Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/42-2015 в отношении ПАО... от 18 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- виро руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/42-2015, возбужденное по признакам нарушения  публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург, 196247) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителя путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго, заявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление гражданина от 27 августа 2015 года (вх. от 28 августа 2015 года №4521) с жалобой на действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств по договору от 05 мая 2014 года №34-00690П/14 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 05 мая 2014 года №34-00690П/14 -001 (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 28 сентября 2015 года №217 было возбуждено дело №03-16/42-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 28 сентября 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/42-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 27 октября 2015 года в 11 часов 00 минут.

При рассмотрении дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнительно сообщив, что с его стороны мероприятия, предусмотренные техническими условиями выполнены 07 августа 2015 года. Отвечая на вопрос комиссии о причинах выполнения мероприятий по технологическому присоединению за пределами установленного срока, заявитель пояснил, что в ходе устных переговоров представители филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» поясняли, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями, могут быть выполнены заявителем после строительства линии обществом.

Из пояснений представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» следует, что после поступления в мае 2015 года подписанного заявителем экземпляра договора, был сформирован инвестиционный проект и мероприятия, предусмотренные к выполнению со стороны общества, были включены в инвестиционную программу филиала на 2016 год, поскольку, для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя необходимо осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ протяженностью 300 м, установить трансформаторную подстанцию мощностью 250 кВА, выполнить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 753 м. Указанная инвестиционная программа утверждена в июле 2015 года.  При этом, представитель общества не смогла сообщить комиссии сведения о датах разработки проекта, внесения его в инвестиционную программу, а также пояснить причины внесения данного проекта в программу не на 2015 год, а только на 2016 год.

Кроме того, представитель ответчика сообщил, что по итогам 2015 года в бюджете сетевой организации образовалась экономия денежных средств, часть из которых было решено направить на строительство объектов электросетевого хозяйства с целью выполнения договорных обязательств с заявителя и на момент рассмотрения настоящего дела филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» хозяйственным способом установлены опоры, а для приобретения трансформаторной подстанции объявлен конкурс.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя и представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/42-2015/30. При этом временной интервал исследования был определен с 01 января 2014 года по 01 июля 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята административно-территориальная граница с. Кончезеро, Кончезерского сельского поселения, Кондопожского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей с. Кончезеро, Кондопожского муниципального района. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Следует отметить, что применение абзаца 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом положений статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения. Изменение предельного срока технологического присоединения является нарушением законодательства.

Как указано выше между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения. Подписанный заявителем экземпляр договора поступил в сетевую организацию 26 мая 2014 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора.

В соответствии с условиями данного договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондоподжский район.  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 26 ноября 2014 года.

Платежным поручением от 26 мая 2014 года №57938 подтверждается внесение заявителем платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Согласно пункту 6 договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения - опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 Л-2П 15 кВт; 

основной источник питания – проектируемая ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП -10/0,4 кВ Л-2П (<…>,<…>) (ПС-2П Кончезеро);

сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-10кВ на деревянных пропитанных опорах проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-10 кВ Л-2П-1 до проектируемой ТП-10/0,4 кВ, номер опоры и длина линейного ответвления определяется проектом; монтаж ТП-10/0,4 кВ расчетных параметров в центре нагрузок; установить на вводе монтируемой ТП10/0,4 кв многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик активной и реактивной электроэнергии класса точности не  ниже 0,5S, со встроенным PLC модемом;

заявитель в свою очередь обязан выполнить монтаж 4- проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; монтаж щита РУ-0,4 кВ с двухполюсовым автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности; установить трехфазный счетчик прямого включения класса точности 1,0 и выше со встроенным PLC модемом.

Заявитель 07 августа 2015 года обратился к обществу с заявлением о выполнении с его стороны мероприятий по технологическому присоединению. Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» 24 августа 2015 года осуществил проверку выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению, с составлением акта №34-00690П/14-001 осмотра (обследования) электроустановки  об отсутствии замечаний и допуске  энергопринимающих устройств к эксплуатации.

Из письма филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» от 11 сентября 2015 года №МР2/3/119-05/6750 (вх. от 15 сентября 2015 года №4801), адресованного Карельскому УФАС России, следует, что во исполнение договора о технологическом присоединении, заключенного с заявителем, обществом был сформирован инвестиционный проект «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ с устройством линейного ответвления ВЛ-10 кВ Л-2П-1, монтажом ТП, устройством линейных ответвлений ВЛ-0,4 кВ в зап. Кончезеро Кондопожского района (технологические присоединения №34-00213П/14 от 14 февраля 2014 года, №2045П/13 от 22 ноября 2013 года, №34-00106П/14 от 13 февраля 2014 года и др.), который 10 июля 2015 года включен в инвестиционную программу филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2016 год.

Однако, в связи с тем, что в бюджете сетевой организации образовалась экономия денежных средств, часть из которых было решено направить на строительство объектов электросетевого хозяйства с целью выполнения договорных обязательств с заявителем, филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» начаты работы по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями, а именно: хозяйственным способом установлены опоры, с целью приобретения трансформаторной подстанции объявлен конкурс, итоги которого должны быть подведены в ноябре 2015 года.

Вместе с тем документальных доказательств принятия надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в установленный договором срок (6 месяцев), в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Норма, установленная в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, носит императивный характер, следовательно, срок технологического присоединения является пресекательным.

Нарушение данного срока со стороны сетевой организации влечет за собой ущемление интересов потребителя, с которым у сетевой организации заключен договор об осуществлении технологического присоединения.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии в установленный законодательством срок), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

2. Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.   

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                     <…>

 

 

Члены Комиссии

               <…>

 

               <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-16/42-2015/28

 

11 ноября 2015 года                                                                                                   г. Петрозаводск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела №03-16/42-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

  <…>

- врио руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы  Карельского УФАС России, член комиссии;

 

  <…>

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон  о защите конкуренции), на основании  решения от 11 ноября 2015 года по делу №03-16/42-2015 о нарушении публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго») части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в срок до 25 декабря 2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в ущемлении интересов заявителя посредством нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств, путем:

выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения от 05 мая 2014 года №34-00690П/14 и техническими условиями от 05 мая 2014 года №34-00690П/14 -001;

осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

  1. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

Председатель Комиссии

___________________

        <…>

Члены Комиссии

____________________

  <…>

 

____________________

      <…>

 

 

 

Согласно статье 52 Закона о защите конкуренции   предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев  со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны