Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/43-2015 в отношении АО... от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29 октября 2015 года                                                                               г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 29 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- Врио руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/43-2015, возбужденное по признакам нарушения АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отсутствие заявителя - «…», в присутствии представителя АО «ПСК» «…» (доверенность «…»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 07 сентября 2015 года (вх. №4656) поступило заявление «…» с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13 января 2015 года №ПР0011-15 (далее –договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 09 октября 2015 года №224 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения АО «ПСК» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 12 октября 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 15 часов 00 минут 26 октября 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время, представитель ответчика озвучила свою позицию, при этом пояснила, что предположительная дата фактического технологического присоединения ноябрь 2015 года. Обосновать причину нарушения срока направления договора заявителю представитель ответчика не смогла.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

АО «ПСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК» в связи с осуществлением деятельности по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в разделе I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 10.1.4.

Следовательно, АО «ПСК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/43-2015/31 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница с. Заозерье Прионежского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в момент заключения договора) и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для заявителей мощность, которых составляет до 670 кВт включительно, не может превышать 4 месяца со дня заключения договора.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что Корчак А.В. подала заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, к электрическим сетям 13 января 2015 года (вх. от 13 января 2015 №401 АО «ПСК»).

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

АО «ПСК» направило письмом от 16 февраля 2015 года №8647 в адрес заявителя договор об осуществлении технологического присоединения от 13 января 2015 года №ПР0011-15 (далее – Договор) в  2-х экз.

В результате чего, между АО «ПСК» и «…» 02 марта 2015 года заключен Договор, в соответствии с условиями которого АО «ПСК» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: «…». 

Согласно пункту 1.5. Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения настоящего Договора.

Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного «…» экземпляра Договора от 13 января 2015 года является 02 марта 2015 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 02 июля 2015 года.

Настоящий Договор вступает в силу с даты предоставления заявителем подписанного экземпляра сетевой организации и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Договору (пункт 7.1 Договора).

В соответствии с условиями Договора срок действия технических условий составляет 2 года, размер платы за технологическое присоединение составляет 550 руб.

Платежное поручение от 13 марта 2015 года №834139, свидетельствует о своевременном внесении «…» платы за технологическое присоединение.

Техническими условиями от 13 января 2015 года №ПР0011-15 (далее – Технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет: строительство воздушной линии электропередач от опоры №10,6 ВЛИ-0,4 кВ фидер 6 от ТП-1049 до границы участка заявителя.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить мероприятия, указанные в разделе 2.2 Договора, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границы его участка (пункт 2.2.1), в соответствии с пунктом 11 Технических условий, являющихся приложением №1 к Договору, после выполнения указанных мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию об этом.

Пунктом 7 Технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является ближайшая опора проектируемой ВЛИ-0,4 кВ от ТП-1049.

Материалами настоящего дела подтверждается, что «…»в целях осуществления технологического присоединения своего дачного дома предпринимала все зависящие от нее меры.

Так, заявитель 01 июня 2015 года (вх. от 01 июня 2015 года №14250 АО «ПСК») уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий.

11 июня 2015 АО «ПСК» составило акт осмотра (обследования) электроустановки №ПР0011-15 с замечаниями, а именно: отсутствует вводный кабель, установить автоматический выключатель на 25 А под опломбировку.

13 июля 2015 года «…» направила заявление в адрес АО «ПСК» (вх. от 13 июля 2015 года №18917), с просьбой сообщить дату выполнения мероприятий сетевой организацией по технологическому присоединению, поскольку срок выполнения Договора истек 15 июля 2015 года.

В рамках исполнения Договора АО «ПСК» ответило «…» письмом от 20 июля 2015 года №11708, что подтверждает выполнение технологического присоединения объекта заявителя после получения заемных денежных средств в разумные сроки.

20 июля 2015 года «…»направила (вх. от 20 июля 2015 года №19655 АО «ПСК») претензию о нарушении срока выполнения Договора и об отсутствии ответа на заявление от 13 июля 2015 года (вх. от 13 июля 2015 года №18917).

В ответ на указанную претензию (письмом от 30 июля 2015 года №12404) АО «ПСК» сообщило «…», что срок выполнения мероприятий истекает 01 июля 2015 года, обязательства по выполнению Договора распространяются не только на сетевую, но и на заявителя и дало иные разъяснения.

21 июля 2015 года (вх от 21 июля 2015 года №19819) «…» повторно уведомила сетевую организацию о выполнении Технических условий.

30 июля 2015 года АО «ПСК» составило акт осмотра (обследования) электроустановки №ПР0011-15 с замечанием – отсутствует пломба на электросчетчике.

После устранения нарушений «…»уведомила 31 июля 2015 года (вх от 31 июля 2015 года №21009) сетевую организацию о выполнении Технических условий.

05 августа 2015 года АО «ПСК» составило акт о выполнении Технических условий №ПР0011-15 со стороны заявителя, который направило письмом от 07 августа 2015 года №12912 в адрес Корчак А.В. (получен лично 18 августа 2015 года), в котором сообщило, что документы о технологическом присоединении будут представлены после выполнения мероприятий АО «ПСК».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, АО «ПСК» письмом от 24 сентября 2015 года №15752 (вх. №4990 от 25.09.2015) представило документы и разъяснения о принимаемых мерах сетевой организаций по выполнению условий Договора.

Согласно пояснениям, ввиду изменения действующего законодательства, расходы на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в рамках технологического присоединения не подлежат включению в выпадающие доходы сетевой организации от «льготного» технологического присоединения должно быть включено в инвестиционную программу по виду деятельности «Передача электрической энергии». Поскольку в инвестиционной программе АО «ПСК» на 2014 год не было предусмотрено строительство воздушной линии электропередач от опоры №10,6 ВЛИ-0,4 кВ фидер 6 от ТП-1049 до границы участка заявителя, в связи с отсутствием денежных средств выполнение указанных работ планируется начать не ранее октября 2015 года.

Таким образом, указанное свидетельствует о том, что АО «ПСК» на момент истечения срока, предусмотренного договором, а также на момент вынесения настоящего решения, не выполнило со своей стороны мероприятия, предусмотренные техническими условиями, и не осуществило технологическое присоединение объекта заявителя.

Кроме того, в нарушении пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направила проект Договора только 16 февраля 2015 года, при крайнем сроке отправки - 28 января 2015 года (в течение 15 дней со дня получения заявки).

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что «…»осуществила все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия АО «ПСК» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения (невозможность использования построенного дачного дома ввиду отсутствия электроснабжения), что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

 

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях АО «ПСК» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов «…»путем нарушения сроков направления договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ее энергетических устройств.

2.Выдать АО «ПСК» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  <…>

 

 

Члены Комиссии

       <…>

 

<…>

 

              

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/43-2015/26

 

29 октября 2015 года                                                                                             г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

-Врио руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 29 октября 2015 года по делу №03-16/43-2015 о нарушении АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК») части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков направления договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ее энергетических устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «ПСК» в срок до 01 декабря 2015 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…»

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                   <…>

 

Члены Комиссии

             <…>

 

 

            <…>

 

            

          

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны