Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу 03-16/18-2015 от 29 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель

 

ОАО «Межрегиональная

распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ОАО «Межрегиональная

распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск,

Республика Карелия,185035

 

РЕШЕНИЕ

05 июня 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/18-2015, возбужденное по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург) в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителя путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» ,  заявителя

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление гражданиня от 26 марта 2015 года (вх. от 27 марта 2015 года №1514) с жалобой на действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору от 16 июня 2014 года №… (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 16 июня 2014 года №… (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 27 апреля 2015 года №101 было возбуждено дело №03-16/18-2015 по признакам нарушения филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 27 апреля 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/18-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 28 мая 2015 года в 11 часов 00 минут.

Представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщила, что технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома заявителя осуществлено.

Однако, заявитель пояснил, что произведено строительство линии, а фактическая подача напряжения к объекту не осуществлена.

В связи с необходимостью получения от заявителя доказательств отсутствия энергоснабжения его дачного дома, в рассмотрение настоящего дела был объявлен перерыв до 12 часов 40 минут 28 мая 2015 года.

После перерыва рассмотрение дела возобновилось. Заявитель представил на обозрение комиссии фотографии, свидетельствующие об отсутствии фактического подключения к электрическим сетям сетевой организации жилого дома заявителя. Кроме того, заявитель представил копию заключенного с ОАО «Карельская энергосбытовая компания» договора энергоснабжения от 20 мая 2015 года №0303407191.

Комментируя сложившуюся ситуацию, представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» пояснила, что фактическая подача напряжения на объект будет осуществлена после поступления от гарантирующего поставщика уведомления о заключении договора энергоснабжения с потребителем.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/18-2015/14. При этом временной интервал исследования был определен с 01 февраля 2014 года по 28 февраля 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята административно-территориальная граница с. Заозерье, Прионежского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указано выше между филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения (подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 02 июля 2014года (вх. от 02 июля 2014 года №3175 филиала ОАО МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»), что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора).

В соответствии с условиями данного договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения жилого дома, расположенного в с.Заозерье, Прионежского муниципального района, Республика Карелия, кадастровый номер земельного участка ….  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 02 января 2015 года.

Платежным поручением ОАО Банк «ОНЕГО» от 03 июля 2014 года №12 подтверждается внесение заявителем платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Согласно пункту 6 договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения  - отпаечная опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-3025 Л-1, 15 кВт; 

основной источник питания - ВЛ-0,4 кВ от ТП 3025 ф.1 Новый ручей (ПС-23 Заозерье);

сетевая организация выполняет строительство объектов электросетевого хозяйства и подключение объекта в точке присоединения;

заявитель осуществляет монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения с проводом СИП или кабелем 0,4кВ; монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком прямого включения класса точности 1,0 и выше, со встроенным PLC модемом; грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПУЭ.

Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является опора №1 ВЛ-0,4 кВ от ТП-3025 Л-1.

Письмом от 15 декабря 2014 года (вх. от 16 декабря 2014 года №ПГ-953 ЮКС филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго») Носов Ф.В. направил в адрес общества уведомление о выполнении с его стороны технических условий, и с просьбой опломбировать прибор учета электрической    энергии и подготовить ему сетевые документы.

Согласно справке - акту допуска в эксплуатацию прибора учета и измерительных трансформаторов от 27 января 2015 года №ПР-68-15 (приемка) на объекте замечаний нет, схема включения электросчетчика соответствует требованиям завода-изготовителя, а измерительный комплекс допущен в эксплуатацию.

Таким образом, материалами дела подтверждается выполнение Носовым Ф.В. мероприятий, предусмотренных техническими условиями до истечения 6-ти месячного срока.

В свою очередь, письмом от 07 апреля 2015 года №МР2/3/119-06/2435 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщил, что по факту заключения договора общество начало реализацию мероприятий по технологическому присоединению и подготовило техническое задание. При этом сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, по мнению ОАО «МРСК Северо-Запада», должно производится в соответствии с инвестиционной программой (далее – ИПР), которая формируется органами государственной власти в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». На момент заключения с заявителем договора ИПР уже была сформирована и утверждена приказом Министра строительства, ЖКХ и энергетики от 30 апреля 2014 года  №60. В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2015 года №132 Общество направило ИПР с учетом проекта по присоединению объекта заявителя в Министерство энергетики РФ, на момент направления вышеуказанного письма проект находился на согласовании и должен был быть утвержден до 01 октября 2015 года. Планируемый срок выполнения мероприятий по договору – IV квартал 2015 года.

Вместе с тем после возбуждения дела №03-16/18-2015 филиал ОАО «МРСК Северо–Запада» «Карелэнерго» письмом от 21 мая 2015 года №МР2/3/119-06/3577 (вх. №2646) сообщил, что мероприятия по строительству электросетевого хозяйства, предусмотренного техническими условиями (линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ответвительной опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-3025-1 до границ земельного участка) филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» были осуществлены 20 мая 2015 года (то есть спустя 4 месяца после истечения срока исполнения условий договора), а заявителем был подписаны акт об осуществлении технологического присоединения по договору и акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности.

Довод ответчика об осуществлении фактической подачи напряжения после заключения договора с ОАО «Карельская энергосбытовая компания» комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (приложение 1 Правил технологического присоединения, далее – типовой договор) в обязанности сетевой организации входит осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

Из пункта 8 типового договора следует, что подписание заявителем вышеуказанных актов происходит после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности.

Следует отметить, что аналогичные условия предусмотрены в договоре, заключенном между заявителем и ответчиком.

Пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 (далее - Основные положения №442) предусмотрена возможность заключения договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и потребителем,  по факту присоединения энергопринимающих устройств в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства, либо при наличии заключённого договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения.

При этом в соответствии с пунктами 34 и 36 Основных положений №442 при заключении потребителем договора об энергоснабжении с гарантирующим поставщиком  документы, подтверждающие технологическое присоединение (акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей) не предоставляются в случае их направления, до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.

Кроме того, в силу части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 72 Основных положений 442, договор энергоснабжения считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Таким образом, комиссия полагает, что документальных доказательств принятия, надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в пределах установленного договором срока (проект строительства, земельные отводы, переписка с Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия и иное) представлено не было.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность пользоваться принадлежащим жилым домом), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                  К.Е. Бабкин

 

 

Члены Комиссии

            

 

            

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны