Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/20-2015 от 9 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Карельский ресурс»

ул. Онежской флотилии, 29 а, г.Петрозаводск, Республика Карелия

 

ОАО «Карелгаз»

ул. Архипова, 30, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185007

 

Северо-Западное управление Ростехнадзора

пр. А. Невского, 69, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185030

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

07 сентября 2015 года                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 07 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

 

 

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/20-2015, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Карелгаз» (ул. Архипова, 30, г. Петрозаводск, Республика Карелия; далее - ответчик) пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя Северо-Западного управления Ростехнадзора – К., ОАО «Карелгаз» - М. (доверенность от 31 декабря 2014 года №1; копия в деле)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 17 февраля 2015 года (вх. №759) поступило заявление ООО «Карельский ресурс» (далее – заявитель) с дополнениями от 02 марта 2015 года (вх. от 05 марта 2015 года №1086) с просьбой провести проверку действий ОАО «Карелгаз» на предмет соответствия пункту 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 19 февраля 2015 года №43 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ОАО «Карелгаз» пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции». 

Определением от 18 мая 2015 года «О назначении дела №03-16/20-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 09 июня 2015 года, однако впоследствии откладывалось и состоялось 24 августа 2015 года.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу, комиссия Карельского УФАС России установила и приходит к следующему.

Согласно положениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года №549; далее – Правила поставки газа) наличие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.

Пунктом 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года №410; далее – Правила пользования газом) предусмотрено, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем. При этом в силу пункта 17 Правил пользования газом заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования являются управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.

Таким образом, товарищество собственников жилья обязано заключить со специализированной организацией договор о ТО ВДГО, поскольку оно является исполнителем коммунальных услуг в интересах граждан и несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирного жилого дома.

В силу пункта 2 Правил пользования газом под специализированной организацией понимается газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункты 4, 7 и 9).

Статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20 марта 1883 года, ратифицированной СССР 19.09.1968 года, правопреемником которого является Российская Федерация (далее – Парижская конвенция), установлено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Согласно статье 14 ФЗ «О защите конкуренции» на территории Российской Федерации установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. В частности, запрещается недобросовестная конкуренция, связанная с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, пункт 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» различает такие формы недостоверности информации, как ложность, неточность и искаженность. Однако, все они означают объективное несоответствие информации действительности.

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения необходимо, чтобы действия хозяйствующего субъекта противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; заключались в распространении ложных, неточных ли искаженных сведений; эти действия были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации хозяйствующему субъекту-конкуренту.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 06 октября 1993 года ОАО «Карелгаз», являющееся поставщиком сжиженного газа на территории Республики Карелия, зарегистрировано в качестве юридического лица с основным видом деятельности - распределение газообразного топлива.

В свою очередь, ООО «Карельский ресурс» зарегистрировано в качестве юридического лица 20 января 2011 года, согласно ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности по коду ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1 29.24.9 является предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки.

В силу Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30 ноября 2011 года №0139.00-2011-1006010215-С-203 ООО «Карельский ресурс» имеет право оказывать следующие виды работ:

1. устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений

- устройство и демонтаж системы газоснабжения;

2. устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных

- укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 Мпа включительно;

- укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 Мпа до 0,3 Мпа включительно;

- укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 Мпа до 1,2 Мпа включительно (для природного газа), до 1,6 Мпа включительно (для сжиженного углеводородного газа);

- установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах;

- монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок;

- монтаж и демонтаж резервуарных групповых балонных установок сжиженного газа;

- ввод газопровода в здания и сооружения;

-монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ;

- врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов;

- очистка полости и испытание газопроводов;

3. монтажные работы

- монтаж оборудования котельных.

20 января 2015 года директором ООО «Карельский ресурс» утверждено Положение об аварийно-диспетчерской службе ООО «Карельский ресурс», согласно которому основной задачей аварийно-диспетчерской службы является локализация и ликвидация аварий на объектах газоснабжения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что ОАО «Карелгаз» и ООО «Карельский ресурс», являясь специализированными организациями, являются также и хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими свою деятельность, в том числе на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Петрозаводского городского округа.

В 2014 году между ОАО «Карелгаз» и ТСЖ «Красная, 34», ТСЖ «Центральное» и ТСЖ «Ленина 28 а» были заключены договоры о ТО ВДГО со сроком действия до 31 декабря 2017 года.

02 февраля 2015 года в адрес ОАО «Карелгаз» от указанных ТСЖ поступили уведомления о расторжении договоров на ТО ВДГО. ОАО «Карелгаз», рассмотрев поступившие уведомления, уведомило ТСЖ «Ленина, 28 а» и ТСЖ «Красная, 34» (письма от 05 февраля 2015 года №347 и 348) и ТСЖ «Центральное» (письмо от 16 февраля 2015 года) о том, что «ООО «Карельский ресурс» не имеет собственной аварийно-спасательной службы, профессионального и нештатного аварийно-спасательного формирования. Соответствующие договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями у этой организации не заключены. Соответственно, заключение договора о техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового газового оборудования ООО «Карельский ресурс» с управляющими компаниями, ТСЖ будет считаться нелегитимным. Филиал-трест «Петрозаводскгоргаз» ОАО «Карелгаз» будет вынужден обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора с ним…».

В качестве обоснования своих действия, ОАО «Карелгаз», ссылаясь на пункт 2 Правил пользования газом, в котором содержится понятие «внутридомовое газовое оборудование», указывает, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме относятся в том числе резервуарные и (или) групповые балонные установки сжиженных углеводородных газов.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, либо создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В свою очередь, ООО «Карельский ресурс» указывает, что в рамках договора ТО ВДГО не эксплуатируются опасные производственные объекты, а организация, заключающая соответствующие договоры должна соответствовать только требованиям Правил пользования газом.

Позицию ООО «Карельский ресурс» поддержало и Северо-Западное управление Ростехнадзора (привлечено к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах определением от 09 июня 2015 года), указав в письме от 09 июля 2015 года №44-1-23/23341 (вх. от 14 июля 2015 года №3676), что внутридомовое газовое оборудование жилых зданий не является опасным производственным объектом. При этом присутствовавший на заседании комиссии Карельского УФАС России представитель ведомства пояснил, что резервуарная установка не относится общему имуществу собственников многоквартирных домов; в городе Петрозаводске резервуарные установки зарегистрированы за ОАО «Карелгаз».

Письмом от 20 августа 2015 года №44-1-23/29047 (вх. №4358) Северо-Западное управление Ростехнадзора в обоснование доводов представителя представило копию Свидетельства о регистрации А24-01088, пояснив, что газовая резервуарная установка, посредством которой осуществляется снабжение сжиженным углеводородным газом потребителей жилых многоквартирных домов города Петрозаводска, относящихся к ТСЖ «Красная, 34», ТСЖ «Центральное» и ТСЖ «Ленина 28 а», зарегистрирована 18 октября 2013 года  в государственном реестре опасных производственных объектов за ОАО «Карелгаз» как «Установка резервуарная Петрозаводск-2» (регистрационный номер А24-01088-0009).

Кроме того, комиссия Карельского УФАС России отмечает, что согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354) внутридомовые инженерные системы определяются как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Пунктом 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года №239; далее – Порядок содержания) предусмотрено, что в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа. В подпункте 4.1. пункта 4 Порядка содержания перечислены работы, которые входят в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования. Обслуживание резервуарной установки в указанный комплекс работ не входит, а из данного в пункте 2 Порядка содержания определения не следует, что резервуарная установка входит в состав внутридомового газового оборудования.

В пункте 2 Правил пользования газом определено, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые балонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа установлено и подтверждается материалами настоящего дела, что в рамках заключенных ООО «Карельский ресурс» договоров о ТО ВДГО с ТСЖ «Ленина, 28 а,», ТСЖ «Красная, 34» и ТСЖ «Центральное» резервуарные и (или) групповые установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, не обслуживаются; снабжение потребителей сжиженным углеводородным газом, входящих в состав названных ТСЖ, осуществляется посредством одной резервуарной установки, принадлежащей ОАО «Карелгаз».

Таким образом, анализируя все вышеприведенные доводы ОАО «Карелгаз», ООО «Карельский ресурс» и Северо-Западного управления Ростехнадзора, комиссия полагает, что ОАО «Карелгаз» и ООО «Карельский ресурс» подпадают под субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции», так как являются конкурентами, а действия ОАО «Карелгаз» связанные с распространением ложных, неточных или искаженных сведений посредством направления в адрес ТСЖ «Ленина 28а», ТСЖ «Красная 34» и ТСЖ «Центральное» уведомлений с указанием на не легитимность договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенных с ООО «Карельский ресурс», противоречат нормам Парижской конвенции и ГК РФ, направлены на получение преимуществ и могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации ООО «Карельский ресурс».

При рассмотренных обстоятельствах Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что действия ОАО «Карелгаз» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, что свидетельствует о наличии нарушения пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции». 

Решая вопрос о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, комиссия Карельского УФАС России учитывает, что по информации ответчика подобные уведомления более не распространяются.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

                                                          

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Карелгаз»» нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в недобросовестной конкуренции, связанной с распространением ложных, неточных или искаженных сведений посредством направления в адрес ТСЖ «Ленина 28а», ТСЖ «Красная 34» и ТСЖ «Центральное» уведомлений с указанием на не легитимность договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенных с ООО «Карельский ресурс».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с разовым характером уведомлений.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                      К.Е. Бабкин

Члены Комиссии

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны