Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № № 03-16/31-2015 от 7 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

 

пл. Конституции, д.3, лит.А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада»

«Карелэнерго»

 

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

 <…>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 27 июля 2015 года                                                                                     г. Петрозаводск

 

 

Резолютивная часть решения оглашена   23 июля  2015 года.

В полном объеме решение изготовлено   27 июля  2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Бабкин К.Е.

- врио руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

 

 

 

 

 

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

 

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии.  

 

 

 

рассмотрев дело №03-16/31-2015, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31), переименованного в публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гражданина <…> (далее – заявитель) путем нарушения срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств его объекта, в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности <…>  (доверенность от 02 сентября 2013 года № 20),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03 июня 2015 года в Карельское УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. №2881) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» по факту нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <…> (далее – объект), установленного договором от 27 октября 2014 года № 34-02125П/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – договор).

По результатам рассмотрения заявления приказом от 02 июля 2015 года № 167  в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено дело №03-16/31-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 02 июля 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/31-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 23 июля 2015 года.

Письмом от 18 июня 2015 года №МР2/3/119-05/4324 (вх. от 24 июня 2015 года 3311) общество представило пояснения о том, что не считает себя просрочившим обязательства по договору и в действиях общества отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ввиду невозможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению к установленному сроку в связи с необходимостью  строительства воздушной линии электропередач протяженностью 160 метров, а также невыполнения мероприятий, установленных техническими условиями от 27 октября 2014 года №34-02125П/14-001, являющимися приложением к договору (далее – технические условия), со стороны заявителя.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время, в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела.

При рассмотрении дела доверенное лицо ПАО «МРСК Северо-Запада» <…>  поддержала доводы, указанные в письменных пояснениях общества. Ходатайствовала о прекращении рассмотрения дела.

Анализ представленных документов, положений нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно,  ПАО «МРСК Северо-Запада»  является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. Географическими границами вышеуказанного рынка является административно-территориальная граница п. Матросы, Пряжинского района, Республики Карелия.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей-физических лиц осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, то срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.

Подпунктом «а» пункта 85 Правил технологического присоединения установлено, что для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением копии сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации.

Из материалов дела следует, что 27 октября 2014 года между ПАО «МРСК Северо-Запада» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств. Запрашиваемая мощность присоединяемых устройств по договору – 15,00 кВт.  В соответствии с пунктом 10 договора плата за технологическое присоединение установлена в размере 550 руб.

Пунктом 22 договора установлено, что договор считается заключенным со дня поступления, подписанного заявителем экземпляра в адрес общества. Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного заявителем экземпляра договора является 11 ноября 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 11 мая 2015 года.

Техническими условиями к договору предусмотрено, что сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры  ВЛ-0,4 кВ от ТП – 315 Л-2 до границ земельного участка заявителя.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия:

- монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; 

- применить для учета электрической энергии счетчик электроэнергии с классом точности не ниже 2.0 со встроенным PLC модемом, тип прибора учета согласовать со Службой учета электроэнергии ПО ЮКЭС;

-перед счетчиком предусмотреть установку защитного коммуникационного аппарата расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности с приспособлением для установки знаков визуального контроля;

- установку узла коммерческого учета электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности электроустановок;  

- до ввода в работу измерительного комплекса предъявить для проверки правильности включения и пломбирования в Службу учета электроэнергии ПО ЮКЭС.

Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП – 315 Л-2; 15кВт.

Согласно пункту 8.2 договора заявитель после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, предусмотренных техническими условиями, обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

Письмом от 30 апреля 2015 года заявитель уведомил ПО ЮКЭС ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о выполнении  технических условий.

В соответствии со справкой – актом от 22 мая 2015 года № ПР-593-15,  выданной ПО ЮКЭС филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» по результатам проверки выполнения ТУ, схема включения электросчетчика не соответствует требованиям, измерительный комплекс не допущен в эксплуатацию ввиду отсутствия вводного кабеля и не выполнения технических условий со стороны сетевой организации.

Документами, приложенными к заявлению, подтверждается, что <…> частично выполнил технические условия, установил счетчик, оплатил 550,00 руб. Однако, не осуществил монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ.

22 июля 2015 года в адрес Карельского УФАС России поступили дополнительные письменные пояснения ПАО «МРСК Северо-Запада» от 20 июля 2015 года №МР 2/3/119-05/5249 (вх.№3833), суть которых сводится к тому, что сетевой организацией осуществлено строительство электрических сетей и готовности общества осуществить технологическое присоединение после получения уведомления о завершении работ по монтажу энергопринимающих устройств объекта со стороны заявителя.

Уведомление о выполнении мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями в полном объеме от <…> в адрес сетевой организации не поступало.

При вышеуказанных обстоятельствах комиссией Карельского УФАС России усматривается обоюдное невыполнение сторонами технических условий в установленные договором сроки в части незавершенного строительства обществом воздушной линии электропередач и отсутствии у заявителя смонтированного 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ., что привело в целом к невозможности выполнения договора технологического присоединения.

 Учитывая изложенное, комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №03-16/31-2015, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», в лице филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов гражданина <…> путем нарушения срока осуществления технологического присоединения, установленного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенным договором прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Председатель комиссии                                                                  К.Е. Бабкин

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

               

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны