Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-16/29-2015 от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП Семенову В.В.

<…>, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

<…>г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

<…>

ООО «Компания «Эдис»

пр.Московсикй, д.97, г.Воронеж

Воронежская область, 394077

ул. Московская, 79, г.Калуга, Калужская область, 248001

<…>

ООО «УК МЖД Московского округа г.Калуги»

ул.К.Либкнехта, д.14, корп.1, г.Калуга, Калужская область, 248021

<…>

ГП «Калугаоблводоканал»

ул. Салтыкова-Щедрина, д.80, г.Калуга, Калужская область, 248002
<…>

 

<…>

РЕШЕНИЕ

 

19 августа 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

-руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

 

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/29-2015, возбужденное по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Семеновым Валерием Валентиновичем (ОГРНИП 312100124900092; ИНН 100104828401; адрес регистрации: 185005, Республика Карелия, г.Петрозаводск, <…>; далее также – ИП Семенов В.В., ответчик) пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ИП Семенова В.В. по доверенности от 01.04.2015 №11 – <…>, в отсутствие заявителя, заинтересованного лица, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России (вх. от 18.03.2015 №1327) из Калужского УФАС России поступило заявление <…>. с просьбой провести проверку на соответствие действующему законодательству рассылки персональных извещений. Согласно данному обращению, жильцами домов, расположенных по ул.Московской, д. 291, д.291 к.1 в г.Калуга, в почтовых ящиках в конце 2014 года обнаружены персональные извещения от «Единой городской службы установки счетчиков воды». В частности в листовке указанно:

«ИЗВЕЩЕНИЕ. Единая городска служба установки счетчиков воды телефон: 27-99-66  Персональное извещение. Уважаемый абонент! На основании Федерального Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Вам необходимо установить и ввести в эксплуатацию квартирные приборы учета воды. Согласно постановлению Правительства РФ №344 от 16.04.2013 с 1 января 2015 года произошло первое плановое повышение тарифов ЖКХ на 10% для квартир, которые все еще не оборудованы индивидуальными приборами учета воды. К 2017 году тарифы для таких квартир будут увеличены на 60%. Таким образом, чтобы каждый месяц не платить за услуги водоснабжения больше на 10%, вам необходимо оборудовать квартиру приборами учета воды. В настоящее время и до 12 февраля в ВАШЕМ доме проходит коллективная установка приборов учета воды. Свяжитесь с Городской Службой по учету водоснабжения для согласования даты и времени монтажа по тел.: 27-99-66».

По результатам рассмотрения заявления на основании пункта 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом руководителя Карельского УФАС России от 18.06.2015 №152 возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ИП Семеновым В.В. пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с определением от 24.06.2015 «О назначении дела №03-16/29-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» рассмотрение дела было назначено на 05.08.2015.

Однако, в связи со служебной необходимостью его рассмотрение было перенесено на 06.08.2015 о чем лица, участвующие в деле, уведомлены дополнительно.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель ИП Семенова В.В. пояснил, что ИП Семенов В.В. действительно осуществляет деятельность по установке приборов учета воды на территории г.Калуги, а также признал факт распространения на территории г.Калуги листовок, образец которой имеется в материалах дела. Кроме этого <…>. сообщил, что указание в уведомлении (листовке) о проведении коллективной установки приборов учета воды является лишь предложением гражданам произвести коллективную установку приборов учета воды, а не констатацией факта осуществления такой установки. В силу того, что в листовке нет информации о непосредственном исполнителе услуги по установке приборов учета воды, ООО «РусЭнергоУчет», предоставляющее ИП Семенову В.В. услуги call-центра, по первому требованию потребителя предоставляет исчерпывающую информацию об исполнителе, стоимости, комплексе услуг.

Исследовав материалы дела №03-16/29-2015, проанализировав нормативную правовую базу, заслушав пояснения представителя ИП Семенова В.В., комиссия приходит к следующему.

ИП Семенов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.09.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску. Предметом деятельности ИП Семенова В.В. является производство санитарно-технических работ (Код ОКВЭД 45.33), что свидетельствует о возможности осуществлять установку индивидуальных приборов учета воды.

Между ИП Семеновым В.В. и УФПС Калужской области – филиал ФГУП «Почта России» заключен договор от 16.04.2014 №23.3.1.2/32Ю617 на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов.

Согласно имеющейся в материалах дела №03-16/29-2015 информации в период с апреля 2014 года по декабрь 2014 года УФПС Калужской области – филиал ФГУП «Почта России» оказало ИП Семенову В.В. услуги по безадресному распространению рекламно-информационных материалов на общую сумму 308 688 руб., в указанный период времени было распространено 590 000 листовок.

На запрос Карельского УФАС России (исх. от 10.04.2015 №03-01/1562) Калужский филиал открытого акционерно общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (исх. от 15.04.2015 №0306/05/1323-15, вх. от 22.04.2015 №2055) сообщил, что абонентский номер <...> ) 27-99-66, указанный в листовке, выделен в качестве дополнительного абонентского номера для оказания услуг связи (комплекс услуг «Виртуальная АТС+») ИП Семенову В.В. на основании договора от 26.08.2013 №2208/1051-250000043690 на оказание дополнительных интеллектуальных услуг связи.

В период с декабря 2014 года и по настоящее время на территории г.Калуги услуги по установке счетчиков оказываются и иными хозяйствующими субъектами, к которым, в частности, относится ООО «Компания «Эдис» (ОГРН 1033600132830; ИНН/КПП 3662082699/366201001; дата регистрации: 30.09.2003; юр. адрес: 394077, Воронежская область, г.Воронеж, пр.Московсикй, д.97; фактический адрес: 248001, г.Калуга, ул. Московская, 79). Реклама ООО «Компания «Эдис» публиковалась, в том числе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу http://muzhna4as.ru/santeh/schetchik.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, направленный в ходе проведения антимонопольного расследования, ГП «Калугаоблводоканал» письмом от 04.06.2015 сообщило, что является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю (управляющей организации, ТСЖ и т.д.). В отношении индивидуальных жилых домов ГП «Калугаоблводоканал» является исполнителем, обеспечивающим ввод в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета воды в таких домах. Управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г.Калуга, ул.Московская, д.291, д.291 к.1 осуществляет ООО «УК МЖД Московского округа г.Калуги».

В свою очередь ООО «УК МЖД Московского округа г.Калуги» 23.07.2015 сообщило, что договоров о сотрудничестве по установке индивидуальных приборов учета воды ООО «УК МЖД Московского округа г.Калуги» с ИП Семеновым В.В., «Единой городской службой установки счетчиков воды» и «Городской Службой по учету водоснабжения» не заключало.

В письменных пояснениях ИП Семенова В.В. от 24.07.2015 №3869 сообщается, что при планировании своей деятельности ИП Семенов В.В. исходил из отсутствия в действующем законодательстве императивных норм, обязывающих граждан (юридических лиц), обращаться к установленному кругу хозяйствующих субъектов для оказания услуг по установке счетчиков учета воды (ресурсоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим управление общедомовым имуществом и т.д.).

Распространение информационных листовок ИП Семеновым В.В. об оказываемых услугах является маркетинговой деятельностью, ИП Семенов В.В. затрачивает на изготовление и распространение листовок дополнительные ресурсы, ожидаемым результатом такой деятельности является получение дополнительной прибыли.

ИП Семенов В.В. при осуществлении предпринимательской деятельности проявил предприимчивость, результатом которой явилось получение прибыли.

Содержание информационной листовки обладает достаточной степенью достоверности, основано на действующем законодательстве. Графическое оформление информационного проспекта, способ его изготовления и способ распространения не нарушает требования закона.

 

Частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в соответствии с которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную, конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция представляет  собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, которые посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

Согласно положениям п.п. 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Из пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества.  При этом сами преимущества означают такое преимущество над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.  То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль, либо предотвратить её неизбежное снижение.  Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в том числе, посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объёма реализации товара.

ИП Семенов В.В. для привлечения внимания потребителей к оказываемым им услугам по установке водосчетчиков использует направленные на получение преимущества на рынке установки приборов учета приемы, такие как распространение «персональных извещений», схожих с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг и содержащих недостоверную информацию о проведении «коллективной установки», что в комплексе со ссылками на нормативно-правовые акты Российской Федерации носит обязывающий характер.

Учитывая массовый, безадресный характер распространения указанных листовок в многоквартирных жилых домах г.Калуги можно сделать вывод, что указание в листовках ИП Семенова В.В. об осуществлении коллективной установки водосчетчиков не соответствует действительности. Кроме того, согласно пояснениям ООО «УК МЖД Московского округа г.Калуги» в домах, расположенных по адресу: г.Калуга, ул.Московская, д. 291, д.291 к.1, с конца 2014 года и на момент рассмотрения дела коллективная установка водосчетчиков не проводилась.

Кроме того, ИП Семенов В.В., информируя потребителей об оказываемых услугах, именует себя «Городская Служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба установки счетчиков воды».

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

В листовках не содержится информации об ИП Семенове В.В., предусмотренной пунктом 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей.

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

На территории г.Калуги организации с фирменным наименованием «Городская Служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба установки счетчиков воды» не зарегистрированы, в среде потребителей не могут позиционироваться с ИП Семеновым В.В., поскольку распространяемые листовки не содержат соответствующего указания, а использование обозначений «Городская Служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба установки счетчиков воды» без ссылки на ИП Семенова В.В., может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, так как указание в листовке наименований «Городская Служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба установки счетчиков воды» может создать у потенциальных потребителей неверное мнение по поводу организации, производящей установку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой установки. Комиссия отмечает, что способ изложения информации в указанных листовках носит ультимативный характер, потребитель ассоциативно приобщает указанные уведомления к структурам городского хозяйства.

При этом иные хозяйствующие субъекты, работающие на этом же товарном рынке, ввиду использования ИП Семеновым В.В. таких словосочетаний как «Городская Служба по учету водоснабжения» и «Единая городская служба установки счетчиков воды» не будут являться для потребителей «привлекательными», поскольку не выглядят благонадежнее, чем «Единая», «Городская» служба.

Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. слово «ЕДИНЫЙ» означает:

1. Один, общий, объединённый. Е. порыв. Единое целое. Е. фронт. Все едины в том, что нельзя молчать (т. е. у всех одно общее мнение).

2. Обычно с отрицанием. Один, только один. Ни единого пятнышка нет. Не хлебом единым жив человек (посл.). * Все до единого.

Таким образом, сочетание слов «Единая», «Городская» (служба) может создавать у потребителей впечатление о наличии общей, централизованной, крупной и единственной в городе организации, способной и полномочной производить определенные услуги. Вместе с тем ИП Семенов В.В., осуществляющий услуги по установке приборов учета воды на территории г.Калуги, таковым не является.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что действия ИП Семенова В.В. не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, что свидетельствует о нарушении пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Решая вопрос о возможности выдачи предписания комиссия Карельского УФАС России учитывает тот факт, что в настоящее время, как следует из пояснений представителя ИП Семенова В.В., распространение листовок с аналогичным содержанием на территории г.Калуги продолжается.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ИП Семенова В.В. нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в недобросовестной конкуренции, связанной с распространением ложных, неточных или искаженных сведений, а также с введением потребителей в заблуждение в отношении производителя товаров путем распространения на территории г.Калуга листовок, содержащих информацию о коллективной установке Единой городской службой установки счетчиков воды индивидуальных приборов учета воды.

2. Выдать ИП Семенову В.В. предписание о прекращении нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  А.Б.Пряхин

Члены Комиссии

             

 

                   

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

 

ИП Семенову В.В.

<…>г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

<…>, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/29-2015/18

 

19 августа 2015 года                                                                                   г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

-руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 19 августа 2015 года по делу №03-16/29-2015 о нарушении ИП Семеновым В.В. пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ИП Семенову В.В. в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем прекращения распространения на территории г.Калуга листовок, содержащих информацию, вводящую потребителей в заблуждение о коллективной установке Единой городской службой установки счетчиков воды индивидуальных приборов учета воды, либо иным способом;

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии

            А.Б. Пряхин

 

Члены Комиссии

      

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны