Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/30-2015 от 30 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29 июля 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 29 июля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/30-2015, возбужденное по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» организационно-правовая форма которого 03 июля 2015 года была изменена на публичное акционерное общество (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада») в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителя путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», заявитель

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление гражданина от 26 апреля 2015 года (вх. от 27 апреля  2015 года №2144) с жалобой на действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору от 12 августа 2014 года №34-01478П/14 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 12 августа 2014 года №34-01478П/14-001 (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 29 июня 2015 года №166 было возбуждено дело №03-16/30-2015 по признакам нарушения филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 29 июня 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/30-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 16 июля 2015 года в 15 часов 00 минут.

Представитель ответчика при рассмотрении дела поддержала доводы и информацию, изложенные в письме от 10 июля 2015 года и дополнительно сообщила, что по имеющейся у нее информации по состоянию на 15 июля 2015 года щит учета заявителем не установлен ни на опоре, ни на внешней стене дома. Кроме того, отвечая на вопрос комиссии, пояснила, что связь с заявителем осуществляется в телефонном режиме, в связи с чем, отсутствуют в материалах дела документальные доказательства уведомления заявителя о предстоящих проверках выполнения им технических условий.

В свою очередь заявитель  пояснил, что щит учета, размещенный им ранее в бане, 15 июля 2015 года перенесен и закреплен на опоре, установленной сетевой организацией в начале июля 2015 года, о чем он сообщил по телефону в подразделение филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго». Кроме того, в сетевой организации ему сообщили о возможности фактического подключения его энергопринимающего устройства 21 июля 2015 года.

В связи с расхождением в представляемой заявителем и представителем филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» информации, с целью соблюдения их законных прав и интересов, в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 22 июля 2015 года.

После перерыва рассмотрение дела возобновилось. Заявитель на заседание комиссии 22 июля 2015 года не явился. Представитель филиала ПАО «МРСК Северо–Запада»  «Карелэнерго» сообщила, что 21 июля 2015 года было запланировано фактическое подключение энергопринимающего устройства заявителя, с этой целью в его присутствии состоялся повторный осмотр энергопринимающего устройства  , по результатам которого составлена справка-акт от 21 июля 2015 года №ПР-927-15. Согласно указанной справке-акту энергопринимающее устройство заявителя не допущено к эксплуатации, поскольку не выполнены мероприятия, предусмотренные пунктами 12.1.1, 12.1.2, 12.1.3, 12.1.4 технических условий, в частности заявителем установлен прибор учета электрической энергии не соответствующий техническим условиям; вместо одного трехполюсного коммутационного аппарата (автоматического выключателя) установлены три однополюсных выключателя, кроме того, отсутствует 4-х проводной провод СИП, заземление и грозозащита.

В связи с вышеизложенным,  подключение энергопринимающего устройства заявителя не возможно, до момента исполнения с его стороны в полном объеме технических условий.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/30-2015/17. При этом временной интервал исследования был определен с 01 января 2014 года по 01 июня 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята административно-территориальная граница п. Березовка, Кондопожского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указано выше между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения (подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 09 сентября 2014года (вх. от 09 сентября 2014 года №4313 филиала ПАО МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»), что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора).

В соответствии с условиями данного договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного в Кондопожском муниципальном районе, Республика Карелия, кадастровый номер земельного участка...  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 09 марта 2015 года.

Квитанцией от 02 сентября 2014 года подтверждается внесение заявителем платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Согласно пункту 6 договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения  - проектируема опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-160 Л-1, 15 кВт; 

основной источник питания - ВЛ-0,4 кВ от ТП 160 Л-1 (ПС-63 Березовка);

сетевая организация выполняет строительство объектов электросетевого хозяйства и подключение объекта в точке присоединения;

заявитель осуществляет монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения с проводом СИП или кабелем 0,4кВ; монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком с приспособлением для пломбирования до группы учета.

23 февраля 2015 года заявитель направил в адрес филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» заявление, в котором указал на нарушение со стороны общества 6-месячного срока выполнения мероприятий технологического присоединения.

В ответ ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 16 марта 2015 года №297-1694 сообщило, что во исполнение договора сформирован инвестиционный проект «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л63-3, ВЛ-0,4 кВ от ТП-160 с устройством линейного ответвления и заменой провода в д. Сопоха и п. Кончезеро», для реализации проекта необходимо разрешение  Министерства природопользования и экологии республики Карелия на вырубку леса, ведутся работы по выбору подрядчика для получения данного разрешения и планируется их завершение в 3-4 квартале 2015 года.

Письмом от 15 апреля 2015 года (вх. от 15 апреля 2015 года №493-ПР «Южно-Карельские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго») заявитель  направил в адрес общества уведомление о выполнении с его стороны пункта 12 технических условий (в частности, о возведении на участке бани, в которой установлен прибор учета, проведена электропроводка), с просьбой провести проверку прибора учета в целях составления акта допуска его в эксплуатацию.

Следует отметить, что к заявлению в Карельское УФАС России заявитель приложил фотографии бани, из которых видно, что внутри объекта установлен прибор учета и вводной автоматический выключатель, проведена электропроводка.

В соответствии с пунктом 6.2 договора сетевая организация обязуется в течение 10 дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.

Таким образом, в данном случае сетевая организация должна была, предварительно уведомив заявителя, провести осмотр энергопринимающего устройства с  его  участием до 26 апреля 2015 года.

Однако, в письме от 15 мая 2015 года №МР2/3/119-05/3422, направленном в адрес Карельского УФАС России, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщил о проведенной по данному уведомлению проверке  только 15 мая 2015 года.  При этом комиссией Карельского УФАС России в ходе рассмотрения данного дела было установлено, что о проведении указанной проверки заявитель не был уведомлен  и составленный по ее результатам акт осмотра (обследования) электроустановки обществом также не был направлен заявителю.

Кроме того, из вышеуказанного письма сетевой организации следует, что обществом производился осмотр внешних стен дома (приложены фотографии сруба дома)  заявителя, на котором не обнаружен смонтированный щит учета и 4-х проводной вводной расчетного сечения СИП или кабель 0,4 кВ, о чем составлен акт осмотра (обследования) электроустановки от 15 мая 2015 года.

Вместе с тем после возбуждения дела №03-16/30-2015 филиал ПАО «МРСК Северо–Запада» «Карелэнерго» письмом от 10 июля 2015 года (вх. от 10 июля 2015 года №3636), направленным в адрес Карельского УФАС России, сообщил, что присоединяемый дачный участок  заявителя расположен в Кондопожском муниципальном районе на территории дачного некоммерческого партнерства «Сунские пороги» (далее – ДНТ «Сунские пороги»), присоединение которого сетевой организацией было произведено еще в мае 2012 года. В связи с чем, и с целью скорейшего присоединения объекта заявителя сетевой организацией 27 мая 2015 года в адрес ДНТ «Сунские пороги» было направлено заявление о согласовании опосредованного технологического присоединения дачного дома заявителя. После получения 24 июля 2015 года согласия дачного кооператива 07 июля 2015 года между сетевой организацией и заявителем подписано дополнительное соглашение к договору, которым в технические условия внесены соответствующие принципиальные изменения по схеме присоединения, ранее выданные аннулированы. Филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» осуществлено строительство сетей ВЛ-0,4 кВ до границы земельного участка заявителя, установка опоры. 08 июля 2015 года в адрес ДНТ «Сунские пороги» направлены на подписание сетевые документы с учетом увеличения мощности, выделенной на ДНТ, на 15 кВт для энергопринимающих устройств заявителя.

К данному письму была приложена вышеуказанная переписка филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с ДНТ «Сунские пороги», копия новых технических условий, согласно которым заявителю надлежало осуществить  монтаж 4-проводного ввода проводом СИП-4 4*16 с приобретением ответвительных прокалывающих и анкерных зажимов для подключения к ВЛ-0,4 кВ или кабелем 0,4 кВ расчетного сечения; установить для учета электрической энергии счетчик электроэнергии точности не ниже 2,0; перед счетчиком предусмотреть установку защитного 3-полюсного коммутационного аппарата (автоматический выключатель с номинальным значением тока 25А) с приспособлением для установки знаков визуального контроля (пломбировки); предусмотреть грозозащиту и заземление в соответствии с требованиями ПУЭ.

Кроме того, к письму был приложен акт осмотра (обследования) электроустановки от 26 мая 2015 года №34-01478П/14-001, аналогичный акту от 15 мая 2015 года, только составленный с уведомлением заявителя о предстоящем осмотре и подписанный заявителем.

Из представленной филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» информации, следовало, что на 15 июля 2015 года было запланировано осуществление фактического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, в случаи выполнения им в полном объеме мероприятий предусмотренных техническими условиями.

По информации заявителя 15 июля 2015 года щит учета, установленный им ранее в бане, был перенесен и закреплен на опору, поставленную сетевой организацией на границе с его участком.

Как указывалось, выше 21 июля 2015 года обществом вновь был проведен осмотр энергопринимающего устройства заявителя, которое не было допущено к эксплуатации, поскольку не соответствовало требованиям, указанным в пункте 12 технических условий, о чем составлена справка – акт.

Закон предписывает участникам гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ).

Таким образом, материалами данного дела подтверждается факт нарушения срока выполнения технических условий со стороны сетевой организации, однако, в тоже время со стороны заявителя технические условия на момент принятия комиссией решения не выполнены в полном объеме, в связи с чем, несмотря на готовность общества осуществить фактическое подключение энергопринимающего устройства заявителя данное мероприятие не осуществимо.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как ущемляющие интересы заявителя, и свидетельствующие о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №03-16/30-2015, возбужденного в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии                                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии

                  <…>

 

                      <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны