Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/42-2014 в отношении ОАО «МРСК Северо-... от 13 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

02 марта  2015 года                                       г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена  17февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено  02 марта 2015  года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело №03-16/42-2014, возбужденное по признакам нарушения  открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург) в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее –филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гражданина путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», заявителя

УСТАНОВИЛА:

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. от 29 сентября 2014 года №5120) с жалобой на действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору от 18 сентября 2013 года №1416П/13 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являютсятехническиеусловия от 18сентября 2013 года №1416П/13-001 (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 20 ноября 2014 года №269 было возбуждено дело №03-16/42-2014 по признакам нарушения филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 20 ноября 2014 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/42-2014 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 16 декабря 2014 года в 11 часов 00 минут и состоялось в назначенное время.

При рассмотрении дела 16 декабря 2014 года заявитель поддержал доводы заявления, пояснил, что им согласно договору и техническим условиям 01 октября 2013 года была внесена плата за технологическое присоединение, приобретен и установлен индивидуальный счетчик учета и кабель 0,4 кВ. Остальные мероприятия им не были выполнены по причине отсутствия точки подключения.

Представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» факт нарушения не признала по основаниям, изложенным в письме от 20 октября 2014 года №119-05/6561 (вх. от 22 октября 2014 года №5544), пояснив при этом, что пунктами 8.1 и 8.2 договора предусмотрена обязанность заявителя по уведомлению сетевой организации о выполнении технических условий. Так, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления заявителя о выполнении технических условий ОАО «МРСК Северо-Запада» проводит осмотр и проверку их выполнения. После чего не позднее 3 рабочих дней ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществляет фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Кроме того, представитель ответчика сообщила, что заявитель имеет право осуществлять монтаж щита в любом месте, а не только на границе балансовой принадлежности как предписано в пункте 12.1.2 технических условий.

Таким образом,по мнению представителя ответчика, действия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя могут быть произведены только после выполнения им технических условий в части установки щита РУ-0,4 кВ и направления об этом уведомления в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада».

В соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела было отложено на 17 февраля 2015 года в 11 часов 00 минут.

Заявитель  письмом от 11 февраля 2015 года (вх. от 11 февраля 2015 года №651), сообщил, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» выполнил договорные обязательства в части установки опоры, однако, поскольку она установлена посреди проезда на его участок, дальнейшие мероприятия по технологическому присоединению невозможны до момента переноса опоры в иное место.В подтверждение указанного заявитель приложил схему и фотографии участка и опор.Кроме того, заявитель представил в адрес Карельского УФАС России уведомления, направленные в филиалОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» от 19 декабря 2014 года с просьбой провести проверку выполнения им технических условий и от 13 февраля 2015 года о проведении проверки установленного им прибора учета электроэнергии.

В свою очередь представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»письмом от 17 февраля 2015 года №МР2/3/119-06 (вх. от 17 февраля 2015 года №753) представила документы, подтверждающие выполнение с их стороны мероприятий по технологическому присоединению (акты на списание израсходованных материальных ценностей от 28 декабря 2015 года №34-00015330, №34-00015332, №34-00015328).

Также представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщила, что 16 февраля 2015 года по заявке гражданина от 13 февраля 2015 года был проведен совместный осмотр прибора учета, в справке – акте указано на выявленные нарушения, в связи с которыми прибор не допущен в эксплуатацию. Заявителю направлено приглашение на повторную процедуру допуска на 20 февраля 2015 года.

Кроме того, с учетом некорректного для заявителя расположения опоры, технологическое присоединение может быть завершено только после ее переноса, причем в весенний период, т.е. когда появиться возможность точно определить границы участка заявителяи его проезда.

Отвечая на вопрос комиссии, представитель ответчика сообщила, что с момента заключения договора с заявителем (02 октября 2013 года) до момента истечения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению  объекта гражданина (02 апреля 2014 года) обществом было подготовлено техническое задание и инвестиционный проект по реконструкции распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района и предприняты попытки по его включению в инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго». Однако, данный проект не был включен в инвестиционную программу. Вместе с тем по итогам 2014 года в бюджете сетевой организации образовалась экономия денежных средств, часть из которых было решено направить на строительство линейного ответвления ВЛ-10 от Л-17п-14 с целью выполнения договорных обязательств с заявителем

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя, представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции Постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно,  ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»  является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность присоединяемых их устройств, составляет до 15 кВт включительноикоторые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Как указано выше между филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»и гражданином заключен договор об осуществлении технологического присоединения (подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 02 октября 2013 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора).

Квитанцией от 01 октября 2013 года подтверждается внесение платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

В соответствии с условиями данного договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома.  Согласно пункту 5указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 02 апреля2014 года.

Согласнопункту6договорафилиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора,предусмотрено следующее:

точка присоединения  -отпаечная опора ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4кВ Л-17П -14 15 кВт; 

основной источник питания - опора ВЛ-0,4 кВот проектир. ТП 10/0,4кВ (ПС-17П Святозеро);

сетевая организация выполняет строительство объектов электросетевого хозяйства и подключение объекта в точке присоединения;

заявитель осуществляет монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения с проводом СИП или кабелем 0,4кВ; монтаж на границе балансовой принадлежности щита  РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком с приспособлением для пломбирования до группы учета; грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПУЭ; монтаж на наружной стене объекта герметичного щита РУ-0,38 кВ с трехфазным вводным автоматическим выключателем.

Таким образом, анализ технических условий отражает, что для выполнения заявителем всех возложенных на него обязательств сетевой организации  как минимум необходимо указать заявителю планируемую точку подключения.

05 августа 2014 года заявитель направил в адрес общества обращение с просьбой сообщить о ходе  выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении к электрическим сетям.

В ответ на указанное обращение сетевая организация в письме от 29 сентября 2014 года №297-5704  сообщила, что в целях исполнения вышеуказанного договора сетевой организации необходимо выполнить реконструкцию распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района, что потребует реконструкцию ВЛ-10 с устройством линейного ответвления -0,880 км.; монтаж трансформаторной подстанции мощностью 160 кВа – 3 шт.; строительство ВЛ-0,4 кВ -0,930 км.; монтаж системы учета.

Кроме того, письмом от 20 октября 2014 года №119-05/6561 (вх. от 22 октября 2014 года №5544) филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» представилКарельскому УФАС России схему расположения участков и электросетевых объектов, планируемых к строительству (фотоматериалы),и  сообщил, что  обязательным условием фактической подачи напряжения (мощности) является выполнение заявителем обязательств по договору в полном объеме и наличие объекта электроснабжения.Ввиду того, чтозаявителем не выполнены вышеназванные условия, сетевая организация полагает, что в ее действиях отсутствует нарушение антимонопольного и гражданского законодательства, а также условий заключенного договора.

Документальных доказательств принятия, надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина (проект строительства, земельные отводы, переписка с Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия и иное), кроме ссылки в письме заявителю о планах включения проекта строительства в инвестиционную программу филиалаОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»,представлено не было.

Мероприятия по строительству электросетевого хозяйства, предусмотренного техническими условиями (линейного ответвления ВЛ-10 кВ и монтажа ТП-1-/0,4 кВ Л-17 П-14 и т.д.) филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» были осуществлены только в конце 2014 года (то есть спустя 9 месяцев после заключения договора).

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

В рассматриваемом случае не принимается довод филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о том, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению заявителем в установленный договором срок, освобождает сетевую организацию от ответственности за невыполнение со своей стороны технических условий и, свидетельствует об отсутствии ущемления интересов заявителя, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

Комиссия отмечает, что мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий Заявителем.

Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, обязательства должны выполняться сторонами приблизительно одновременно. Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Таким образом, нарушение договорных обязательствдобросовестным заявителем,принимавшим меры для осуществления технологического присоединения,не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции,  отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

2. Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»предписание о прекращении  нарушения антимонопольного законодательства.   

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии               <…>

 

 

Члены Комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны