Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО З... от 22 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) по рассмотрению   дела №03-16/08-2018   

УСТАНОВИЛ:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление АО «ТНС-энерго Карелия» с письмом от 06.07.2018 №146-06-29800 (вх. от 10.07.2018 №3260), с жалобой на действия ООО «Лоухский водоканал» (далее также Общество), по факту   оказания последним услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в пгт. Лоухи в 2018 году в отсутствие установленного тарифа.

Так, из заявления следует, что ООО «Лоухский водоканал» в период с 01.01.2018 по июль включительно оказывало на территории Лоухского муниципального района услуги по водоснабжению и водоотведению как населению, так и хозяйствующим субъектам, в том числе АО «ТНС энерго Карелия», при этом ООО «Лоухский водоканал» не устанавливался соответствующий тариф на 2018 год.

По информации АО «ТНС энерго Карелия» между ООО «Лоухский водоканал» и ООО «ЖКУ Гарант» заключен агентский договор от 01.02.2017 №01 на оказание услуг по начислению и приему граждан за коммунальные услуги.  Согласно пункту 1.1. данного договора ООО «Лоухский водоканал» поручает агенту, а агент (ООО «ЖКУ Гарант») обязуется в интересах ООО «Лоухский водоканал» совершать от своего имени следующие фактические действия:

- начисление гражданам платежей за холодное водоснабжение и водоотведение;

- размещение в едином платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг информации о начислениях коммунальных услугах;

- организация сбора (прием) платежей граждан за оказанные коммунальные услуги;

- учет поступивших платежей по каждому лицевому счету;

- перечисление денежных средств, поступивших в оплату коммунальных услуг на расчетный счет ООО «Лоухский водоканал».

Из представленных заявителем документов следует, что в силу указанного договора ООО «ЖКУ Гарант» выставляет квитанции гражданам по лицевым счетам для оплаты коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, в которых исполнителем данных услуг указано ООО «Лоухский водоканал» (к заявлению приложены копии таких квитанций).

При этом согласно постановлению от 20.12.2016 №188 Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение в Лоухском муниципальном районе были установлены для ООО «Лоухский водоканал» только на период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 указанной статьи).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) относятся юридические лица, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Из документов, предоставленных в материалы расследования Обществом и Администрацией, следует, что вся инженерная инфраструктура по водоснабжению и водоотведению потребителей Лоухского муниципального района, находящаяся в муниципальной собственности была передана Администрацией по договорам безвозмездного пользования ООО «Лоухский водоканал» от 24.10.2017 сроком действия до 23.11.2017 и от 28.04.2017 сроком действия до 01.05.2018. При этом данное имущество оставалось у Общества в пользовании до 01.08.2018.

Указанная сеть является технологически связанной, и в ее границах ни один из потребителей, присоединенных к сети Общества, не имеет возможности получить услуги по водоснабжению и водоотведению у иного лица.

Поскольку географические границы рынка услуг по водоснабжению и водоотведению определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать эти услуги от определенного продавца в границах присоединенных сетей, то можно говорить о том, что на данном товарном рынке в границах присоединенных водопроводных и канализационных сетей в период 24.10.2017 по 31.07.2018 ООО «Лоухский водоканал» являлся единственным продавцом услуги по водоснабжению и водоотведению в Лоухском муниципальном районе.

В силу вышеизложенного ООО «Лоухский водоканал» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей Лоухского муниципального района.

В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» предписано Правительству Российской Федерации определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, тарифы на водоснабжение и водоотведение подлежат обязательному государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом порядок утверждения тарифов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

В силу пункта 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных  указанным постановлением (далее – Основы ценообразования), регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406 (далее – Правила регулирования тарифов), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Следовательно, оплата услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляется по соответствующим тарифам, установленным органом регулирования тарифов субъекта РФ.

Уполномоченным органом государственной власти в Республике Карелия устанавливающим, в том числе данные тарифы является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.

По информации Госкомитета РК по ценам и тарифам (письмо от 23.07.2018 №2434/12-2/КЦТ-и вх. от 24.07.2018 №3501) с целью открытия дела для установления тарифов на холодное и водоснабжение и водоотведение для ООО «Лоухский водоканал» по собственной инициативе у общества и Администрации 13.11.2017 были запрошены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района.

В соответствии с указанным запросом Администрация и общество в качестве подтверждающего документа предоставили копию договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от 24.10.2017, заключенного с ООО «Лоухский водоканал» на срок с 25.10 по 23.11.2017.

В связи с тем, что предоставленный договор не подтверждал законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Лоухского муниципального района в 2018 году, Госкомитетом РК по ценам и тарифам 27.11.2017 было направлено в администрацию Лоухского муниципального района и ООО «Лоухский водоканал» уведомление об отсутствии возможности установления тарифов на 2018 год.

Из пояснений Госкомитета РК по ценам и тарифам следует, что 23.01.2018 в их адрес поступило обращение ООО «Лоухский водоканал» от 16.01.2018 №47 об открытии дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год с приложением копии договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности от 28.04.2017, заключенного на срок с 01.05.2017 по 01.05.2018.

Отвечая обществу, Госкомитет РК по ценам и тарифам в письме от 05.02.2018 №358/12-9/кит-и указал, что в соответствии с правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406, для открытия и рассмотрения дела об установлении тарифов регулируемая организация до 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

При этом Госкомитет РК по ценам и тарифам в указанном письме обращает внимание на то, что тарифы устанавливаются органам и регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.

Основания для открытия и рассмотрения дела в течение регулируемого периода предусмотрены пунктом 9 Правил регулирования тарифов. В данном случае, по мнению Госкомитета, для открытия дела регулируемая организация предоставляет заявление об установлении тарифов и материалы, предусмотренные пунктами 16 и 17 Правил регулирования тарифов.

Однако, Госкомитет в ответе Обществу указал, что открытие и рассмотрение дела в течение регулируемого периода в случае заключения регулируемой организацией договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, пунктом 9 Правил регулирования тарифов не предусмотрено.

В связи с вышеуказанным Госкомитет РК по ценам и тарифам отказал ООО «Лоухский водоканал» в открытии тарифного дела с целью установления тарифа на водоснабжение и водоотведение на 2018 год.

Кроме того, Госкомитет РК по ценам и тарифам сообщил, что 23.04.2018 направил в Прокуратуру Республики Карелия обращение о проведении ими проверки законности оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района.

Прокуратура РК в письме от 03.07.2018 №07-32-2018, адресованном Госкомитету РК по ценам и тарифам, сообщает, что в большинстве случаев осуществления организациями жилищно-коммунального хозяйства деятельности при отсутствии установленных тарифов обусловлено непринятием органами местного самоуправления исчерпывающих мер по оформлению прав собственности на объекты коммунального хозяйства, организации конкурсных процедур с целью определения арендатора или концессионера в отношении муниципального имущества, задействованного в предоставлении услуг водоснабжения и водоотведения либо муниципального предприятия для указанных целей. При этом Прокуратура РК указала, что Прокурором Лоухского района 08.05.2018 внесено представление Главе администрации Лоухского муниципального района, по итогам рассмотрения которого органом местного самоуправления принимаются меры к устранению нарушений законодательства.

Необходимо также отметить, что Карельским УФАС России рассмотрено дело №04-36/13-2017, возбужденное в отношении Администрации Лоухского муниципального района по факту заключения Администрацией с ООО «Лоухский водоканал» договоров безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, без проведения торгов и решением от 22.02.2018 в действиях Администрации признано нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В свою очередь Администрация Лоухского муниципального района отвечая на запрос Карельского УФАС России от 30.07.2018 №03-15/149/3011 в письме от 02.08.2018 №01-4304 (вх. от 07.08.2018 №3674), подтвердила факт использования ООО «Лоухский водоканал» муниципального имущества, объектов водоснабжения и водоотведения, переданного ему в безвозмездное пользование по договору от 24.10.2017. На основании указанного договора Общество продолжило в 2018 году оказывать в Лоухском муниципальном районе услуги по водоснабжению и водоотведению. Однако, с 01.08.2018 на территории Лоухского муниципального района данную услугу оказывает МУП «Лоухский коммунальный центр», которым проводится работа по подготовке документов для утверждения тарифов.

Кроме того, Администрация отмечает, что в связи с отказами Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в государственной регистрации права на объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории пгт.Лоухи администрация проводит работу по обращению в суд для подтверждения права муниципальной собственности на объекты.

ООО «Лоухский водоканал», отвечая на запрос Карельского УФАС России от 16.07.2018 №03-15/149/2798 в письме от 25.07.2018 №163 (вх. от 31.07.2018 №3597), сообщило, что 30.11.2017 Общество получило письмо Государственного комитета РК по ценам и тарифам о том, что договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 24.10.2017 заключенный с Администрацией, не подтверждает на 2018 год законное основание пользования имуществом и в связи с этим тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 год не могут быть установлены.

18.12.2017 ООО «Лоухский водоканал» обратилось к главе Администрации Лоухского муниципального района (исх. От 18.12.2017 №554) об отсутствии у Общества законного основания пользования имуществом и о необходимости срочного решения данного вопроса.

18.12.2017 ООО «Лоухский Водоканал» (исх.№556) направило в адрес Главы Республики Карелия Парфенчикову А.О., Главы администрации Лоухского муниципального района Федоренко А.Ф., Управление ФСБ России по Республике Карелия, Главное управление по делам ГО и ЧС Республики Карелия Лоухское отделение №57, Прокуратуру Лоухского района письмо в котором сообщило, что у администрации Лоухского муниципального района не оформлено право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения. В связи с чем администрация не может объявить конкурс на право передачи данных объектов в безвозмездное пользование или аренду, а также заключить концессионное соглашение. В письме общество также сообщило, что с 01.01.2018 ООО «Лоухский Водоканал» прекратит оказание услуг, при этом необходимо учесть непрерывный процесс оказания услуг и в срочном порядке решить данный вопрос. Однако, по информации общества, обращение оставлено без ответа.

28.12.2017 от администрации Лоухского муниципального района поступило письмо №01-6498, в котором администрация просит составить график передачи имущества, не учитывая тот факт, что муниципальное имущество передается единым комплексом, т.е. в том же порядке, как и передавалось, так как трудовые договоры с работниками заключены до момента расторжения договора пользования имуществом (срочные трудовые договора).

10.01.2018 ООО «Лоухский Водоканал» в письме, адресованном Администрации Лоухского муниципального района (исх.№3), сообщило, что согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или состояния, обусловленном договором.

По мнению Общества, согласно пункту 2 указанной статьи к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, в соответствии с которой, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Поскольку со стороны арендодателя не поступило возражений против использования имущества по истечении срока действия договора, то он считается заключенным на неопределенный срок.

В силу пункта 1 статьи 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц.

По информации ООО «Лоухский водоканал» ответа от Администрации не поступило.

Из пояснений ООО «Лоухский водоканал» следует, что 19.01.2018 в адрес общества поступило письмо Государственного комитета РК по ценам и тарифам (исх.№66/12-9/КЦТ-н) о том, что отсутствие установленных тарифов не является основанием для прекращения оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

При этом Общество посчитало, что поскольку предоставленная услуга должна быть оплачена, ООО «Лоухский водоканал» может использовать тариф, установленный на 2017 год.

28.05.2018 от администрации Лоухского муниципального района в адрес ООО «Лоухский водоканал» поступило уведомление (исх.№01-3247) о расторжении договора безвозмездного пользования с 28.06.2018.

В связи с указанным ООО «Лоухский водоканал» с письмом от 27.06.2018(исх.№158) направило в адрес Главы администрации Лоухского муниципального района акт приема-передачи (возврата) муниципального имущества, полученного обществом единым комплексом, поставив в известность об этом Управление ФСБ России по Республике Карелия Лоухское отделение, Главное Управление по делам ГО и ЧС Республики Карелия Лоухское отделение №57 и Прокуратуру Лоухского района. В соответствии с условиями трудовых договоров, работники ООО «Лоухский водоканал» подлежали увольнение 28.06.2018, т.е. в день расторжения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Однако направленный акт передачи имущества Главой администрации Лоухского муниципального района не был подписан и не возвращен. Соответственно передать имущество не представилось возможным. Работники предприятия продолжили свою трудовую деятельность. При этом, по мнению Общества, поскольку имущество не было принято, договор безвозмездного пользования вновь считается заключенным на неопределенный срок.

 По информации ООО «Лоухский водоканал» 28.06.2018 состоялось совместное совещание Главы администрации Лоухского муниципального района Федоренко А.В. с участием представителя Управления ФСБ России по Республике Карелия Лоухское отделение, представителей ООО «Лоухский Водоканал, на котором было принято решение о продлении срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом до 31.07.2018.

При этом ООО «Лоухский Водоканал» отмечает, что 29.06.2018 в адрес общества поступило письмо администрации Лоухского муниципального района (исх№01-3782), из которого следовало, что в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в адрес Общества направляется график передачи муниципального имущества. Кроме того, Администрация в письме сообщила о создании с 01.08.2018 нового предприятия МУП «Лоухский коммунальный центр» для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района. При этом в письме Администрации как омечает ООО «Лоухский водоканал» информация о продлении срока действия договора отсутствовала, но и возражений по вопросу использования муниципального имущества дальше обществом не были указаны.

Таким образом, ООО «Лоухский водоканал» поясняя ситуацию, сложившуюся в Лоухском муниципальном районе по оказанию в 2018 году услуг по водоснабжению и водоотведению, обращает внимание на то, что именно бездействие администрации Лоухского муниципального района начиная с 01.01.2018 по принятию своего имущества от общества является основной причиной, по которой ООО «Лоухский водоканал» было вынуждено продолжить оказание услуги по водоснабжению и водоотведению в Лоухском муниципальном районе без утвержденного тарифа на 2018 год, поставив об этом в известность вышеперечисленных лиц.  При этом ООО «Лоухский водоканал» отмечает, что остановить непрерывный процесс оказания услуг было невозможно без чрезвычайной ситуации.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускает заключение договора безвозмездного пользования без проведения торгов на срок не более чем 30 календарных дней в течении шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

В силу части 2 статьи 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 621 ГК РФ,

Часть 2 статьи 621 ГК РФ предусматривает, что, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Однако, согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 24.04.2014 №ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не могут быть продлены на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ, а также части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в специальном порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, общие нормы ГК РФ в части возможности пролонгации такого договора в рассматриваемом случае не подлежат применению.

Положениями части 10 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, пунктом 8 Правил регулирования указывается, что тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (далее - регламент).

В силу пункта 9 Правил регулирования тарифов тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. При этом действие настоящего пункта не распространяется:

а) на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации или о приведении размеров тарифов в соответствие с предельными индексами, утвержденными федеральным органом регулирования тарифов;

б) на решения органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке;

в) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

г) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые отдельными регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

д) на решения органов регулирования тарифов в рамках исполнения решений федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке или по результатам рассмотрения разногласий;

е) на решения органов регулирования тарифов по исполнению требований федерального органа регулирования тарифов в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов;

ж) на решения органа регулирования тарифов, принимаемые до 01.05.2016 в рамках реализации решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, превышающих индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса по субъекту Российской Федерации по основаниям, указанным в подпунктах "д" и (или) "е" пункта 46 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

з) на решения органов регулирования, принятые в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";

и) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;

к) на решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

Из пунктов 12 и 13 Правил регулирования тарифов следует, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации, а также по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами.

Пунктом 14 Правил регулирования тарифов определен срок предоставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифа и обосновывающих материалов - 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.

В соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Пунктом 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых регулируемой организацией к заявлению и являющийся исчерпывающим для открытия дела об установлении тарифов. Подпунктом «а» указанного пункта, на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, вышеуказанными нормативными документами установлены сроки, в которые регулируемая организация обязана обратиться для установления тарифа на следующий период оказания услуг и документы обязательные для представления регулирующему органу для установления им для хозяйствующего субъекта тарифа на водоснабжение и водоотведение, в частности правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности. При этом договор безвозмездного пользования, имеющийся у ООО «Лоухский водоканал» и предоставляемый в Государственный комитет РК по ценам и тарифам, не являлся требуемым документом, подтверждающим право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости водоснабжения и водоотведения.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Лоухский водоканал» самостоятельно не обратилось в установленные законодательством сроки в регулирующий орган для установления тарифа на водоснабжение и водоотведение. При этом получив, от Госкомитета отказ об открытии тарифного дела не обжаловало его ни в ФАС России, ни в судебном порядке. Кроме того, общество не приняло мер по передаче имущества обратно до истечения срока действия договора безвозмездного пользования.

При этом, фактическое оказание ООО «Лоухский водоканал» услуг водоснабжения и водоотведения в 2018 году подтверждается как самим обществом, так и квитанциями на оплату этих услуг предоставленными заявителем.

Таким образом, на 2018 год Госкомитет РК по ценам и тарифам не устанавливал соответствующие тарифы в отношении ООО «Лоухский водоканал», а при отсутствии установленного тарифа у Общества отсутствовали основания для начисления и выставления населению и своим контрагентам счетов-фактур на оплату произвольно начисленных сумм даже по тарифам, установленным на предыдущий период, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного издан приказ Карельского УФАС России от 10.10.2018 №108 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ООО «Лоухский водоканал» (ОГРН – 1151001008146; ИНН 1018003389; почтовый адрес: ул. Первомайская, д.9, пгт. Лоухи, 186660), дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в связи с чем, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                                                                                                        

  1. Назначить дело №03-16/08-2018 к рассмотрению на 28.11.2018 в 11 часов 00 минут по   адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика – ООО «Лоухский водоканал» (ОГРН – 1151001008146; ИНН 1018003389; почтовый адрес: ул. Первомайская, д.9, пгт. Лоухи, 186660);

   заявителя - АО «ТНС энерго Карелия» (ОГРН – 1051000000050; ИНН 1001012875; почтовый адрес: бульвар Интернационалистов (р-н Древлянка), д.17а, г. Петрозаводск, 185016);

- в качестве заинтересованного лица - Администрацию Лоухского муниципального района (ул. Сосноветская, 27, п. Лоухи, 186660).

  1. ООО «Лоухский водоканал» надлежит в срок до 12.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

- сведения о причинах непринятия Обществом своевременных мер по установлению на 2018 год тарифа на оказание услуг водоснабжения и водоотведения в Лоухском муниципальном районе до 20 декабря 2017 года;

- письменные правовые основания отказа от передачи муниципального имущества в соответствии с запросом администрации Лоухского муниципального района от 28.12.2017 №01-6498 (с учетом изложенной в определении позиции и за исключением ранее предоставленных);

- письменные объяснения бездействия ООО «Лоухский водоканал» с января по июнь 2018 года и непринятия мер по возврату муниципального имущества Администрации Лоухского муниципального района;

- сведения об обжаловании решения Госкомитета РК по ценам и тарифам об отказе в открытии тарифного дела в ФАС России;

- письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

 -  любые иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  1. АО «ТНС энерго Карелия» надлежит в срок до 12.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

- письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных); 

 -  любые иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  1. Администрации Лоухского муниципального района надлежит в срок до 12.11.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

- причины оставления без ответа обращений ООО «Лоухский водоканал» в адрес Администрации, направленных Обществом с письмами от 18.12.2017 №554, от 19.12.2017 №556, от 10.01.2018 №5, от 29.06.2018 №160, либо предоставление копий ответов на указанные письма, с приложением документов, подтверждающих их отправку адресату;

- копии документов, подтверждающих невозможность своевременного оформления Администрацией права собственности на муниципальное имущество- объекты водоснабжения и водоотведения в Лоухском муниципальном районе;

- сведения обо всех мерах, принимаемых Администрацией по своевременному возврату муниципального имущества от ООО «Лоухский водоканал» (по истечению срока действия договора безвозмездного пользования, заключенного с последним);

- письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты (за исключением ранее предоставленных);

- любые иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу. 

  5. Явка представителя(-ей) ООО «Лоухский водоканал», АО «ТНС энерго Карелия» и Администрации Лоухского муниципального района (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

 

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны