Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-16/12-2015 от 29 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «Славмо»

185033, г. Петрозаводск,

ул. Антонова, д.1

 

ОАО «Агрокомплекс

имени В.М. Зайцева»

ул. Совхозная, 1А, п. Шуя, Прионежский р-он, 185504

 

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское»

ул. Мошкина, 3А, п.Ильинский, Олонецкого р-на, 186004

 

ОАО «Племсовхоз «Мегрега»

пер. Школьный, д.3, д. Мегрега, Олонецкого р-на, 186020

 

ОАО «Совхоз Ведлозерский»

ул. Мельницкая, 3Б, с. Ведлозеро, Пряжинского р-она, 186143

 

ЗАО «Пряжинское»

ул. Совхозная, д.33, п. Пряжа, 186120

 

ООО «Ладожское»

186804, Питкярантский район,

п. Ляскеля, ул.Полевая

 

ООО «Маяк»

185518, Прионежский район,

п. Ладва, ул.Комсомольская, д.127

 

ЗАО «Янишполе»

186206, Кондопожский район,

п. Янишполе, ул.Заречная

 

ОАО «Агрофирма «Видлица»

186007, Олонецкий район, с. Видлица

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-16/12-2015

 

08 декабря 2015 года                                                                          г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2015 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

в ходе рассмотрения дела №03-16/12-2015, возбужденного по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Славмо» (далее – ОАО «Славмо») пунктов 6,8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении различных цен на молоко сырое, закупаемое у сельхозпроизводителей, и созданию дискриминационных условий,  в присутствии представителей ОАО «Славмо» - <…> и <…>; представителя ЗАО «Пряжинское» - <…>,

УСТАНОВИЛА:

На основании части 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 22.05.2015 №115 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/12-2015 в отношении ОАО «Славмо» по признакам нарушения пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 26.05.2015 «О назначении дела №03-16/12-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 10 часов 30 минут 30.06.2015.

Определением от 30.06.2015 «Об отложении и продлении срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/12-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 02.09.2015.

В ходе рассмотрения дела №03-16/12-2015 02.09.2015 представители ОАО «Славмо» пояснили, что цены на закупаемое сырое молоко складываются исходя из ряда обстоятельств, ОАО «Славмо» их не устанавливает. В качестве примера привели факт территориальной близости ОАО «Агрокомплекс им. В.М. Зайцева», с учетом которого затраты на транспортные расходы ниже, а цена на закупаемое сырое молоко, соответственно, выше. Одновременно <…> сообщил, что каждую осень цены на сырое молоко повышаются, при этом ОАО «Славмо» пережидает сезонные колебания и предлагает сельхозпроизводителям разумную цену за литр сырого молока.

С учетом вышеизложенных пояснений представителей ответчиков, определением от 02.09.2015 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/12-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 08.10.2015.

02.10.2015 в связи со служебной необходимостью дата и время рассмотрения дела №03-16/12-2015 были перенесены до 11 часов 00 минут 21.10.2015.

В ходе рассмотрения дела 21.10.2015 представители ответчика объясняя разницу в цене, установленную для ОАО «Аргокомплекс им. В.М. Зайцева» в протоколах согласования цен на молоко, указали на более качественные характеристики закупаемого сырого молока. В частности, представитель ОАО «Славмо» разъяснили понятие «бактерицидной фазы молока», которая одинакова для всех видов молока и составляет не более 4 часов от момента дойки до первичной переработки.

Ввиду наименьшей удаленности ОАО «Аргокомплекс им. В.М. Зайцева» ОАО «Славмо» имеет возможность осуществлять доставку и, соответственно, перерабатывать закупаемое у ОАО «Аргокомплекс им. В.М. Зайцева» сырое молоко с наименьшими временными затратами, что способствует высоким качественным характеристикам молока (отличным от закупаемого сырого молока у иных сельхозпроизводителей).  

Таким образом, по мнению представителей ответчиков, показатели бактерицидных свойств молока, закупаемого у ОАО «Аргокомплекс им. В.М. Зайцева», учтены в цене, зафиксированной в протоколах согласования цен на молоко, однако в них не отражены.

Определением от 21.10.2015 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/12-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 08.12.2015.

При рассмотрении дела 08.12.2015 представители ОАО «Славмо» с фактом нарушения не согласились, поддерживая вышеизложенную позицию.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе:

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»);

создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»).

В пункте 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В рамках рассмотрения данного дела Карельским УФАС России в соответствии с пунктом 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы.

По результатам проведенного анализа оформлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы, из которого следует:

 1.     Рынок оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в границах Республики Карелия в 2013-2014 годах был высококонцентрированным.

Тип рынка – монополистическая конкуренция. В течение длительного периода (более одного года) относительные размеры долей большинства хозяйствующих субъектов не подвержены значительным изменениям.

2.      Всего в исследуемый период на территории Республики Карелия осуществляли услуги по закупке сырого молока для дальнейшей переработки 4 хозяйствующих субъекта.

3.      В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с пунктом 6.6 Порядка при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

-        в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

-        в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Согласно данным аналитического отчета в исследуемый период (2013 - 2014 годы) доля, занимаемая хозяйствующими субъектами на данном рынке, не изменялась более чем на десять процентов. Реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар (сырое молоко) не имеет взаимозаменителей.

С учетом специфичности такого продукта как сырое молоко, требований, которые предъявляются к сырому молоку, условий транспортировки и хранения сырого молока, производители молока и молочных продуктов, занимающие значительную долю на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки имеют возможность оказывать влияние на условия обращения товара (сырого молока) на указанном рынке.

Таким образом ОАО «Славмо» в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» занимало доминирующее положение на данном рынке, так как его доля составляла в 2013 году -48,81%, в 2014 году – 48,57%.

ОАО «Славмо» осуществляет закупку молока сырого у сельхозпроизводителей на основании договоров поставки, заключаемых по типовой форме, которыми согласовывается график забора молока сырого, количество поставляемого молока сырого, условия доставки транспортом покупателя (ОАО «Славмо») и за счет покупателя, а также условия о приемке и оплате товара. Приложением к заключаемым договорам являются протоколы согласования цен, в которых отражаются цены за 1 кг. молока сырого базисной жирности 3,4%, белок 3,0% без учета НДС, по сортам молока: Высший сорт Элита; Высший сорт; 1 сорт с термоустойчивостью; 1 сорт; 1 сорт неохлажденное; 2 сорт.

В материалах дела имеются письма ООО «Маяк», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ООО «Ладожское» от 18.03.2015№157, 16.03.2015 №09, 16.02.2013 № 443 соответственно, в которых указано, что цены на молоко сырое устанавливает ОАО «Славмо». Кроме того, ОАО «Совхоз «Аграрный» в письме от 03.11.2015 №777, сообщило, что «инициатива заключения договоров на поставку сырого молока исходит непосредственно от самих покупателей, в том числе условия о цене поставок определялись покупателем; по общей практике договоры на поставку молока также были оформлены заинтересованной в приобретении молока стороной».

В протоколах опроса, представленных Следственным управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Республике Карелия, представители ЗАО «Пряжинское» и ЗАО «Янишполе» подтверждают факт ежегодного получения договоров на поставку сырого молока с протоколами согласования цен, приемлемых для ОАО «Славмо».

В материалах дела также имеется протокол планерного совещания с руководителями сельскохозяйственных предприятий, проводимых Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 17.12.2013 в котором зафиксировано следующее: «генеральный директор ОАО «Славмо» сообщил, что предприятие увеличивает закупочные цены на молоко с 25.12.2013 года. Предложения будут направлены в каждое предприятие, поставляющее сырье на молокозаводы».

Из вышеизложенного следует, что цены на молоко сырое, отражаемое в протоколах согласования цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%), устанавливает ОАО «Славмо».

 В период с 25.12.2013 по 20.01.2015 протоколами согласования цен на молоко сырое, подписанными между ОАО «Славмо» и ОАО «Совхоз «Ведлозерский», ЗАО «Пряжинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ООО «Маяк», ЗАО «Янишполе», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» ОАО «Агрофирма «Видлица», были установлены следующие закупочные цены:

 

 

 

Таблица №1

Сорт молока

25.12.2013 01.01.2014

01.01.2015

20.01.2015

Высший сорт Элита

<…>

<…>

<…>

Высший сорт

<…>

<…>

<…>

1 сорт с термоустойчивостью

<…>

<…>

<…>

 

I сорт

<…>

<…>

<…>

 

1 сорт неохлажденное

<…>

<…>

<…>

 

2 сорт

<…>

<…>

<…>

 

             

При этом в указанный период времени протоколами согласования цен на молоко сырое, подписанными между ОАО «Славмо» и ОАО «А/к им. В.М. Зайцева» были установлены следующие цены:

Таблица №2

Сорт молока

25.12.2013

01.01.2015

20.01.2015

Высший сорт Элита

<…>

<…>

<…>

Высший сорт

<…>

<…>

<…>

1 сорт с термоустойчивостью

<…>

<…>

<…>

1 сорт

<…>

<…>

<…>

1 сорт неохлажденное

<…>

<…>

<…>

 

<…>

<…>

<…>

2 сорт

<…>

<…>

<…>

Таким образом, в вышеуказанный период цена на молоко сырое, закупаемое ОАО «Славмо» у ООО «А/к им. В. Зайцева», превышала цену на молоко сырое, закупаемое у других поставщиков.

При этом следует отметить, что применительно к положениям статьи 9 Ф3 «О защите конкуренции» ОАО «Славмо» и ОАО «А/к им. В.М. Зайцева» входят в одну группу лиц.

В протоколах согласования цен на молоко сырое указаны цены за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0% по сортам молока: Высший сорт Элита; Высший сорт; 1 сорт с термоустойчивостью; 1 сорт; 1 сорт неохлажденное; 2 сорт. При этом расписаны качественные характеристики каждого сорта молока. Указанные данные отражены в одинаковых объемах для всех сельхозпроизводителей.

Отличий качественных характеристик молока сырого, зафиксированных в протоколах согласования цен, в частности ООО «А/к им. В. Зайцева» по сравнению с другими сельхозпроизводителями, не установлено.

Кроме того, из представленных документов следует, что ОАО «Славмо» устанавливает цены на закупку молока без учета транспортных расходов, так как в силу заключенных с сельхозпроизводителями договоров транспортные расходы по доставке молока сырого несет ОАО «Славмо», в связи с чем, комиссия приходит к выводу, что указанные расходы учитываются ОАО «Славмо» в себестоимости выпускаемой продукции. Следует также отметить, что все сельхозпроизводители находятся от ОАО «Славмо» на разных расстояниях, вместе с тем цена на молоко устанавливается одинаковая для всех сельхозпроизводителей, кроме ООО «А/к им. В. Зайцева».

Согласно протоколам согласования цен, расчет цен на молоко (для молока высшего, 1 сорта и 1 сорта неохлажденного) производится по следующей формуле:

- цена молока базисной жирности 3,4% = цена сорта Х коэффициент по белку

Коэффициент по белку = белок фактический / белок базовый

(базовый белок 3,0%. Надбавка производится за белок не более 3,3%).

Из материалов дела следует, что все поправочные коэффициенты, влияющие на окончательную цену закупаемого молока сырого, применяются к ценам, установленным протоколами согласования цен.

При таких обстоятельствах указанные цены можно считать базовыми. В соответствии с Большим толковым словарем русского языка под редакцией С.А.Кузнецова базовый – принятый за основу, типовой. Согласно обычаям, делового оборота базовая цена — это стандартная опубликованная цена на товар или услугу, не учитывающая, каких-либо скидок или наценок за дополнительную комплектацию.

Анализ представленных в материалы дел бухгалтерских документов показал, что ОАО «Славмо» осуществляет расчет окончательной цены закупки сырого молока в строгом соответствии с вышеприведенной формулой, то есть цены, указанные в протоколах согласования цен, увеличиваются на коэффициент по белку. 

На основании вышеизложенного, комиссия по рассмотрению дела № 03-16/12-2015 делает выводы о том, что факторы удаленности производителя от переработчика, качество сырого молока, объемы закупки сырого молока, сезонность, в данном случае не влияют на размер цен, установленных в протоколах согласования цен.

Установление ОАО «Славмо» разных цен в протоколах согласования на один и тот же товар (сырое молоко) экономически, технологически и иным образом необоснованно, создает дискриминационные условия для отдельного поставщика сырого молока, так как ставит более привлекательного для Общества поставщика в лучшие условия по сравнению с иными.

На основании вышеизложенного комиссия по рассмотрению дела № 03-16/12-2015 делает следующие выводы:

ОАО «Славмо» - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в границах Республики Карелия;

ОАО «Славмо», экономически, технологически и иным образом необоснованно установив в протоколах согласования цен в один и тот же временной период разные цены закупки сырого молока для разных сельхозпроизводителей сырого молока, поставило их в неравное положение по сравнению друг с другом.

Необходимость дифференциации цен, установленных в протоколах согласования цен ОАО «Славмо» не доказана.

ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, ОАО «Славмо», занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки, в нарушение пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» приняло решение об установлении разных цен при оказании услуги по закупке сырого молока для дальнейшей переработки для отдельных поставщиков, и поставило их в неравное положение по сравнению друг с другом.

С учетом изложенного действия ОАО «Славмо», выразившиеся в установлении различных цен на молоко сырое, закупаемое у сельхозпроизводителей, и созданию дискриминационных условий на территории Республики Карелия, противоречат требованиям пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать в действиях ОАО «Славмо», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по закупке молока сырого для дальнейшей переработки в географических границах Республики Карелия, нарушение пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на молоко сырое, закупаемое у сельхозпроизводителей, а также в создании для сельхозпроизводителей дискриминационных условий приобретения услуги по закупке сырого молока.

2. Выдать ОАО «Славмо» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Славмо» дел об административных правонарушениях по статье 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                                       <…>

 

<…>                                                                                                                        

                                                                                                          <…>

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-16/12-2015/37

22 декабря 2015 г.                                                                                 г. Петрозаводск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела №03-16/12-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

«…»

 

«…»

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, член комиссии;

«…»

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

«…»

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании  решения от 08.12.2015 по делу №03-16/12-2015 о нарушении ОАО «Славмо» (ул. Антонова, 1, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185033) пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на молоко сырое, закупаемое у сельхозпроизводителей в 2013-2014 годах, а также в создании для сельхозпроизводителей дискриминационных условий приобретения услуги по закупке сырого молока,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «Славмо» в срок до 01 февраля 2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем установления единых экономически, технологически и иным образом обоснованных цен при оказании услуги по закупке сырого молока (из расчета за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%);
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны