Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО З... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) по рассмотрению   дела №03-16/07-2018   

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление Администрации Лоухского муниципального района (далее – заявитель) от 29.06.2018 №3911 (вх. от 29.06.2018 №3095) с жалобой на действия АО «ТНС энерго Карелия» по факту направления в адрес муниципальных образовательных учреждений Лоухского муниципального района уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии на следующих объектах: МБОУ Амбарнская СОШ, МБОУ Сосновская СОШ, МБОУ Плотинская СОШ, МБДОУ Лоухский детский сад, МДОУ Чупинский детский сад, МБУ ДО Лоухский РЦТ, МБДОУ Чупинская ДЮСШ (далее также учреждения).

Из заявления следует, что в связи с наличием задолженности по оплате потребленной электрической энергии в адрес вышеперечисленных учреждений 18.06.2018 поступили уведомления АО «ТНС энерго Карелия» о введении 29.06.2018 на объектах учреждений ограничения режима потребления электрической энергии в случае непогашения имеющейся задолженности. При этом несмотря на гарантийное письмо Администрации Лоухского района от 28.06.2018 о погашении задолженности до 10.07.2018 Администрация района и образовательные учреждения были уведомлены сотрудниками АО «ТНС энерго Карелия» по телефону о том, что с 29.06.2018 сетевые организации начнут вводить ограничение режима потребления, начиная с объекта МБДОУ «Лоухский детский сад».

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Карельским УФАС России в 2018 году проводился анализ состояния конкуренции на розничном рынке Республики Карелия электрической энергии (мощности) в 2017 году, по результатам которого составлен аналитический отчет №03-23/12 и установлено следующее:

1) временной интервал исследования 2017 год;

2) продуктовыми границами розничного рынка электрической энергии является «продажа электрической энергии (мощности)»;

3) географические границы – Республика Карелия;

4) доля АО «ТНС энерго Карелия» - 47,46%, при этом доля Общества в течение трех лет остается примерно на одном уровне (2015 год – 46,6%, в 2016 год – 48,02%).

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения №442) гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами), а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.

Таким образом, географические границы розничного рынка Республики Карелия электрической энергии (мощности) соответствуют границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями №442.

При этом  с учетом нормы пункта 2 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «ТНС энерго Карелия» в географических границах Республики Карелия также можно считать доминирующим, поскольку, как отмечено выше, доля общества на розничном рынке Республики Карелия продажи электрической энергии (мощности) на протяжении нескольких лет подвержена малозначительным изменениям, относительно размера долей на этом рынке, принадлежащим другим хозяйствующим субъектам- конкурентам, а административные и экономические барьеры препяствуют появлению на данном рынке других хозяйствующих субъектов.

Кроме того, АО «ТНС энерго Карелия» в зоне деятельности в географических границах Лоухского муниципального района занимает 100% на рынке розничной продажи электрической энергии как гарантирующий поставщик.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «ТНС энерго Карелия» занимает доминирующее положение на розничном рынке продаж электрической энергии (мощности) как в географических границах Республики Карелия, так и в географических границах Лоухского муниципального района.

Из документов, имеющихся в материалах расследования, следует, что между АО «ТНС энерго Карелия» и муниципальными образовательными учреждениями Лоухского муниципального района, указанными в заявлении Администрации Лоухского муниципального района, заключены следующие договоры энергоснабжения:

  • договор энергоснабжения от 09.02.2018 №06253 с МБОУ Амбарнская средняя общеобразовательная школа;
  • договор энергоснабжения от 22.02.2018 №06279 с МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа;
  • договор энергоснабжения от 27.02.2017 №06280 с МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа;

- договор энергоснабжения от 22.02.2018 №00863 с МБДОУ Лоухский детский сад;

  • договор энергоснабжения от 22.02.2018 №06255 с МБДОУ Чупинский детский сад;
  • договор энергоснабжения от 09.02.2018 №02820 с МБУ ДО «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района;
  • договор энергоснабжения от 01.03.2018 №06258 с МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа» Лоухского муниципального района.

Пунктами 4.3 указанных договоров энергоснабжения и пунктом 82 Основных положений, определены порядок и сроки расчетов за потребленную электрическую энергию.

По информации АО «ТНС энерго Карелия» (письмо от 18.07.2018 №146-06-31381 (вх. от 19.07.2018 №3415) по состоянию на 18.06.2018 у вышеуказанных муниципальных образовательных учреждений Лоухского муниципального района образовалась задолженность по оплате электрической энергии в следующих размерах:

  • по договору №06253 с МБОУ Амбарная средняя общеобразовательная школа в размере 31 433 руб. 89 коп.;
  • по договору №06279 с МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа в размере 28 329 руб. 75 коп.;
  • по договору №06280 с МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа в размере 28 190 руб. 42 коп.;
  • по договору №00863 с МБДОУ Лоухский детский сад в размере 80 798 руб. 90 коп.;
  • по договору №06255 с МБДОУ Чупинский детский сад в размере 62 644 руб. 04 коп.;
  • по договору №02820 с МБУ ДО «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района в размере 12 422 руб. 15 коп.;
  • по договору №06258 с МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа» в размере 71 164 руб. 78 коп.

АО «ТНС энерго Карелия» ссылаясь на положения подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила ограничения), во исполнение подпункта «а» пункта 10 Правил ограничения направило в адрес указанных потребителей уведомления о необходимости погашения задолженности до 28.06.2018, и в случае неоплаты имеющейся задолженности о необходимости самостоятельного ограничения потребления электрической энергии 29.06.2018. Данные уведомления были получены потребителями 18.06.2018.

Кроме того, АО «ТНС энерго Карелия» в вышеуказанном письме обращает внимание на то, что право Гарантирующего поставщика на введение ограничения режима энергопотребления в случае наличия у потребителя задолженности по оплате электрической энергии также закреплено в пункте 5.2. вышеперечисленных договоров энергоснабжения.

При этом из заявления Администрации Лоухского муниципального района следует, что письмом от 28.06.2018 №01 3771, адресованным АО «ТНС энерго Карелия», Администрация гарантировала в случае получения бюджетного кредита до 10.07.2018 оплатить задолженность за потребленную электрическую энергию по вышеуказанным договорам. Однако, по словам Администрации данное гарантийное письмо гарантирующий поставщик во внимание не принял и в отношении части из вышеперечисленных объектов учреждений ввел режим полного ограничения энергопотребления.

Так, в письме АО «ТНС энерго Карелия» от 18.07.2018 №146-06-31381 (вх. от 19.07.2018 №3415) указало следующее: ввиду того, что по состоянию на 28.06.2018 задолженность по оплате электрической энергии, потребленной по вышеуказанным договорам энергоснабжения, не была погашена, а также учитывая положения абзаца «з» пункта 5, абзаца «з» пункта 6 Правил ограничения, сетевыми организациями АО «Прионежская сетевая компания», ПАО «МРСК Северо-Запада» было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии:

  • с 29.06.2018 в отношении объекта МБДОУ Лоухский детский сад;
  • с 03.07.2018 в отношении объекта МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа» Лоухского муниципального района;
  • с 03.07.2018 в отношении объекта МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа;
  • с 03.07.2018 в отношении объекта МБДОУ Чупинский детский сад.

В отношении МБОУ Амбарнская средняя общеобразовательная школа (договор №06253), МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа (договор №06279), МБУ ДО «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района (договор №02820) ограничение режима потребления электрической энергии введено не было.

Таким образом, АО «ТНС энерго Карелия» инициировало процедуру введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей.

В подтверждение вышеизложенного в материалы расследования представлены акты «О введении частичного (полного) ограничения режима потребления электрической энергии», составленные сотрудниками АО «ПСК» при отключении электроэнергии на объектах МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа» Лоухского муниципального района; МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа и МБДОУ Чупинский детский сад, а также сотрудниками ПАО «МРСК Северо-Запада» на объекте МБДОУ Лоухский детский сад.

Из пояснений АО «ПСК», предоставленных с письмом от 21.08.2018 №14678 (вх. от 21.08.2018 №3887), следует, что в адрес общества с письмами от 20.06.2018 (вх. №20579 и №2-574) поступили уведомления АО «ТНС энерго Карелия» о необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате электрической энергии и услуг, связанных с поставкой электрической энергии.

По информации сетевой организации при составлении акта о введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении МДОУ Чупинская ДЮСШ присутствовал представитель учреждения, подписавший его.

При этом по прибытию на место введения режима ограничения в отношении МБДОУ Чупинский детский сад сотрудники АО «ПСК» на дверях учреждения обнаружили объявление о том, что он не работает до сентября 2018 года. Аналогичную ситуацию сотрудники АО «ПСК» наблюдали по приезду к объекту МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа. В связи с вышеуказанным, акты о введении режима ограничения потребления электрической энергии на указанных объектах были составлены в отсутствие представителей учреждений, при этом по информации сетевой организации привлечь двух незаинтересованных лиц для подписания актов им также не удалось.

Из пояснений ПАО «МРСК Северо-Запада», предоставленных с письмом от 21.08.2018 №МР2/3/119-06/6948 (вх. от 27.08.2018 №3990), также следует, что в адрес общества поступило уведомление АО «ТНС энерго Карелия» от 18.06.2018 №114-15-26500 о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении МБДОУ Лоухский детский сад с 12 часов 00 минут 29.06.2018.

При этом по информации ПАО «МРСК Северо-Запада» 29.06.2018 диспетчер Лоухского РЭС ПО «СЭС» филиала «Карелэнерго» устно согласовал ограничение электропотребления по уведомлению АО «ТНС энерго Карелия» с заведующей учреждения Никоновой Т.С. в части времени введения ограничения не с 12 часов 00 минут, а после окончания рабочего дня детского сада. Акт о введении ограничения с потребителем не подписывался в связи с отсутствием представителя потребителя на момент окончания работ по введению ограничения. Кроме того, по информации потребителя детский сад после 29.06.2018 закрывался на каникулы.

Необходимо отметить, что по информации АО «ТНС энерго Карелия», несмотря на не оплату имеющейся задолженности, но с учетом  гарантийного письма Администрации от 13.07.2018 №4084 о погашении задолженности  в срок до 31.07.2018, с целью снижения социальной напряженности в Лоухском муниципальном районе по заявке гарантирующего поставщика от 13.07.2018 подача электрической энергии в МБДОУ Лоухский детский сад, МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа» Лоухского муниципального района, МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа, МБДОУ Чупинский детский сад была возобновлена сетевыми организациями. Мероприятия по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МБОУ Амбарнская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа, МБУ ДО «Лоухский районный центр творчества» Лоухского муниципального района гарантирующим поставщиком были отменены.

Вместе с тем Администрация в своем заявлении отмечает, что в силу пункта 10.1 Правил ограничения введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов энергии потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии, которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения  от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.  Муниципальные бюджетные учреждения не направляли в адрес АО «ТНС энерго Карелия» таких уведомлений об их готовности к введению в отношении учреждений полного ограничения режима потребления электроэнергии.

При этом действия АО «ТНС энерго Карелия» по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных учреждений затрагивают интересы иных потребителей. Так, по информации Администрации отключение электрической энергии в обозначенный момент могло привести к невозможности нормальной подготовки образовательных учреждений к учебному году, устранению нарушений, указанных в предписаниях надзорных органов, тем самым поставив под угрозу организованное начало учебного года 2018-2019.

Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии по вышеуказанным основаниям производится сетевой организацией по заявке гарантирующего поставщика (подпункт «а» пункта 4 раздела 2 Правил ограничения).

Согласно пункту 5 Правил ограничения частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

По информации АО «ТНС энерго Карелия» поскольку у вышеуказанных образовательных учреждений Лоухского муниципального района Республики Карелия отсутствуют акты согласования технологической и (или) аварийной брони, введение частичного ограничения режима потребления в отношении данных организаций не требовалось.

При этом необходимо отметить, что в силу абзаца 2 пункта 6 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16(1) настоящих Правил.

В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Правил ограничения потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления (абзац 3 пункта 7 Правил ограничения).

При этом Правилами ограничения предусмотрена различная процедура как введения ограничения режима потребления, так и процедура уведомления о введении такого режима в отношении потребителей, отнесенных и не отнесенных к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Так, в силу пункта 8(1) Правил ограничения уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию:

а) наименование потребителя;

б) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

в) основание введения ограничения режима потребления;

г) размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении;

д) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;

е) уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони;

ж) дата введения полного ограничения режима потребления;

з) уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям;

и) требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.

Уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8(1) настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления. (пункт 8(2) Правил ограничения)

Кроме того, согласно пункту 10 Правил ограничения в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан:

а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления;

б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления. По получении уведомления исполнитель обязан направить уведомление или его копию субисполнителю в течение одного рабочего дня после дня его получения. Если ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации, она обязана направить аналогичное уведомление лицу, с которым таким потребителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при условии, что обязательства по этому договору не прекращены на дату уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления;

в) одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

При этом введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается (пункт 10(1) Правил ограничения).

Пунктом 16 Правил ограничения установлено, что потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.

В силу пункта 16(1) Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Таким образом, пунктами 8(2), 10 (1), 16 и 16 (1) Правил ограничения предусмотрен иной порядок введения ограничения в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

При этом категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, перечислены в Приложении №1 к Правилам ограничения. Так, согласно пункту 5 указанного приложения к таким объектам отнесены Учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.

В большинстве случаев суды аналогичные рассматриваемым образовательные учреждения относят к категории объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в связи с чем признают факт нарушения порядка уведомления и введения режима ограничения потребления на таких объектах, установленного Правилами ограничения (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.10.2013 по делу №А31-3800/2012, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2017 №Ф06-16808/2016).

Кроме того, аналогичной позиции придерживается ФАС России, которое в письме от 05.09.2018 №ВК/70961/18, отвечая на запрос Карельского УФАС России сообщило, что в вышеуказанном Приложении к Правилам ограничения законодателем не установлен закрытый перечень образовательных организаций, указанных в пункте 5 Приложения.

Вместе с тем, по мнению АО «ТНС энерго Карелия», вышеуказанные нормы права не распространяются на правоотношения между гарантирующим поставщиком и перечисленными образовательными учреждениями, поскольку данные образовательные организации к такой категории потребителей не относятся. Так, по мнению гарантирующего поставщика, к специальным субъектам, в отношении которых действуют вышеуказанные ограничения при введении полного ограничения режима потребления, относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, общество отмечает, что в соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Во исполнение указанной нормы права Главой Республики Карелия принято и опубликовано Распоряжение от 28.12.2016 №552-р с перечнем потребителей электрической энергии (мощности) в Республике Карелия, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. В указанном перечне отсутствуют вышеперечисленные образовательные учреждения Лоухского муниципального района.

Однако, исходя из указанных норм права, в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. При этом порядок ограничения установлен в Правилах №442, в них же определены и категории данных потребителей. В пункте 5 приложения к указанным Правилам в список потребителей, введение в отношении которых ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается, включены образовательные учреждения. При этом ссылка на отсутствие вышеперечисленных образовательных учреждений в Перечне, утвержденном главой субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае не свидетельствует об отсутствии у данных потребителей признаков, согласно которым они могут быть отнесены к числу социально-значимых объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим и социальным последствиям.

Из вышеизложенного и имеющихся в материалах расследования документов следует, что АО «ТНС энерго Карелия» посчитав, что вышеуказанные учреждения не относятся к числу потребителей, в отношении которых введение ограничения режима потребления электрической энергии может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям не применило в отношении них специальный порядок уведомления и введения режима ограничения, установленный Правилами ограничения.

Помимо изложенного, следует отметить, что на момент введения ограничения потребления электрической энергии, образовательный процесс в средних школах на территории Лоухского муниципального района Республики Карелия был завершен. Вместе с тем, по информации Администрации Лоухского района учреждениям, в том числе дошкольным образовательным (детским садам) необходимо было приступить к проведению ряда ремонтных и подготовительных работ для своевременного начала нового учебного года.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией.

Реализация сбытовой организацией предоставленного ей права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. Иной подход к применению указанного способа защиты имущественных интересов может привести к причинению вреда, несоразмеримого с потерями сбытовой организации в рамках договорных отношений с конкретным неплательщиком.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях прав ребенка) социальной инфраструктурой для детей является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В силу пункта 1 статьи 9 Закон о гарантиях прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Здания МБОУ Амбарнская СОШ, МБОУ Сосновская СОШ, МБОУ Плотинская СОШ, МБДОУ Лоухский детский сад, МДОУ Чупинский детский сад, МБУ ДО Лоухский РЦТ, МБДОУ Чупинская ДЮСШ относятся к социальной инфраструктуре для детей, и прекращение или ограничение подачи электрической энергии в нем влечет прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности образовательных учреждений, что может повлечь за собой нарушение прав детей.

При таких обстоятельствах можно сделать вывод, что введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении  вышеуказанных учреждений со стороны АО «ТНС энерго Карелия» осуществлено с нарушением порядка, установленного действующим законодательством, тем самым ущемлены права (интересы) МБОУ Амбарнская СОШ, МБОУ Сосновская СОШ, МБОУ Плотинская СОШ, МБДОУ Лоухский детский сад, МДОУ Чупинский детский сад, МБУ ДО Лоухский РЦТ, МБДОУ Чупинская ДЮСШ и неопределенного круга лиц (конечных потребителей услуг предоставляемых данными учреждениями), что свидетельствует о наличии в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Карельского УФАС России от  28.09.2018 №104 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении АО «ТНС энерго Карелия» (ОГРН – 1051000000050; ИНН 1001012875; почтовый адрес: бульвар Интернационалистов (р-н Древлянка), д.17а, г. Петрозаводск, 185016), дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в связи с чем, руководствуясь частью 13 статьи  44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                                                                                                        

  1. Назначить дело №03-16/07-2018 к рассмотрению на 14.11.2018 в 11 час. 00 мин. по   адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика – АО «ТНС энерго Карелия» (ОГРН – 1051000000050; ИНН 1001012875; почтовый адрес: бульвар Интернационалистов (р-н Древлянка), д.17а, г. Петрозаводск, 185016);

   заявителя - Администрация Лоухского муниципального района (ул. Сосноветская, 27, п. Лоухи, 186660);

  1. АО «ТНС энерго Карелия» надлежит в срок до 01.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

- причины непринятия к сведению гарантийного письма Администрации от 28.06.2018 №01-3771 и введения ограничения режима потребления в отношении ряда учреждений и принятия повторного гарантийного письма Администрации от 13.07.2018 №4084;

- копию приложения №1 «Перечень точек отпуска электрической энергии в сеть Исполнителя с оптового и розничного рынка электрической энергии» к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.12.2013 №01-КЭ-2014, заключенному между ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ТНС энерго Карелия», в части населенных пунктов Лоухского муниципального района по состоянию на 01.05.2018;

- письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

 -  любые иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  1. Администрации Лоухского муниципального района надлежит в срок до 01.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

-копию документа, подтверждающего отправку/получение АО «ТНС энерго Карелия» гарантийного письма Администрации от 28.06.2018 №01-3771;

- копии предписаний надзорных органов о необходимости устранения нарушений рассматриваемыми учреждениями в летний период 2018 года до начала нового учебного года;

- сведения о последствиях, наступивших в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в МБДОУ Лоухский детский сад, МБУ ДО «Чупинская районная детско-юношеская спортивная школа», МБОУ Плотинская средняя общеобразовательная школа, МБДОУ Чупинский детский сад или возможных последствиях в случае введения такого режима в остальных учреждениях, с учетом их не работы в период введения режима ограничения гарантирующим поставщиком, с приложением подтверждающих документов;

- сведения о датах прекращения работы рассматриваемых учреждений, с приложением подтверждающих документов (приказов, распоряжений и т.п.), с указанием причин прекращения работы;

- сведения о работах, запланированных учреждениями, в том числе ремонтных на летний период 2018 года, с указанием дат их начала, окончания и с приложением подтверждающих документов (приказы, распоряжения, сметы, акты и т.п.), в том числе о проведении конкурсов для выбора подрядных организаций»;

- информацию о возможном или реальном ущербе, причинённом неопределенному кругу лиц (детям, их родителям) в связи с введением ограничения режима потребления в учреждениях, либо указание на отсутствие такой информации;

- меры, принятые Администрацией Лоухского муниципального района и/или учреждениями для обеспечения готовности к введению в отношении энергопринимающих устройств объектов учреждений полного ограничения режима потребления электроэнергии с приложением подтверждающих документов, либо указание на их отсутствие и причины;

- письменную правовую позицию Администрации по вопросу отнесения рассматриваемых образовательных учреждений к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, с учетом позиции гарантирующего поставщика, изложенной в определении;

- письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты (за исключением ранее предоставленных);

- любые иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  5. Явка представителя(-ей) АО «ТНС энерго Карелия» и Администрации Лоухского муниципального района (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

 

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны