Решение б/н РЕШЕНИЕ № 03-16/40-2016 в отношении АО «ПКС» от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

31 мая 2016 года                                                                                             г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2016 года

 

Комиссия Карельского УФАС России (далее – комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

<…>

 

 

 

       

рассмотрев дело № 03-16/40-2016, возбужденное в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» (ул. Кирова, д. 47-б, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – АО «ПКС», сетевая организация, общество)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),  в присутствии представителя АО «ПКС» - «…» (доверенность от 16 февраля 2015 года №5), в отсутствие представителей Северо – Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор), ООО «СтройФинансИндустрия»,  надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

  • :

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление ООО «СтройФинансИнструкция» от 31 июля 2015 года (вх. от 31 июля 2015 года №3996) с жалобой на действия АО «ПКС», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13 декабря 2013 года №577 (далее – Договор).

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что АО «ПКС» нарушает сроки исполнения обязательств по Договору.

 В данных действиях (бездействии) заявитель усматривает нарушения антимонопольного законодательства, просит провести проверку и принять меры к указанному хозяйствующему субъекту.

По результатам рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 01 сентября 2015 года №205 было возбуждено дело № 03-16/40-2016 по признакам нарушения АО «ПКС» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 04 сентября 2016 года рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 01 октября 2016 года.

В письменных пояснениях от 28 сентября 2015 года (вх. 29 сентября 2015 года №5054) ООО «СтройФинансИндустрия» поддержало свою позицию, доводы и требования, изложенные в заявлении.

При рассмотрении дела 01 октября 2015 года представитель АО «ПКС» «…» с доводами жалобы заявителя по факту нарушения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств по договору, и как следствие, нарушением антимонопольного законодательства не согласилась, пояснила, что просрочка исполнения обязательств по договору технологического присоединения произошла по причине нарушений его условий со стороны ООО «СтройФинансИндустрия», а именно: заявитель не исполнил обязательства по внесению платы в установленные договором сроки; не получил разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по техническому надзору на допуск в эксплуатацию присоединяемых объектов.

Определением от 01 октября 2015 года рассмотрение дела № 03-16/40-2016 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 22 октября 2015 года.

Вышеуказанным определением заявителю в срок до 15 октября 2015 года надлежало представить ряд сведений (документов).  Запрошенные сведения (документы) представлены в установленный срок.

В письменных пояснениях от 09 октября 2015 года (вх. 20 октября 2015 года №5458) ООО «СтройФинансИндустрия» указало на необоснованность довода АО «ПКС» о причинах просрочки исполнения обязательств по причине несвоевременного внесения платы за технологическое присоединение заявителем, ввиду отсутствия уведомления о невозможности завершения работ в срок из-за недофинансирования. Кроме того, по вопросу непредоставления разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по техническому надзору на допуск в эксплуатацию присоединяемых объектов. ООО «СтройФинансИндустрия» пояснило, что получит указанное разрешение невозможно поскольку «в справке на проверку выполнения технических от 20 января 2015 года условий прямо указано на Невыполнение потребителем технических условий и невозможность потребителем такого выполнения до выполнения технических условий со стороны сетевой организации».

Представитель АО «ПКС» Зосим В.С., при рассмотрении дела 22 октября 2016 года пояснила, что общество выполнило все мероприятия (работы) по договору 25 июля 2015 года. Уведомление в адрес ООО «СтройФинансИндустрия» о выполнении мероприятий по технологическому присоединению не направлялось.  В настоящее время препятствия осуществления технологического присоединения отсутствуют. ООО «СтройФинансИндустрия» получены документы, подтверждающие выполнение технических условий, однако с заявлением о технологическом присоединении объектов общество не обращалось.

Определением от 22 октября 2016 года рассмотрение настоящего дела было отложено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 16 ноября 2016 года.

Указанным определением привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах Ростехнадзор, которому надлежало представить ряд сведений (документов). Запрошенные сведения (документы) представлены в установленный срок.

Определением от 16 ноября 2016 года рассмотрение настоящего дела было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Республики Карелия дела № А26-7723/2015.

Определением от 10 марта 2016 года по делу № А26-7723/2015 заявление ООО «СтройФинансИндустрия» к АО «ПКС» об обязании осуществить технологическое присоединение и о взыскании 40 724 рубля 20 копеек оставлено без рассмотрения, 10 апреля 2016 года определение вступило в законную силу.

В соответствии с определением от 15 апреля 2016 года рассмотрение дела было возобновлено и назначено к рассмотрению на 14 часов 30 минут 18 мая 2016 года; срок его рассмотрения был продлен до 03 июня 2016 года. Письмом от 13 мая 2016 года № 44-1-28/18283 (вх. от 17 мая 2016 года № 2266) Роскомнадзор просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Рассмотрение состоялось в назначенное время; ООО «СтройФинансИндустрия», надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 5 статьи 5 «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

Приказом ФСТ России от 16 апреля 2014 года №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 10.1.2. 

Следовательно, АО «ПКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для заявителей, максимальная мощность которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон, не может превышать 1 год.

Из материалов дела следует, что АО «ПКС» заключило с ООО «СторойФинансИнструкция» договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13 декабря 2013 года №577, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по присоединению энергопринимающих устройств заявителя КЛ-0,4 кВ, необходимых для электроснабжения 2-х многоквартирных домов (далее – объекты), расположенных по пер. Федора Глинки          г. Петрозаводска.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год с даты его заключения, то есть указанный срок истек 13 декабря 2014 года.  

В соответствии с условиями договора срок действия технических условий составляет 2 года (пункт 4 Договора).

В силу пункта 10 Договора размер платы за технологическое присоединение составляет 1 855 738 рублей 86 копеек.

Пунктом 11 договора установлен следующий порядок внесения платы за технологическое присоединение:

10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора;

30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора;

20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего договора;

30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания Сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;

10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.

ООО «СторойФинансИнструкция» частично внесло плату за технологическое присоединение 16 декабря 2013 года (п/п № 1) в размере 185 573 рубля 89 копеек (10%), 31 декабря 2014 года (п/п № 455) в размере 927 869 рублей 43 копейки (50%).

В силу пункта 8 договора заявитель обязан надлежащим образом исполнить обязанности по оплате расходов за технологическое присоединение. Вместе с тем ООО «СторойФинансИнструкция» исполнило указанную обязанность с нарушением установленных договором сроков (30% - до 11 февраля 2014 года; 20% - до 14 апреля 2014 года: плата внесена 31 декабря 2014 года).

В соответствии с техническими условиями от 29 ноября 2013 года № 548-Н (далее – ТУ) сетевой организации надлежало выполнить следующие работы: осуществить прокладку двух КЛ-0,4 кВ с ТП-75 и замену трансформатора 10/0,4 кВ с 400 на 630 кВа (пункт 10 ТУ).  Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: проложить две кабельных линии от РУ-0,4 кВ ТП-479 до ВРУ домов, установить группы учета на дома с электросчетчиком класса точности 1 и предъявить проектно-исполнительную документацию с протоколами испытаний и измерений.

Необходимо отметить, что согласно условиям договора, а также требованиям Правил технологического присоединения и сетевая организация, и заявитель к установленному сроку обязаны выполнить мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями.

Из письма АО «ПКС» от 18 августа 2015 года № 105.01-1/255 следует, что обществом с целью выполнения обязательств по технологическому присоединению были выполнены следующие мероприятия:

19 февраля 2014 года – заключило дополнительное соглашение к договору генерального подряда на проектирование, капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт № 54/14 от 01 февраля 2014 года с включением в перечень работ работы по электроснабжению объектов заявителя (11.62). Срок выполнения работ – с 20 февраля 2014 года по 02 апреля 2014 года;

05 мая 2014 года – обратилось в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана;

12 сентября 2014 года – получило градостроительный план из Администрации Петрозаводского городского округа;

19 февраля 2015 года – направило в Администрацию Петрозаводского городского округа договор – заявку на производство земляных и строительных работ;

13 января 2015 года – поступило заявление на проверку выполнения технических условий от заявителя;

27 мая 2015 года – подрядчиком проложены кабельные линии, произведена замена 1 трансформатора, приобретен 2 трансформатор.       

В свою очередь, 13 января 2015 года ООО «СторойФинансИндустрия» направило в адрес АО «ПКС» (вх. не читается, при наличии внутренней резолюции от 14 января 2015 года) заявление (уведомление) с просьбой провести проверку выполнения ТУ, с приложением технического проекта, исполнительной схемы и протоколов испытаний электрооборудования.

По результатам проведенной проверки АО ПКС» выдало заявителю справку от 20 января 2015 года о невыполнении технических условий с указанием «до выполнения технических условий со стороны сетевой организации».  22 января 2015 года стороны оформили и подписали акт разграничения эксплуатационной ответственности, с приложением схемы присоединения энергопринимающих устройств заявителя к внешней сети. Сетевая организация составила и выдала заявителю 29 и 30 января 2015 года акты допуска в эксплуатацию приборов учета №№ 201731, 201732, 201733 и 201734, соответственно, №№ 201786, 201787 и 201788.

В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в)   разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г)    выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д)   проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра электроустановки по форме, утверждаемой органом федерального государственного энергетического надзора;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

При этом для проведения осмотра электроустановки органом федерального государственного энергетического надзора заявитель обязан подать уведомление (пункт 18.1 Правила технологического присоединения).

Из документов, имеющихся в материалах дела следует, что с такими уведомлениями ООО «СторойФинансИндустрия» обратилось в Северо – Западное Управление Ростехнадзора 06 октября 2015 года, получив акты осмотра электроустановок 16 октября 2015 года № 45-5278/АО, № 45-5279/АО. Доказательства невозможности подачи указанных уведомлений ранее, заявителем в материалы дела не представлены.

Пунктом 6 договора определено, что сетевая организация обязана не позднее 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем о получении разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя осуществить фактическое присоединение, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить акт о технологическом присоединении и направить оформленные документы заявителю.

Указанное уведомление ООО «СтройФинансИндустрия» представлено в адрес АО «ПКС» 16 ноября 2016 года. С учетом пункта 6 договора сетевая организация осуществила фактическое присоединение объектов заявителя, что подтверждено актом об осуществлении технологического присоединения от 26 ноября 2016 года № 646.15, что свидетельствует об исполнении обязательств в полном объеме.

 

При рассмотренных обстоятельствах, Карельское УФАС России приходит к выводу, что в действиях АО «ПКС» отсутствует нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №03-16/40-2016, возбужденного в отношении АО «ПКС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны