах дела – Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Карелия» (далее –  ФБУ «Карельский ЦСМ») и отдела государственного контроля и надзора в Республике Карелия Северо – Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – отдел ГКН в РК Северо – Западного МТУ Росстандарта)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление «РУСАЛ Надвоицы» от 18 мая 2018 года № 201510 (вх. от 24 мая 2018 года № 2454) по факту нарушения ООО «Карелэнергоресурс» Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 (далее – Правила № 1034), выразившегося в направлении в адрес «РУСАЛ Надвоицы» уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета.

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ООО «Карелэнергоресурс» уведомлением от 18 апреля 2018 года № 01-01/1708 (далее также уведомление) указало заявителю на необходимость приведения узла учета тепловой энергии в соответствие с Правилами № 1034, а именно:

- получить у теплоснабжающей организации технические условия на проектирование узла учета;

- выполнить проектирование (с дальнейшим согласованием проекта в теплоснабжающей организации) и установку приборов учета;

- ввести в эксплуатацию узел учета в соответствии с пунктами 61 – 72 Правил            № 1034.

Из уведомления следует, что вышеприведенные действия необходимо совершить по причине истечения срока службы узлов учета тепловой энергии (расходомер, тепловычеслитель), установленных на тепловых сетях заявителя.

Так, в уведомлении указаны следующие сведения:

 

Адрес

Прибор учета

Дата изготовления

Средний срок службы прибора

Дата истечения среднего срока службы узла учета

п. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1 (левая ветка)

Тепловычислитель

(ВЗЛЕТ ТСРВ-022, зав. № 502867)

14.12.2005

12 лет

08.12.2017

Расходомер

(УРСВ-520, зав. № 552698)

08.12.2005

12 лет

п. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1 (правая ветка)

Тепловычислитель

(ВЗЛЕТ ТСРВ-022, зав. № 502909)

14.12.2005

12 лет

08.12.2017

Расходомер

(УРСВ-522, зав. № 552598)

08.12.2005

12 лет

Расходомер

(УРСВ-522, зав. № 552514)

09.12.2005

12 лет

 

В данных действиях (бездействии) заявитель усматривает нарушение антимонопольного законодательства, просит принять меры по вышеуказанным фактам.

На основании заявления «РУСАЛ Надвоицы» от 18 мая 2018 года, а также информации, полученной в ходе рассмотрения заявления, приказом руководителя Карельского УФАС России «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» от 23 августа 2018 года № 97 возбуждено дело № 03-16/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Карелэнергоресурс» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – антимонопольное дело).

Определением от 23 августа 2018 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/06-2018» (далее – определение от 23 августа 2018 года) рассмотрение дела было назначено на 15 часов 00 минут 03 октября 2018 года.

В соответствии с указанным определением ООО «Карелэнергоресурс» в срок до 17 сентября 2018 года надлежало представить письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных), а также иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

В установленный срок ООО «Карелэнергоресурс» с письмом от 14 сентября 2018 года № 01-01-3700 предоставлены письменные пояснения.

При рассмотрении дела 03 октября 2018 года комиссией на основании статьи 46   ФЗ «О защите конкуренции» был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 09 октября 2018 года.

Ответчик и заявитель протокольно были извещены о времени и месте рассмотрения дела № 03-16/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства после перерыва.

Рассмотрение комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства после перерыва 09 октября 2018 года было продолжено в присутствии представителя заявителя с того момента, на котором оно было прервано. ООО «Карелэнергоресурс» явку своего представителя на рассмотрение данного дела не обеспечило.

Определением от 09 октября 2018 года «Об отложении рассмотрения дела № 03-16/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства» рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 22 ноября 2018 года (далее – определение от 09 октября 2018 года).

Определением от 09 октября 2018 года к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечены – отдел ГКН в РК Северо – Западного МТУ Росстандарта и подведомственная Росстандарту организация – ФБУ «Карельский ЦСМ», которым надлежало предоставить запрашиваемую определением информацию.

В письме от 06 ноября 2018 года № 2/164 (вх. от 09 ноября 2018 года № 5251) отдел ГКН в РК Северо – Западного МТУ Росстандарта со ссылками на пункты 5, 6, 14 Правил № 1034, ГОСТ 27.002-2015, а также нормы Федерального закона от 26 июня 2008 года              № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – ФЗ «Об обеспечении единства измерений») пояснил следующее.

По смыслу определения «срока службы», которое дано в ГОСТе 27.002-2015 предельное состояние и определяет срок службы объекта, в том числе и приборов учета. ГОСТ 27.002-2015 не определяет критерий предельного состояния. Для средства измерений таким критерием можно считать результат поверки средств измерений, Правила № 1034 также предусматривают соответствие приборов учета ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в качестве обязательного требования.

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (пункт 1 статьи 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

По смыслу пункта 1 статьи 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» прошедшие поверку средства измерений являются исправными и их показания могут применяться при проведении измерений в сферах государственного регулирования, в том числе при учете энергетических ресурсов, пока не доказано иное.

Таким образом, наличие действующего поверительного клейма (непосредственно на средстве измерений либо на свидетельстве о поверке средств измерений) означает, что средство измерений удовлетворяет метрологическим требованиям (характеристикам), установленным при проведении испытаний средства измерений с целью утверждений типа с последующим введением в Государственный реестр средств измерений, предельное состояние средства измерений не наступило, истечение фактического срока службы, следовательно, не доказано, средство измерений считается в связи с этим пригодным для применения в сфере государственного регулирования.

Из письма ФБУ «Карельский ЦСМ» от 09 ноября 2018 года № 22/1-2681 (вх. от 12 ноября 2018 года № 5268) следует, что параметр «срок службы» не относится к метрологическим требованиям в рамках определения ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

ФБУ «Карельский ЦСМ» при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по поверке не может признать средство измерений не соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и непригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на основании истечения срока службы.

Приборы для коммерческого учета с истекшим сроком службы и с не истекшим сроком поверки не могут считаться вышедшими из строя на основании пункта 75 Правил № 1034.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 и пунктом 6 статьи 12 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

При рассмотрении антимонопольного дела представителем заявителя подержана позиция, изложенная в обращении от 18 мая 2018 года № 201510 (вх. от 24 мая 2018 года № 2454).

Так, представитель заявителя поясняла, что перед отопительным периодом 2017/2018 были проведены мероприятия по ремонту приборов учета, впоследствии неисправностей узлов учета и входящих в них приборов учета зафиксировано не было.

Кроме того, представитель заявителя ссылалась на акты от 08 ноября 2017 года                  № 50/03 и 51/03 ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя, согласно которым узлы учета тепловой энергии допущены в эксплуатацию с 25 октября 2017 года на отопительный сезон 2017/2018 гг., полагает, что ими подтверждена исправность и законность их эксплуатации.

В дополнение представителем заявителя на заседании комиссии 22 ноября 2018 года было предоставлено письмо «РУСАЛ Надвоицы» от 09 ноября 2018 года № 08/1185, в котором заявитель информирует ООО «Карелэнергоресурс» о направлении в его адрес письма от 02 ноября 2018 года № 08/1165 о принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на левой и правой нитки теплоснабжения «РУСАЛ Надвоицы», оставленное без ответа. В связи с чем в повторном письме заявитель просит ООО «Карелэнергоресурс» организовать работу по приемке узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, а расчет потребления тепловой энергии с 26 ноября 2018 года вести по показаниям приборов учета.

Помимо указанного выше письма представителем заявителя предоставлен ответ ООО «Карелэнергоресурс» от 12 ноября 2018 года № 01-01-4838, из которого следует, что последним отказано «РУСАЛ Надвоицы» в принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, на основании истечения срока службы установленных приборов учета, со ссылкой на уведомление от 18 апреля 2018 года № 01-01/1708.

Позиция ООО «Карелэнергоресурс», изложенная в письмах от 14 сентября 2018 года № 01-01-3700(вх. № 4346), от 14 ноября 2018 года № 01-01-4882 (вх. от 15 ноября 2018 года № 5345), от 16 ноября 2018 года № 01-01/4924 (вх. от 16 ноября 2018 года                № 5369) сводится к следующему.

Общество полагает, что наличие описания типа средств измерения, наличие свидетельства о поверке прибора узла учета с действующим клеймом поверителя, соответствие приборов учета ГОСТ Р 51649-2014, свидетельствует о том, что прибор учета может использоваться как средство измерения для технического учета. При выдаче свидетельства об утверждении средств измерения Росстандарт не пишет в описании типа средств измерения о том, что прибор учета предназначен для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

ООО «Карелэнергоресурс» полагает, что теплосчетчики завода «РУСАЛ Надвоицы» не соответствуют требованиям Методики № 99/пр по отношению к фиксациям нештатных ситуаций (п. 1.5.4 Руководства по эксплуатации тепловычислителя «ВЗЛЕТ ТСВР» исп. ТСРВ-022, часть 1).

Вывод ООО «Карелэнергоресур» о том, что узлы учета не могут применяться для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в связи с истечением срока службы основных приборов учета основан на положениях пункта 6 Правил № 1034, а также разъяснениях Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), изложенных в письме от 30 октября 2018 года № 43790-МГ/04.

Так, в обозначенном письме Минстрой России в пределах своей компетенции дал следующие разъяснения.

Выход из строя основного прибора учета (расходомер, тепловычислитель), в том числе, по окончанию среднего срока службы прибора учета, требует приведения узла учета тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями Правил № 1034. Срок службы прибора учета истекает по окончании среднего срока службы прибора учета, указанного в паспорте, документации на прибор учета, вне зависимости от истечения срока поверки прибора и/или исключения его из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерения.

ООО «Карелэнергоресурс» со ссылками на вышеуказанную позицию Минстроя России, а также на нормы Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» пришло к выводу о том, что срок службы узлов учета тепловой энергии, установленных на правой и левой ветках завода «РУСАЛ Надвоицы» истек согласно данным изготовителя приборов узла учета, указанных в паспортах.

В соответствии с данными, указанными в свидетельствах о приемке на приборы установленных узлов учета, первичный ввод в эксплуатацию данных узлов осуществлялся до вступления в силу Правил № 1034.

Согласно пункту 6 Правил № 1034 узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 1034 могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узла учета.

Следовательно, направление уведомления в адрес заявителя с информацией о том, что узлы учета не могут применяться для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в связи с истечением срока службы основных приборов учета, не является нарушением Правил № 1034.

В дополнение к изложенной ранее позиции, ответчик с учетом позиции отдела ГКН в РК Северо – Западного МТУ Росстандарта и ФБУ «Карельский ЦСМ» посчитал необходимым отметить, что указанные органы не наделены функциями нормативно – правового регулирования в области теплоснабжения, тогда как, Минстрой России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию, в том числе в сфере теплоснабжения.

Кроме того, ООО «Карелэнергоресурс» ссылаясь на тот же ГОСТ 27.002-2015, что и отдел ГКН в РК Северо – Западного МТУ Росстандарта пришло к выводу о невозможности эксплуатации тепловычислителя ТСРВ-022 (зав. № 502876) в силу не указания в его документации информации о возможности продления назначенного срока службы, что указывает на истекший срок его службы.

Помимо прочего ответчик полагает, что направляя уведомление «РУСАЛ Надвоицы» не указывало заявителю на необходимость приведения узла учета тепловой энергии в соответствие с Правилами № 1034. Общество не преследовало цели обязать заявителя, а процитировало порядок, предусмотренный Правилами № 1034, который необходимо соблюсти, для предотвращения дополнительных сложностей, которые часто возникают, при несоблюдении данного порядка, при осуществлении процедуры ввода узла учета тепловой энергии, теплоносителя в эксплуатацию.

Факт нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»                                             ООО «Карелэнергоресурс» в своих действиях по направлению в адрес «РУСАЛ Надвоицы» уведомления от 18 апреля 2018 года № 01-01/1708 о необходимости замены узлов коммерческого учета не усматривает.

 Заслушав пояснения представителей «РУСАЛ Надвоицы», ООО «Карелэнергоресурс», ФБУ «Карельский ЦСМ», рассмотрев материалы настоящего дела, в соответствии с частью 3 статьи 481 ФЗ «О защите конкуренции» определением от 26 ноября 2018 года рассмотрение дела № 03-16/06-2018 отложено до 15 час. 00 мин.                        18 декабря 2018 года в связи с принятием комиссией заключения об обстоятельствах настоящего дела.

 Указанное заключение было направлено сторонам по антимонопольному делу в установленный срок, и ими получено.

В соответствии с частью 5 статьи 481 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Карелэнергоресурс» в письме от 14 декабря 2018 года (вх. от 26.10.2018) представило письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела, в которых изложены доводы, аналогичные ранее представленным в материалы дела, изученные и проанализированные комиссией.

Дополнительно ответчик отметил, что направляемые заявителем в адрес ООО «Карелэнергоресурс» от 02 ноября и 9 ноября 2018 года заявки о принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на левой и правой нитки теплоснабжения «РУСАЛ Надвоицы» не соответствовали требованиям Правил № 1034, в частности пункту 64 настоящих Правил.

 При анализе архивных данных, снятых с узлов учета заявителя, за период с 25 октября 2018 года по 25 ноября 2018 года ООО «Карелэнергоресурс» было выявлено, что расходомеры, установленные на подающем и обратном трубопроводах, работают с высокой погрешностью (по обоим узлам учета).

С учетом проведенного анализа Обществом сделано заключение: имеется неисправность расходомеров и/или некорректные настройки узлов учета (точно определить не представляется возможным, поскольку заявителем с заявками не были предоставлены настроечные базы данных, введенные в тепловычислители).

При этом ООО «Карелэнергоресурс» указал, что аналогичная ситуация происходила в отопительном сезоне 2017/2018 г.

Комиссия, рассмотрев документы и информацию по делу № 03-16/06-2018, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав нормативные правовые акты, установила следующее. 

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с анализом состояния конкуренции на товарном рынке услуг по теплоснабжению в географических границах Надвоицкого городского поселения Республики Карелия за период 2017 год – 7 месяцев 2018 года доля ООО «Карелэнергоресурс» составила 100 %.

Таким образом, в исследуемый период ООО «Карелэнергоресурс» в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимает доминирующее положение на указанном рынке, так как его доля составила 100 %.

Исходя из письма ООО «Карелэнергоресурс» от 12 декабря 2018 года № 01-01/5349

сумма выручки, полученной ООО «Карелэнергоресурс» в 2017 году и за 7 месяцев 2018 года при оказании услуг по теплоснабжению в границах Надвоицкого городского поселения, составила 149 315 885,99 руб.

 

В пункте 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Статьей 426 ГК РФ определено, что договор энергоснабжения является публичным договором.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Так, ООО «Карелэнергоресурс» на основании договоров теплоснабжения от 01 сентября 2013 года № 50-09-Т-2013 и № 51-/09-Т-2013 (далее – договоры), заключенных с ОАО «Сибирско – Уральская Алюминевая компания» (в настоящее время АО «РУСАЛ Урал») обязуется подавать АО «РУСАЛ Урал»  через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а  АО «РУСАЛ Урал» обязуется оплачивать принятую тепловую энергию в размере, порядке и сроки, установленные договором (пункт 2.1. договоров).

Отпуск тепловой энергии на объекты АО «РУСАЛ Урал» производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей теплоснабжающей организации и сетей АО «РУСАЛ Урал», установленной актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (пункт 2.2 договоров, приложение № 1 к ним).

Учет принятой АО «РУСАЛ Урал» тепловой энергии осуществляется узлами (приборами) учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил № 1034 и «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (пункт 5.1 договоров).

В пункте 5.2 договоров указано, что при отсутствии или выходе из строя узла (прибора) учета, установленного в точке поставки, учет тепловой энергии производится по величинам, указанным в приложении № 2 к договору.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»).

В силу статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).

Согласно части 7 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами № 1034.

В пункте 3 Правил № 1034 содержатся следующие понятия, используемые в настоящих Правилах, и означающие следующее:

«ввод в эксплуатацию узла учета» - это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии;

«вычислитель» - это составной элемент теплосчетчика, принимающий сигналы от датчиков и обеспечивающий расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя;

«расходомер» - это прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя;

«узел учета» - это техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил № 1034).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 1034 по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.

Пунктом 14 Правил № 1034 установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

«РУСАЛ Надвоицы» с заявлением предоставлен перечень средств измерений, входящих в узлы учета заявителя, с копиями паспортов, свидетельств о поверке приборов учета левая и правая магистраль, из которых установлено следующее.

Согласно п <...> средний срок службы тепловычеслителей ТСРВ-022 зав. № 502867, 502909 составляет 12 лет.

Тепловычеслитель «ВЗЛЕТ ТСРВ» предназначен для измерения, вычисления, индикации и регистрации значений количества и параметров теплоносителя на источниках тепловой энергии, в системах теплоснабжения и теплопотребления различного типа (пункт 1.1 Паспорта: общие сведения об изделии).

Тепловычеслитель ТСРВ-022 зав. № 502867 (П <...>) левая магистраль: свидетельство о приемке – 14 декабря 2005 года; сведения о последующих поверках – 24 мая 2013 года, 25 сентября 2017 года с отметкой годен.

Тепловычеслитель ТСРВ-022 зав. № 5502909 (П<...>) правая магистраль: свидетельство о приемке – 14 декабря 2005 года; дата первичной поверки 14 декабря 2005 года; сведения о последующих поверках – 17 июля 2007 года, 16 июля 2010 года, 28 октября 2010 года, 24 мая 2013 года, 25 сентября 2017 года с отметкой годен.

В п <...> расходомеров – счетчиков УРСВ-520 зав. № 552698, УРСВ-522 зав. № 552598, № 552514 средний срок службы также установлен 12 лет.

Расходомер-счетчик ультразвуковой многоканальный УРСВ «ВЗЛЕТ МР» предназначен для измерения среднего объемного расхода и объема различных жидкостей в широких диапазонах температуры и вязкости в напорных трубопроводах в различных условиях эксплуатации. Расходомер выполняет измерения при постоянном и реверсивном направлении потока жидкости в трубопроводе (пункт 1.1 Паспорта: общие сведения об изделии).

Расходомер – счетчик УРСВ-520 зав. № 552698 (П <...>) левая магистраль: свидетельство о приемке – 08 декабря 2005 года; дата первичной поверки 08 декабря 2005 года; сведения о последующих поверках – 18 сентября 2006 года, 17 сентября 2009 года, 27 мая 2013 года, 18 сентября 2017 года с отметкой годен.

Расходомер – счетчик УРСВ-520 зав. № 552514 (П <...>) правая магистраль: свидетельство о приемке – 09 декабря 2005 года; дата первичной поверки 09 декабря 2005 года; сведения о последующих поверках – 13 июля 2009 года, 27 мая 2013 года, 18 сентября 2017 года с отметкой годен.

Расходомер – счетчик УРСВ-520 зав. № 552598 (П <...>) правая магистраль: свидетельство о приемке – 08 декабря 2005 года; дата первичной поверки 08 декабря 2005 года; сведения о последующих поверках – 13 июля 2009 года, 27 мая 2013 года, 19 сентября 2017 года с отметкой годен.

В материалах антимонопольного дела имеются паспорта коммерческих узлов учета количества тепловой энергии и теплоносителя, отпущенной котельной по левой и правой магистралей, из которых установлено следующее.

 Пунктом 2.2 паспорта узла учета левой магистрали определено, что узел учета выполнен на базе теплосчетчика-регистратора «Взлет ТСР-М» исполнение ТСР-022 фирмы «Взлет» (г. Санкт-Петербург), в состав которого входит:

- Двухканальный расходомер-счетчик ультразвуковой «Взлет ТСР-М» (УРСВ-520) – 1 шт.;

- Термопреобразователь сопротивления «Взлет ТПС» - 2 шт.;

- Преобразователь давления КРТ5-1-1,6-0,5 – 2 шт.

Пунктом 2.2 паспорта узла учета правой магистрали определено, что узел учета выполнен на базе теплосчетчика-регистратора «Взлет ТСР-М» исполнение ТСР-022 фирмы «Взлет» (г. Санкт-Петербург), в состав которого входит:

- Двухканальный двухлучевой расходомер-счетчик ультразвуковой «Взлет МР» (УРСВ-522) – 2 шт.;

- Термопреобразователь сопротивления «Взлет ТПС» - 2 шт.;

- Преобразователь давления КРТ5-1-1,6-0,5 – 2 шт.

Так, коммерческие узлы учета тепловой энергии с входящими в их состав средствами измерений установлены на выходе из котельной «РУСАЛ Надвоицы» (адрес: Республика Карелия, п. Надвоицы, ул. Заводская, д. 1) по левой и правой магистрали.

Узлы учета «РУСАЛ Надвоицы» были допущены в эксплуатацию в 2005 году в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 12 сентября 1995 года № Вк-4936 (далее – Правила            № Вк-4936), что подтверждается паспортами коммерческих узлов учета и паспортами средств измерения, и соответственно могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением требований действующего законодательства.

ООО «Карелэнергоресурс» направляя в адрес заявителя уведомление полагало, что истечение срока службы основных приборов учета, свидетельствует о невозможности его эксплуатации.

Вместе с тем, Свидетельствами о поверке № 2550/113733-2017, 2550/113738-2017, 2550/113736-2017 и 2550/113737-2017, которые действительны до 19 сентября 2019 года, и актами от 08 ноября 2017 года № 50/03 и 51/03 ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя узлы учета тепловой энергии «РУСАЛ Надвоицы» допущены в эксплуатацию с 25 октября 2017 года на отопительный сезон 2017/2018 гг. подтверждена исправность и законность их эксплуатации.

Так, в соответствии с актом № 50/03 дата очередной поверки тепловычеслителя, входящего в состав узла учета ТСРВ-022 зав. № 502867 – 25 сентября 2021 года; преобразователя расхода УРСВ-520 зав. № 552698 (5300 – подающий; 5301 – обратный) – 18 сентября 2021 года.

В соответствии с актом № 51/03 дата очередной поверки тепловычеслителя ТСРВ-022, входящего в состав узла учета зав. № 502909 – 25 сентября 2021 года; преобразователя расхода УРСВ-520 зав. № 552598 (5299 – подающий) – 19 сентября 2021 года; преобразователя расхода УРСВ-520 зав. № 552514 (5298 – обратный) – 18 сентября 2021 года.

Карельское УФАС России полагает, необходимым отметить следующее.

В ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения» приведено определение срока службы: «Срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния (пункт 3.3.6)».

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил № 1034).

В пункте 7 Правил № 1034 установлено, что по истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.

Таким образом, применение пункта 6 Правил № 1034 осуществляется в совокупности с иными пунктами настоящих Правил. Так, из указанных выше пунктов 6 и 7 Правил № 1034, дополняющих друг друга, следует, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил с истекшим сроком службы основных приборов учета, не могут использоваться именно для установки как в новых, так и существующих узлах учета.

Согласно пункту 75 Правил № 1034 узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Из указанного следует, что в пункте 75 Правил № 1034 перечислены критерии, в соответствии с которыми узел учета считается вышедшим из строя. Истечение срока службы средства измерения не является критерием несоответствия узла учета требованиям Правил № 1034.

При этом в силу вышеуказанного пункта настоящих Правил, комиссия Карельского УФАС России не согласна с выводом, который был сделан Минстроем России в письме от 30 октября 2018 года, о том, что окончание среднего срока службы прибора учета свидетельствует о выходе его из строя, соответственно требует приведения узла учета тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями Правил.

Аналогичные выводы изложены и в письме ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделееева», из которого следует, что истечение срока службы не является основанием для признания средства измерения не пригодным к эксплуатации.

Кроме того, ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделееева» указало:

службы средства измерения исчисляется с момента ввода в эксплуатацию или возобновления эксплуатации после капитального ремонта;

свидетельства о поверке подтверждают пригодность средства измерения к эксплуатации;

наличие Свидетельства об утверждении типа средства измерения свидетельствует о возможности применения средства измерения в сфере государственного регулирования и обеспечения единства измерений.

Указанная позиция согласуется также с позицией отдела ГКН в РК Северо – западного МТУ Росстандарта и ФБУ «Карельский ЦСМ».

Следует отметить, что достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.

Пунктом 1 статьи 13 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке. Юридические лица, применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверка средств измерений - это установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установленным обязательным требованиям. Поверка средств измерений, находящихся в эксплуатации выполняется через межповерочные интервалы времени, которые устанавливаются нормативными документами по поверке в зависимости от стабильности того или иного средства измерений и могут устанавливаться от нескольких месяцев до нескольких лет (пункты 9.9, 9.19 13.15 «РМГ 29-2013. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения», введенных в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2013 № 2166-ст).

Исходя из положений Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815) результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил (пункт 73 Правил № 1034).

Таким образом, наличие у «РУСАЛ Надвоицы» актов ввода (периодической) проверки узлов учета, а также Свидетельств о поверке подтверждает исправность средств измерения и пригодность их к эксплуатации до установленного срока очередной поверки либо при выходе приборов учета из строя или их утраты. 

В силу изложенного, в материалах антимонопольного дела не представлено доказательств невозможности использования исправных приборов учета при определении количества поставляемой тепловой энергии до истечения срока поверки. Акт о выявленных недостатках, предусмотренный пунктом 72 Правил № 1034 не составлялся. 

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 17 Правил № 1034).

В своем уведомлении ООО «Карелэнергоресурс» указало заявителю на необходимость получения у теплоснабжающей организации технических условий на проектирование узла учета; выполнения проектирования (с дальнейшим согласованием проекта в теплоснабжающей организации) и установку приборов учета; ввода в эксплуатацию узла учета в соответствии с пунктами 61 – 72 Правил № 1034.

Следовательно, при отсутствии нарушений в работе узлов учета потребителя и входящих в их состав средств измерения, ранее допущенных в эксплуатацию при их установке в предусмотренном законодательством порядке, неисправностей в узлах учета, у ООО «Карелэнергоресур» отсутствовали основания для направления уведомления заявителю о необходимости замены узлов коммерческого учета, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, ООО «Карелэнергоресурс» в письме от 12 ноября 2018 года № 01-01-4838 отказало «РУСАЛ Надвоицы» в принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, на основании истечения срока службы установленных приборов учета, со ссылкой на уведомление от 18 апреля 2018 года № 01-01/1708, что привело к ущемлению интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с возможностью возникновения дополнительных затрат, по замене основных приборов учета, входящих в состав узлов учета.

Следовательно, ООО «Карелэнергоресурс» совершая вышеуказанные действия, злоупотребило доминирующим положением, что запрещено частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Карельского УФАС России не может согласиться с выводами                     ООО «Карелэнергоресурс» относительно цели, преследуемой при направлении уведомления заявителю, поскольку само понятие уведомление не носит характер рекомендательного и информационного письма, что и подтверждается теми выводами, которые сделал заявитель, получив его от общества. Следствием чего явился факт обращения «РУСАЛ Надвоицы» в Карельское УФАС России с заявлением о необоснованно предъявляемых ООО «Карелэнергоресурс» требований о необходимости замены узлов коммерческого учета. Ознакомившись с текстом уведомления Карельское УФАС России также восприняло данную информацию как необходимость совершить определенные действия – «…Вам необходимо…» и перечень действий.

Кроме того, комиссия Карельского УФАС России отмечает, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, о чем и было указано самим Минстроем России в ответ на обращение ООО «Карелэнергоресур».

Следует также отметить, что комиссия Карельского УФАС России считает несостоятельным вывод ООО «Карелэнергоресурс», изложенный в возражениях на заключение об обстоятельствах дела относительно неисправности приборов учета заявителя исходя из показаний, снятых с узлов учета «РУСАЛ Надвоицы» с 25 октября 2018 по 25 ноября 2018 года поскольку как было уже указано выше актами от 08 ноября 2017 года № 50/03 и 51/03 ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя узлы учета тепловой энергии «РУСАЛ Надвоицы» допущены в эксплуатацию с 25 октября 2017 года на отопительный сезон 2017/2018 гг., что подтверждает их исправность и законность эксплуатации.

Вместе с тем, само Общество указывает на невозможность точного определения наличия факта либо неисправности, либо некорректности показаний приборов учета.

При этом ООО «Карелэнергоресурс» отказывая «РУСАЛ Надвоицы» в письме от 12 ноября 2018 года № 01-01-4838 в принятии в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, в качестве основания сослалось на истечение срока службы установленных приборов учета, согласно уведомлению от 18 апреля 2018 года № 01-01/1708. Иных оснований для отказа заявителю Обществом указано не было.

Доводы, изложенные ООО «Карелэнергоресур» в возражениях на заключение комиссия Карельского УФАС России не принимает по вышеуказанным причинам.

С учетом изложенного, комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела № 03-16/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, что в действиях                                                     ООО «Карелэнергоресурс» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном направлении в адрес «РУСАЛ Надвоицы» уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета.

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ООО «Карелэнергоресурс» (ИНН: 1001249017, ОГРН: 1111001010108) нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном направлении в адрес «РУСАЛ Надвоицы» уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета.

2. Выдать ООО «Карелэнергоресурс» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Карелэнергоресурс» дела об административном правонарушении.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-16/06-2018

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела № 03-16/06-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

***

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***    

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

***

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании решения от 25 декабря 2018 года по делу № 03-16/06-2018 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Карелэнергоресурс» (ИНН: 1001249017, ОГРН: 1111001010108,  г. Петрозаводск, РК, далее – ООО «Карелэнергоресурс») части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном направлении в адрес акционерного общества «РУСАЛ УРАЛ» в лице филиала «Объединенная Компания Русал Надвоицкий Алюминиевый Завод» (далее – «РУСАЛ Надвоицы») уведомления о необходимости замены узлов коммерческого учета,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Карелэнергоресурс» в срок до 22 января 2019 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», путем отзыва уведомления от 18 апреля 2018 года о необходимости замены узлов коммерческого учета.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно статье 52 ФЗ «О защите конкуренции» предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны