Решение б/н РЕШЕНИЕ в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» от 24 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

   24 сентября 2015 года                                                                        г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения оглашена   21 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено   24 сентября  2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – комиссия Карельского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- врио руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

   - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии  

 

 

 

рассмотрев дело №03-16/37-2015, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31) в лице филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов <…> (далее – заявитель) путем нарушения срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств его объекта, в  присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности <…> (доверенность от <…>№<…>) и заявителя <…> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27 июля 2015 года в Карельское УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. №3883) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» по факту нарушения срока технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств дачного дома, расположенного на участке с кадастровым номером <…>, Республики Карелия (далее – объект), по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01 августа 2014 года № 34-01357П/14 (далее – договор).

По результатам рассмотрения заявления приказом от 20 августа 2015 года             № 198  в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено дело №03-16/37-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 20 августа 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/37-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 21 сентября 2015 года.

10 августа 2015 года в адрес Карельского УФАС России поступили письменные пояснения ПАО «МРСК Северо-Запада» №МР 2/3/119-05/5922 (вх.№4140), из которых следует, что в бездействии общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку взаимоотношения сторон по исполнению договора технологического присоединения относятся к гражданско-правовой сфере. Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» указало на невозможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению к установленному договором сроку (до 07 февраля 2015 года) в связи с отсутствием финансовой возможности строительства объектов электросетевого хозяйства (линии электропередач ВЛ-6кВ протяженностью 1200 метров, линии электропередач ВЛ-0,4 кВ, протяженностью 320 метров,  установка трансформаторной подстанции мощностью 65кВА), ориентировочной стоимостью 2600000,00 руб. и расходов на проведение землеустроительных работ примерной стоимостью около 130000,00 руб., до включения указанных мероприятий в инвестиционную программу общества на 2016-2017 годы.

Рассмотрение дела состоялось в 11 часов 30 минут 21 сентября 2015 года.

При рассмотрении дела заявитель сообщил, что  технологическое присоединение энергопринимающих устройств его объекта до настоящего времени не осуществлено.

Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» <…> поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях от 10 августа 2015 года №МР 2/3/119-05/5922 (вх.№4140).

Анализ представленных документов, положений нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной  монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно,  ПАО «МРСК Северо-Запада»  является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. Географическими границами вышеуказанного рынка является административно-территориальная граница <…> , Прионежского района, Республики Карелия.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки определенные Правилами технологического присоединения. Если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. В силу требований указанной нормы, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей-физических лиц осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 500 метров в сельской местности, а также от сетевой организации необходимо выполнение работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.

Таким образом, применение абзаца 4 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике должно осуществляться с учетом положений статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения. Изменение предельного срока технологического присоединения является нарушением законодательства.

Из материалов дела следует, что 01 августа 2014 года между ПАО «МРСК Северо-Запада» и <…>  заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта заявителя.

Запрашиваемая мощность присоединяемых устройств по договору – 15,00 кВт. В соответствии с пунктом 10 договора плата за технологическое присоединение установлена в размере 550 руб. Согласно пункту 22 договора, договор считается заключенным со дня поступления, подписанного заявителем экземпляра в адрес общества. В силу пункта 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того, что датой получения обществом подписанного заявителем экземпляра договора от 01 августа 2014 года является 07 августа 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 07 февраля 2015 года.

Пунктом 11 технических условий для присоединения к электрическим сетям  от 01 августа 2015 года №34-01357П/14-001, являющихся приложением к договору (далее – технические условия), определено, что развитие существующей инфраструктуры электрических сетей не требуется; сетевая организация осуществляет строительство ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП – 3077 Л-3 до границ земельного участка. Номер опоры и длина линейного ответвления определяются проектом.

Заявитель в свою очередь, согласно пункту 12 технических условий  обязан выполнить, в том числе следующие мероприятия:

- монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; 

- монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком  с приспособлением для пломбирования до группы учета;

- до ввода в работу измерительного комплекса предъявить для проверки правильности включения и пломбирования в Службу учета электроэнергии ПО ЮКЭС.

В силу пункта 7 технических условий граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливается на контактных соединениях проводов на опоре ВЛ-0,4 кВ от ТП – 3077 Л-3.

Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП – 3077 Л-3; 15кВт.

Из указанного следует, что технологическое присоединение осуществляется от существующей ТП – 3077 Л-3 после строительства ВЛ-0,4 кВ, что опровергает довод общества о невозможности осуществления мероприятий по технологическому присоединению в виду не включения в инвестиционную программу мероприятий по строительству линии ВЛ-0,6 кВ, установке трансформаторной подстанции.   

Согласно пункту 8.2 договора заявитель после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, предусмотренных техническими условиями, обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

<…> выполнил требования договора и технических условий, что подтверждается справкой – актом от 02 июля 2015 года № ПР-819-15  ПО ЮКЭС филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о допуске в эксплуатацию (приемке) проверки прибора учета, а также произвел оплату по договору в полном объеме в размере 550,00 руб. 

Письмом от 3 июля 2015 года <…>  обратился в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» с уведомлением о выполнении технических условий с его стороны и претензией о нарушении сроков технологического присоединения со стороны сетевой организации.

 На указанную претензию общество письмом от 16 июля 2015 года №297-3229 сообщило, что условия договора ими не выполнены, так как мероприятия по строительству линии ВЛ-0,4 кВ находятся на стадии включения в инвестиционную программу общества с ориентировочным сроком выполнения работ в 2017 году.

Таким образом, общество не выполнило мероприятия, предусмотренные договором и техническими условиями, а также не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения указанных обязательств по причинам, не зависящим от общества, что свидетельствует о наличии в действиях общества нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссией Карельского УФАС России не выявлено.

На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов гражданина <…> путем нарушения срока технологического присоединения энергопринимающих устройств его объекта.

2. Выдать ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                 <…>

 

 

Члены Комиссии

        <…>

 

        <…>

 

       <…>

 

               

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны