Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛАМ от 11 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

***

 

***

 

 

***

 

 

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

-    ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/07-2017 по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» (ОГРН – ***; ИНН – ***; почтовый адрес: ***) в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада»  «Карелэнерго» (почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, ул. Кирова, д.45, далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») и АО «Прионежская сетевая компания» (ОГРН 1061001073242; ИНН 1001013117, адрес: ул. Новосулажгорская, д.22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее – АО «ПСК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –ФЗ «О защите конкуренции») в присутствии на заседании комиссии представителей ПАО «МРСК Северо-Запада» <> (доверенность от 24.04.2018 №120), АО «ТНС энерго Карелия» <> (доверенность от 01.01.2018 №116), АО «ПСК» <> (доверенность от 18.12.2017 №151-17), в отсутствие, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей Прокуратуры Беломорского района, Администрации Сосновецкого сельского поселения и Северо-Западного управления Ростехнадзора по Республике Карелия (далее – Ростехнадзор)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление жителей пос. Новое Машезеро и д. Тунгуда (вх. от 30.08.2017 №№4128) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в ограничении режима передачи электрической энергии в связи с выполнением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства в июне – июле 2017 года.

Так, в заявлении указано, что в период с 19.06 по 28.06.2017 с 09.00 часов до 17.00 часов введено ограничение режима энергоснабжения, что привело к нарушению работы учреждений, магазинов и иных объектов инфраструктуры, население не могло пользоваться холодильниками и иными бытовыми электроприборами. Кроме того, в заявлении было указано на запланированное отключение энергоснабжения в период с 06.07 по 30.07.2017 и в августе 2017 года. При этом, из заявления следовало, что предложения (мнение) потребителей об установке генератора (такой вариант уже применялся) на период отключений и проведения ремонтных работ в период с 24 до 8 часов (ночью) не было учтено.

Из документов, полученных в ходе рассмотрения заявления, установлены следующие обстоятельства.

В июне-июле 2017 года отключения ВЛ-1-кВ Л-09-06 проводилось по заявкам АО «ПСК» для безопасного выполнения работ по реконструкции ВЛ с заменой опор и провода. Линия Л-09-06 находится в оперативном управлении диспетчера АО «ПСК» в Сегежском районе и может отключаться по его команде, при этом им подтверждается наличие согласования отключений.

Из документов, предоставленных ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 21.09.2017 №МР2/3/119-07/7746, следует, что общество получило согласование Ростехнадзора на ежедневное отключение электроэнергии в период с 08.06 по 26.06.2017 в связи с запланированной АО «ПСК» реконструкцией воздушной линии ВЛ-10 кВ Л-09-06 «Ругозеро – Пертозеро» (письмо Ростехнадзора от 09.06.2017 №45-1/25381).

Возможность отключения электроэнергии в период с 06.07 по 30.07.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» согласовало с Администрацией МО «Сосновецкое сельское поселение» (письмо от 05.07.2017 №МР2/3-51/002/823). При этом Администрация в письме от 04.07.2017 №252, согласовывая отключение электроэнергии, не заявила о необходимости организации электроснабжения с помощью дизельных генераторов.

Уведомление потребителей о планируемых сроках проведения ремонтных работ и сроках ограничения режима потребления физических лиц происходило путем направления уведомления в администрации населенных пунктов и районов.

Кроме того, информация об отключениях электрической энергии, связанных с выполнением плановых ремонтных работ на сетях ПАО «МРСК Северо-Запада», размещается до начала месяца на официальном сайте общества http://www.karelenergo.mrsksevzap.ru/.

ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что договоры электроснабжения с потребителями указанных населенных пунктов заключены с гарантирующим поставщиком электроэнергии (АО «ТНС энерго Карелия»), который в интересах потребителей заключает договор с соответствующей сетевой организацией на оказание услуг по передаче электроэнергии.

Из документов и пояснений, предоставленных АО «ТНС энерго Карелия» с письмом от 20.09.2017 №164-06-79863, следует, что между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (позже переименованное в АО «ТНС-энерго Карелия») и ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.12.2013 №01-КЭ-2014.

В силу пункта 4.3.12 вышеуказанного договора ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано письменно незамедлительно ставить Заказчика в известность о ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по настоящему Договору.

Вместе с тем АО «ТНС энерго Карелия» не располагало сведениями о проведении ремонтных работ и ограничении режима потребления электрической энергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в период с 08.06 по 26.06.2017 и с 06.07 по 30.07.2017, поскольку ПАО «МРСК Северо-Запада» не уведомило об этом гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 4.3.13 указанного договора «в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя невозможно без ограничения режима потребления Потребителей Заказчика, Исполнитель обязан уведомить соответствующих Потребителей о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом Исполнитель несет ответственность за убытки, причиненные потребителям, третьим лицам, Заказчику в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) данной обязанности».

Таким образом, условиями заключенного между АО «ТНС энерго Карелия» и ПАО «МРСК Северо-Запада» договора от 24.12.2013 №01-КЭ-2014, обязанность по уведомлению потребителей возложена на сетевую организацию.

В свою очередь, ПАО «МРСК Северо-Запада», в пояснениях по рассматриваемому делу сослалось и предоставило договор, заключенный между АО  «ТНС энерго Карелия» (заказчик) и ПАО «МРСК Северо-Запада» (исполнитель), от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 об оказании услуг по передаче электрической энергии, в котором понятие «вышестоящие сетевые организации и нижестоящие организации», заменено понятием «территориальные сетевые организации (ТСО)» – коммерческие организации, оказывающие Исполнителю услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Условия указанных договоров в основном схожи по содержанию. Так, условиями обоих договоров предусмотрена обязанность ПАО «МРСК Северо-Запада» по письменному незамедлительному уведомлению АО «ТНС энерго Карелия» о выполнении ремонтных и профилактических работ, влияющих на исполнение обязательств по договорам (пункт 4.3.12 договоров).

При этом в договор от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 протоколом разногласий от 15.04.2015 включена следующая обязанность ТСО: «В случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя и (или) ТСО невозможно без ограничения режима потребления Потребителей Заказчика, Исполнитель и (или) ТСО обязаны уведомить соответствующих Потребителей о проведении таких работ и сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом Исполнитель и (или) ТСО несут ответственность за убытки, причиненные потребителям, третьим лицам, Заказчику в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) данной обязанности» (пункт 4.3.14 договора).

Таким образом, условиями данного договора, обязанность по уведомлению потребителей возложена на сетевую организацию и /или ТСО.

Помимо изложенного, необходимо отметить, что пунктами 2.1. раздела 2 вышеуказанных договоров предусмотрена обязанность исполнителя (ПАО «МРСК Северо-Запада») оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска до точек поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей исполнителя, ТСО до точек поставки. Точки поставок определены в приложениях №1 (договор от 24.12.2013 №01-КЭ-2014) и №2 (договор от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015).

При этом АО «ТНС энерго Карелия», отвечая на запрос Карельского УФАС России от 08.09.2017 №03-15/218/3363, письмом от 31.10.2017 №146-06-90595 (вх. от 02.11.2017 №5094) сообщило, что в соответствии с пунктами 5.1-5.4, 11.5 Договора от 24.12.2013 №01-КЭ-2014 информационный обмен сторон в части изменения перечня точек поставки электрической энергии осуществляется в уведомительном порядке, дополнительные соглашения к нему не подписываются и предоставило перечни  потребителей (юридические лица, индивидуальные предприниматели и  население) АО «ТНС энерго Карелия», энергопринимающие устройства которых расположены в п. Новое Машезеро и д. Тунгунда Беломорского района, актуальные на дату заключения договора.

Указанное подтверждает факт неопределенности круга лиц п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, ущемление интересов которых рассматривается в рамках настоящего дела в связи с отключениями электроэнергии в июне-июле 2017 года.

Следует также отметить, что АО «ПСК» в письме от 21.09.2017 №15962, отвечая на запрос Карельского УФАС России от 08.09.2017 №03-15/218/3364, ссылаясь на абзац 3 пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861) и пункт 31 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, далее – Правила №442), а также с учетом того, что потребители п. Новое Машезеро и д. Тунгуда непосредственно присоединены к электрическим сетям ПАО «МРСК Северо-Запада» (в данном случае является смежной сетевой организацией), указало, что, по их мнению, в рассматриваемом случае именно ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано было уведомлять потребителей указанных населённых пунктов о предстоящих отключениях электроснабжения.

В соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» на основании вышеприведенных обстоятельств приказом Карельского УФАС России от 27.11.2017 №164 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №03-16/07-2017 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 04.12.2017 «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/07-2017 к рассмотрению», к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ПАО «МРСК Северо-Запада», в качестве заинтересованных лиц - Администрация МО «Сосновецкое сельское поселение», Ростехнадзор, АО «ТНС энерго Карелия».

В ходе рассмотрения дела 23.01.2018 ПАО «МРСК Северо-Запада» отметило, что поскольку ремонтные работы проводились на участке линии, принадлежащей АО «ПСК», линия Л-09-06 находится в оперативном управлении диспетчера ПСК Сегежского района и отключения данной линии в период с 19.06 по 25.07 2017 осуществлялись в соответствии с оперативными командами диспетчера АО «ПСК», то и все согласования, оповещения потребителей должно было обеспечить АО «ПСК».

При этом представитель Северо-Западного Управления Ростехнадзора по Республике Карелия Ефименко Ю.Г. пояснил, что согласовывать отключение электроэнергии должна та сетевая организация, которая осуществила отключение потребителей.

В связи с вышеуказанным определением от 23.01.2018 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/07-2017» к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено АО «ПСК».

При рассмотрении дела 01.03.2018 у комиссии возникли вопросы, на которые ответчики не смогли сразу ответить, в частности, представитель АО «ПСК» не смог однозначно подтвердить факт проведения со стороны АО «ПСК» действий по согласованию и оповещению потребителей электрической энергии п. Пертозеро, непосредственно присоединенных к сетям общества о предстоящих отключениях электрической энергии в рассматриваемое комиссией время.

В связи с указанным и  необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение настоящего дела определением от 01.03.2018 было отложено.

В соответствии с указанным определением ответчикам, заинтересованным лицам надлежало предоставить дополнительные сведения (информацию).

Так, по результатам рассмотрения дополнительных сведений, предоставленных ответчиками в соответствии с указанными определениями, установлено, что отключения электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда проводились по заявкам АО «ПСК» для безопасного выполнения последним работ по реконструкции ВЛ с заменой опор и провода, запланированных на следующие периоды: с 08.06 по 26.06.2017 и с 06.07 по 30.07.2017. Однако, документы, подтверждающие уведомление об отключениях в указанные периоды потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, как указано выше в материалы дела не предоставлены. Отключение электроэнергии на период с 08.06 по 26.06.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» согласовало с Ростехнадзором, по рекомендациям которого отключение электроэнергии с 06.07 по 30.07.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» согласовало с Администрацией Сосновецкого сельского поселения.

Кроме того, из предоставленных материалов следует, что электроснабжение потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда осуществляется по BЛ-10 кВ Л09-06 ПС-9 Ругозеро - Пертозеро - Новое Машезеро с отпайкой на д. Тунгуда. Участок линии от ПС-9 Ругозеро до п. Пертозеро принадлежит АО «ПСК», участок линии от п. Пертозеро до п. Новое Машезеро с отпайкой на д. Тунгуда принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада». Линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-510 (д. Тунгуда) и от ТП-511, ТП-512 (п. Новое Машезеро) находятся в муниципальной собственности муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» на основании решений Беломорского районного суда РК от 25.04.2014 по делам №2-285/2014 и №2-284/2014.

В силу действующей в Республике Карелия тарифной модели, в интересах обслуживаемых потребителей гарантирующего поставщика АО «ТНС энерго Карелия», присоединенных к сетям ТСО (в том числе, к сетям АО «ПСК»), как уже отмечено выше, последним с ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №02-КЭ-ТСО-2015 от 30.12.2014, а также действует договор от 24.12.2013 №01-КЭ-2014 об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Во исполнение указанных договоров между ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ПСК» заключен договор от 13.02.2015 №15-ПСК оказания услуг по передаче электрической энергии. В Приложении №1 к указанному договору согласован Перечень точек приема/передачи электроэнергии (мощности) в сети/из сетей Исполнителя (АО «ПСК»). Строка 109 Приложения №1 содержит сведения о точке поставки КРУН-10 кВ ПС-9 яч. №6 (поступление электрической энергии из сетей ПАО «МРСК Северо-Запада» в сети АО «ПСК»). Строка 608 Приложения №1 содержит информацию о точке поставки Л-09-06, оп.1 (поступление электрической энергии из сетей АО «ПСК» в сети ПАО «МРСК Северо-Запада»).

Согласно информации ПАО «МРСК Северо-Запада», предоставленной с письмом от 16.02.2018 №МР2/3/119-06/1315 (вх. от 21.02.2018 №832), между АО «ПСК» и ПАО «МРСК Северо-Запада» подписан акт №2582К/09 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно подпунктам 2, 3 которого границы балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются в КРУН -10 кВ ПС№9 «Ругозеро» ячейка выключателя №06 на контактных соединениях кабельных наконечников KBЛ-10 кВ Л-09-06.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице «Производственного отделения «Северные электрические сети» филиала «Карелэнерго» (далее - ПО СЭС) и АО «ПСК» 01.04.2009 утвердили Положение о взаимоотношениях персонала ПО СЭС и персонала Сегежского участка ПСК (далее – Положение).

При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» в своих письмах от 15.01.2018 №МР2/3/119-06/181 (вх. №17.01.2018 №163), 16.02.2018 №МР2/3/119-06/1315 (вх. от 21.02.2018 №832) и от 03.04.2018 №МР2/3/119-06/2661 (вх. от 03.04.2018 №1536), ссылаясь на вышеуказанные документы, в том числе на Положение, указывает, что поскольку ремонтные работы проводились на участке линии, принадлежащей АО «ПСК», линия Л-09-06 находится в оперативном управлении диспетчера ПСК Сегежского района,  отключения данной линии в период с 19.06 по 25.07.2017 осуществлялись в соответствии с оперативными командами диспетчера АО «ПСК», то и все согласования, оповещения потребителей должно было обеспечить АО «ПСК».

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» в своих письмах обращает внимание на подпункт 2.1.19, внесенный протоколом разногласий в раздел 2 договора от 13.02.2015 №15-ПСК об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенный между АО «ПСК» (исполнитель) и ПАО «МРСК Северо-Запада» (заказчик), согласно которому исполнитель обязуется в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя невозможно без ограничения режима потребления потребителей Гарантирующего поставщика, уведомлять соответствующих потребителей о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. Указанное, по мнению Общества, также свидетельствует о том, что доводить информацию о предстоящих отключениях электрической энергии как до потребителей п. Перозеро, так и до потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда должно было АО «ПСК».

В свою очередь, АО «ПСК» в письме от 01.03.2018 №3973 (вх. от 01.03.2018 №1001), подтвердив факт отключения электрической энергии в связи с проведением работ на Л-09-06 по заявке диспетчера Сегежского участка АО «ПСК», обращает внимание на то, что сами отключения производились оперативным персоналом ПС-9 «Ругозеро» ПО СЭС. При этом указанные действия осуществлялись в соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 2.2 и 6.2 Положения.

Кроме того, АО «ПСК» ссылаясь на пункты 30, 31, 32 Правил №442 отметило, что поскольку ПАО «МРСК Северо-Запада» в данном случае является смежной сетевой организацией к чьим сетям подключены потребители п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, обществу надлежало уведомлять потребителей о предстоящих отключениях электрической энергии.

 Что касается проведения процедуры согласования с Ростехнадзором по рассматриваемым отключениям, то АО «ПСК» обратило внимание на то, что пункт 31 (6) Правил №861, определяющий обязанность по согласованию отключений электрической энергии более 24 часов подряд и более 72 часов в год с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в разделе 2 Правил №861, который в свою очередь регулирует отношения, возникающие между сетевой организацией и потребителями, а, следовательно, и действия по согласованию отключений должна осуществлять в установленных случаях каждая сетевая организация в отношении своих потребителей.

Необходимо отметить, что комиссия в ходе рассмотрения документов, предоставленных участниками настоящего дела, установила противоречивые данные о датах отключения электрической энергии в июне-июле 2017 года на линии электропередачи Л-09-06 от п. Пертозеро до п. Новое Машезеро с отпайкой на д. Тунгуда, предоствленные ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ПСК».

В связи с чем, с целью установления фактических дат и времени производимых в июне - июле 2017 года отключений электрической энергии на линии электропередачи Л-09-06 «Ругозеро-Пертозеро» в связи с ее ремонтом АО «ПСК», повлекших прекращение энергоснабжения в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, определением от 10.04.2018 «Об отложении рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/07-2017» комиссией были запрошены дополнительные сведения и пояснения у ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ПСК».

В соответствии с указанным определением АО «ПСК» в письме от 26.04.2018 (вх. от 28.04.2018 №2045) пояснило, что получив письмо Администрации МО «Сосновецкое сельское поселение» от 15.06.2017 №234, об отказе в согласовании отключений электрической энергии в июне 2017 года c 09.00 часов до 17.00 часов, поскольку в п. Новое Машезеро в данный период времени работает детский сад, пришкольный лагерь, сдаются экзамены в школе и просьбе выполнять работы по реконструкции линии в ночное время, с учетом пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона  от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» довело информацию о периодах и времени планируемых отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д.Тунгуда до Администрации Беломорского муниципального района.

В свою очередь, Администрация Беломорского муниципального района в письме от 16.06.2017 №01-136 сообщила АО «ПСК» о необходимости переноса отключений электроэнергии в вышеуказанных населенных пунктах в период с 19.06.2017 по 21.06.2017 включительно с 09.00 на 12.00 в связи с наличием на территории п. Новое Машезеро при МОУ «Машезерская образовательная школа» специализированного (профильного) лагеря для обучающихся в количестве 10 человек, для которых осуществляется приготовление еды с использованием электрической плиты.

Исходя из пояснений и графиков фактических отключений, предоставленных АО «ПСК», данная информация была учтена обществом и отключения электроэнергии в период с 19.06 по 21.06.2017 включительно осуществлялись с 12 часов до 16 часов 25 минут, 16 часов 42 минут, 16 часов 37 минут (соответственно). При этом в связи с сокращением продолжительности отключений электроэнергии в указанный период, отключения электроэнергии в июне были продлены АО «ПСК» с 26.06 до 28.06.2017 с 09 часов до 17 часов.

Таким образом, согласно предоставленным АО «ПСК» сведениям о фактических датах и времени производимых обществом отключений электрической энергии на линии Л-09-06 в связи с ее ремонтом общая продолжительность отключений в июне составила 57 часов 43 минуты, в июле – 88 часов 37 минут.

При этом по информации ПАО «МРСК» Северо-Запада», предоставленной с письмом от 28.04.2018 №МР2/3/119-06/3495 (вх. от 07.05.2018 №2063), общая продолжительность отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в период с 19.06 по 28.06.2017 составила 59 часов 01 минуту, в период с 06.07 по 26.07.2017 – 87 часов 53 минуты.

Определением от 17.05.2018 в связи с принятием комиссией заключения об обстоятельствах настоящего дела, в соответствии с частью 3 статьи 481 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела №03-16/07-2017 было отложено до 15 часов 00 минут 21.06.2018.

В соответствии с частью 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 08.06.2018 (вх. от 14.06.2018 №2789) представило возражения (пояснения) по заключению об обстоятельствах дела, в которых в основном изложены доводы, аналогичные ранее представленным в материалы дела, изученные и проанализированные комиссией.

Комиссия, рассмотрев документы и информацию по делу №03-16/07-2017, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проанализировав нормативные правовые акты, установила следующее. 

 

В соответствии с  частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены соответствующими Правилами №861.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил №861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31(6) Правил №861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил №861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами №442.

Согласно подпункту «з» пункта 2 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

В силу пункта 30 Правил №442 в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Если проведение сетевой организацией ремонтных работ невозможно осуществить без введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, последняя вводит ограничение режима потребления после получения уведомления о проведении ремонтных работ от сетевой организации и о необходимости введения ограничения режима потребления, за исключением следующих случаев: а) отсутствие технической возможности введения ограничения посредством технических мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации; б) невозможность введения сетевой организацией ограничения вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки или невозможность выполнения по независящим от нее обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; в) действие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 31 Правил №442).

Согласно пункту 32 Правил №442 смежная сетевая организация не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, обязана уведомить потребителя о введении ограничения режима потребления напрямую или (если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию).

Из вышеизложенных положений нормативных правовых документов и с учетом данных о фактической продолжительности отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в июне-июле 2017 года комиссия считает, что ПАО «МРСК Северо-Запада», выступая в рассматриваемом случае смежной сетевой организацией при отключении потребителей, присоединенных к ее сетям обязано было в силу пункта 31 (6) Правил №861 согласовать с Ростехнадзором отключения электроснабжения указанных населенных пунктов особенно на период с 06.07 по 26.07.2017, поскольку с учетом продолжительности отключений в предыдущий период  (с 19.06 по 28.06.2017) общая продолжительность часов отключений в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда превысило допустимые 72 часа в год.

Кроме того, комиссия считает, что в силу пункта 32 Правил №442 ПАО «МРСК Северо-Запада» не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации (АО «ПСК») уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», обязано было уведомить потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда о введении ограничения режима потребления напрямую.

Однако, как следует из материалов дела документы об уведомлении ПАО «МРСК Северо-Запада» потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, в том числе Администрации Сосновецкого сельского поселения об отключения электроэнергии в период с 19.06 по 28.06.2017, вообще не представлено, а о прекращении энергоснабжения в период с 06.07 по 30.07.2017 в указанных населенных пунктах в материалы дела предоставлены документы, подтверждающие доведение  данной информации только до Администрации Сосновецкого сельского поселения.

Относительно довода ПАО «МРСК Северо-Запада», основанного на положениях пункта 4.3.14 договора №02-КЭ-ТСО-2015 от 30.12.2014, заключенного ПАО «МРСК Северо-Запада» с гарантирующим поставщиком, и пункта 2.1.19 договора от 13.02.2015 №15-ПСК, заключенного между ПАО «МРСК Северо-Запад» и АО «ПСК», об обязанности АО «ПСК» уведомления потребителей об ограничении потребления электрической энергии комиссия отмечает следующее. 

В приложении к договору от 13.02.2015 №15-ПСК (заключен между АО «ПСК» и ПАО «МРСК Северо-Запада») определен только перечень точек приема/передачи электрической энергии в сети/из сетей АО «ПСК», при этом отсутствует информация о потребителях ПАО «МРСК Северо-Запада», которым осуществляется передача электрической энергии, поступающей из сетей АО «ПСК» в сеть ПАО «МРСК Северо-Запад» в точке Л-09-06 КРУН Пертозеро на Машезеро. Следовательно, АО «ПСК» не располагает данными о потребителях ПАО «МРСК Северо-Запада», которых необходимо уведомить о введении режима ограничения потребления электроэнергии в рассматриваемом случае. По мнению комиссии, вышеприведенное условие договора от 13.02.2015 №15-ПСК однозначно не свидетельствует об обязанности АО «ПСК» уведомлять всех потребителей Гарантирующего поставщика, в том числе п. Новое Машезеро и д. Тунгуда.

При этом комиссия считает, что условия договоров, изложенные в пункте 4.3.14 Договора от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 и пункте 2.1.19 договора от 13.02.2015 №15-ПСК, должны применяться в совокупности с вышеприведенными нормами Правил №442. 

Кроме того, условие об обязанности уведомлять потребителей ПАО «МРСК Северо-Запада» и/или ТСО, в данном случае АО «ПСК», предусмотренной в договоре от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015, заключенном между ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ТНС энерго Карелия», не освобождает ПАО «МРСК Северо-Запада» от обязанности по уведомлению потребителей, присоединенных к сетям общества (например, потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда), а только дополнительно предусматривает такую обязанность и в отношении других сетевых организаций в тех случаях, когда это касается потребителей, присоединенных к сетям ТСО, в данном случае в отношении потребителей п. Пертозеро, присоединенных к сетям АО «ПСК». В связи с чем аналогичная обязанность отражена в договоре от 13.02.2015 №15-ПСК, и не свидетельствует о перекладывании обязанности, возложенной Правилами №442, с ПАО «МРСК Северо-Запада» на АО «ПСК».

Таким образом, в соответствии с пунктами 30, 31, 32 Правил №442 и заключенного с АО «ТНС энерго Карелия» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано было уведомить непосредственно потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, а не Администрацию Сосновецкого сельского поселения и гарантирующего поставщика об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ в периоды с 19.06 по 28.06.2017 и с 06.07 по 26.07.2017.

Нарушение ПАО «МРСК Северо-Запада» порядка уведомления потребителей, установленного Правилами №442, и не согласование с Ростехнадзором отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в период с 06.07 по 26.07.2017, как это предусмотрено Правилами №861 недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - граждан - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема.

По доводу ПАО «МРСК Северо-Запада», указанному в письме от 08.06.2018 №МР2/3/119-06/4783 (возражения на заключение комиссии по настоящему делу), относительно позиции общества об обязанности в рассматриваемом случае получения согласования Ростехнадзора со стороны АО «ПСК», а не ПАО «МРСК Северо-Запада» в силу норм Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №854, далее – Правила №854) и Положения о взаимоотношениях персонала сетевых организаций комиссия считает необходимы отметить следующее.

Указанные Правила №854 и Положение определяют порядок оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого субъектами оперативно-диспетчерского управления в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (энергосистемах) и при этом никоим образом не отменяют требования, установленные Правилами №861, в частности в пунктах 31(6) и 33 данных Правил,  определяющих порядок действий, которые должна осуществить сетевая организация в отношении потребителей, подключенных к ее сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

В соответствии с абзацем 12 пункта 1.3 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/07-2017/03, в котором сделаны следующие выводы:

 - временной интервал исследования определен с 01.12.2016 по 01.12.2017;

- продуктовыми границами товарного рынка определенны услуги по передаче электрической энергии;

- географическими границами вышеуказанного рынка приняты административно-территориальные границы п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района.

Из вышеизложенного следует, что ПАО «МРСК Северо-Запада» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района, в силу обладания статусом субъекта естественных монополий и обязано соблюдать требования части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным комиссия Карельского УФАС России, проанализировав действия ПАО «МРСК Северо-Запада» установила факт нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по прекращению энергоснабжения потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства с нарушением требований Правил №442 и Правил №861.

При этом следует отметить, что пунктом 32 Правил №442 не возложена обязанность на сетевую организацию (в данном случае на АО «ПСК»), планирующую проведение ремонтных работ на своей линии, уведомлять об этом потребителей смежной организации. Из письма АО «ПСК» от 19.03.2018 №4922 (вх. от 20.03.2018 №1313) следует, что об отключениях электрической энергии в периоды с 19.06 по 28.06.2017 и с 06 по 30.07.2017 сетевая организация уведомляла своих потребителей п. Пертозеро, направив данную информацию в Администрацию Чернопооржского сельского поселения (в состав которой входит данный населенный пункт) и направив график плановых отключений на июль 2017 года в адрес АО «ТНС энерго Карелия».  Кроме того, жалоб со стороны потребителей п. Пертозеро о нарушении их прав в рассматриваемые периоды отключения электроэнергии в адрес Карельского УФАС России не поступало.

Следует отметить, что по информации ПАО «МРСК Северо-Запада» в 2017 году выручка от оказания услуг по по передаче электрической энергии потребителям  в границах п. Новое Машезеро и д. Тунгуда составила 947 052,78 рублей, при этом за период с 19 по 28.06.2017 – 16 116,76 рублей, за период с 06 по 30.07.2017 – 38 155,70 рублей.

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в совершении действий по прекращению энергоснабжения потребителей п. Новое Машезеро и  д. Тунгуда в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства с нарушением  требований действующего законодательства.

2. Рассмотрение дела в отношении АО «ПСК» прекратить в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

3.   Предписания ПАО «МРСК Северо-Запада» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с его прекращением.   

4.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                       ***

 

Члены Комиссии                                                                                    ***

                                        

                                                                                                                  ***

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны