Решение б/н РЕШЕНИЕ дело №03-16/44/45/46/47/49-2015 в отношении ПАО «МРС... от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

08декабря 2015 года  г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 24ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 08декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальникотдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/44/45/46/47/49-2015, возбужденное по признакам нарушения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), вотсутствие«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…», надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,в присутствии представителяПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности–«…»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление«…»от 15 сентября 2015 года(вх. от 17 сентября 2015 года №4849) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от «…».

По результатам рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 13 октября 2015 года №226 было возбуждено дело № 03-16/44-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 13 октября 2015 года рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 11 ноября 2015 года.

Кроме того, Карельским УФАС России рассматривались заявления следующих граждан:«…» от 15 сентября 2015 года (вх. от 21 сентября 2015 года №4882), «…» от 14 сентября 2015 года (вх. от 18 сентября 2015 года №4870), «…» от 22 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4993), «…» от 14 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4913), «…»  от 16 сентября 2015 года (вх. от 23 сентября 2015 года №4348), «…»от 17 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4908), «…»от 17 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4909), «…»от 17 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4915), «…» от 17 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4916), «…»от 18 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4910), «…» от 18 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4914) и «…» от 19 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4912)с жалобами на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащих им энергопринимающих устройств.

По результатам рассмотрения поступивших заявлений, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказами руководителя Карельского УФАС России от 15.10.2015 №228, от 15.10.2015 №227, от 22.10.2015 №234 и от 22.10.2015 №233 были возбуждены дела № 03-16/45-2015, № 03-16/46-2015, № 03-16/47-2015 и № 03-16/49-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно определениям от 13 октября 2015 года,15 октября 2015 года,23 октября 2015 года рассмотрение дел было назначено на 11 часов 30 минут и 12 часов 00 минут – 11 ноября 2015 года, и на 11 часов 00 минут и 11 часов 30 минут – 12 ноября 2015 года.

При рассмотрении дела № 03-16/44-2015 по заявлению «…»представителем ПАО «МРСК» «…»было заявлено ходатайство об объединении дела № 03-16/44-2015 с делами № 03-16/45-2015, № 03-16/46-2015, № 03-16/47-2015 и № 03-16/49-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в одно производство.

Комиссией Карельского УФАС России указанное ходатайствобыло рассмотрено и удовлетворено в связи с тем, что вышеуказанные дела являются однородными, так как энергопринимающие устройства заявителей территориально расположены на принадлежащей СНТ «Гранит»территории, а ответчиком предпринималисьодни и те же меры по осуществлению технологического присоединения.

Определением от 12.11.2015 рассмотрение объединенного дела №03-16/44/45/46/47/49-2015 было назначено на 14 часов 30 минут 24.11.2015.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время, представитель ответчика озвучила свою позицию, при этом пояснила, что06.11.2015 ПАО «МРСК Северо-Запада» осуществлено технологическое присоединение Заявителей (копии подтверждающих документов в материалах дела).

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно кратким отчетам об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/44-2015, 03-16/46-2015, 03-16/45-2015, 03-16/47-2015 и №03-16/49-2015 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница д. Остречье Медвежьегорского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Заявителями заключеныДоговоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»), от «…» («…»),  от  «…» («…») и от «…» («…»),в соответствии с условиями которыхПАО «МРСК Северо-Запада»приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилых домов Заявителей, расположенных по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, д. Остречье, СНТ «Гранит», кадастровый номер участка - «…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»).

Согласно пункту 5 договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6месяцев с даты ихзаключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанных ЗаявителямиэкземпляровДоговоровявляется 25 марта 2015 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 25 сентября 2015 года.

В соответствии с пунктом 4 договоров срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, плата за технологическое присоединение энергопринимающих условий договора установлена в размере 550 руб. (пункт 10).

Платежными поручениями в период от 18 до 20 марта 2015 года Заявители внесли плату за технологическое присоединение.

Техническими условиями от 25 - 27 февраля 2015 года (далее – Технические условия), являющимися приложениями к Договорам, предусмотрено, что сетевая организация определяет проектом развитие существующей инфраструктуры (пункт 11.1.1), при этом строительство объектов электросетевого хозяйства не требуется (пункт 11.2).

Заявители в свою очередь обязаны выполнить следующие мероприятия: применить электросчетчик с классом точности не ниже 2.0 (тип прибора согласовать с ЮКЭС), установить автоматический выключатель с номинальным значением тока 25А с приспособлением для установки знаков визуального контроля (опломбировка).        

В пункте 8 технических условий указано, что точкой присоединения является: опора («…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…»), опора №4 («…»,«…»), опора №5 («…»,«…»), опора №6 («…»,«…») и опора №7 («…») ВЛ-0,4 кВ от ТП-940 Л-1.

В ходе проведения расследования получены документы, подтверждающие выполнение Заявителями мероприятий по технологическому присоединению, а именно: внесение платы за технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств и акт – справки о выполнении мероприятий по технологическому присоединению (в материалах дела).

Отвечая на запросы Карельского УФАС России, ПАО «МРСК Северо-Запада» письмамиот 02 октября 2015 года № МР2/3/119-07/7507 (вх. от 02.10.2015 №5139), от 12 октября 2015 года № МР2/3/119-07/7762 (вх. от 12.10.2015 №5306), от 02 октября 2015 года № МР2/3/119-07/7506 (вх. от 02.10.2015 №5140), от 09 октября 2015 года № МР2/3/119-07/7691 (вх. от 12.10.2015 №5303), от 12 октября 2015 года № МР2/3/119-07/7760 представило копии документов: заявки; Договоры и ТУ; платежные поручения; акты-справки осмотра (обследования) электроустановок; приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 20 апреля 2015 года №55, и сообщило, что для выполнения принятых обязательств сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от 940 с устройством линейного ответвления в д. Остречье СНТ «Гранит» Медвежьегорского района». Проект не включен в инвестиционные программы на 2015 год и 2016 год.

Кроме того, ответчик сообщил, что сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Северо-Запада» должно производить в соответствии с инвестиционной программой, которая формируется органами государственной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее – Постановление №977).

Данное Постановление №977 принято во исполнение статей 21, 23 ФЗ «Об электроэнергетике», им введены в действие Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия в соответствии с Постановлением №977 утверждает инвестиционную программу электросетевой организации с указанием конкретных объектов строительства.

ПАО «МРСК Северо-Запада» был сформирован инвестиционный проект «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от 940 с устройством линейного ответвления в д. Остречье СНТ «Гранит» Медвежьегорского района».

Общество полагает, что не имеет права самостоятельно изменять перечень объектов строительства в утвержденной программе, источником реализации которой являются средства, учитываемые Государственным комитетом РК по ценам и тарифам в тарифной выручке при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии в конкретный период регулирования.

Как следствие отсутствие в действиях сетевой организации признаков недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, а также действий, предусмотренных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

С указанным доводом ответчика согласиться нельзя, так как Правилами технологического присоединения установлены предельные сроки осуществления технологического присоединения.

По результатам антимонопольного расследования установлено, что Заявители своевременно выполнили мероприятия, возложенные на них пунктом 11 Технических условий.

При рассмотрении дела представителем ПАО «МРСК» представлены документы, подтверждающие осуществление сетевой организацией технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей, а именно: акты об осуществлении технологического присоединения от «…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»),«…» («…»– нет подписи на документах) и приложения к ним; копии уведомлений о заключении договоров энергоснабжения между ТНСэнерго с «…»,«…»,«…»,«…»,«…»,«…».

Извышепредставленных документов следует, что  ПАО «МРСК» выполнило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителей только после их обращения с жалобами в Карельское УФАС России, доказательств о невозможности осуществления технологического присоединения ранее не представлено, поскольку основанием нарушения сроков является только правовая позиция сетевой организации о возможности выполнения мероприятий через реализацию инвестиционного проекта,  иные объективные причины Обществом не приводятся (финансовые, технические, природные и др.), более того последующие действия прямо опровергают позицию  ПАО «МРСК» о необходимости включения указанных мероприятий в инвестиционную программу.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Заявители осуществили все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия ПАО «МРСК» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на Заявителей налагаются неразумные и незаконные ограничения (невозможность использования построенныхжилых домов ввиду отсутствия электроснабжения), что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Вместе с тем, ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает возможность прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов Заявителей путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ихэнергопринимающих устройств.

2.Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий путем осуществления технологического присоединения жилых домовЗаявителей.

3. Предписание ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с осуществлением технологического присоединения жилых домов Заявителей.

4. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны