Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/47-2014 в отношении ОАО «МРСК Северо-... от 24 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11 марта 2015 года                                  г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

 

 

 

 

 

рассмотрев дело №03-16/47-2014, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал «Карелэнерго», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), вприсутствииП., представителяфилиала «Карелэнерго» по доверенности–С.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России25 ноября 2014 года (вх.№6165) поступило заявление П. (далее – заявитель)с жалобой на действия филиала «Карелэнерго», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07 апреля 2014 года №34-00444П/14 года (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 25 декабря 2014 года №294 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушенияфилиалом «Карелэнерго»части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 25 декабря 2014 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 28 января 2015 года. Вместе с тем письмом от 28 января 2015 года №б/н (вх. №365) филиал «Карелэнерго» ходатайствовал об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных сведений об исполнении сетевой организацией обязательств по договору.

На основании указанного ходатайства, руководствуясь частями 1 и 5 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», комиссия отложила рассмотрение дела на 11 часов 00 минут 27 февраля 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время, стороны озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика пояснила, что для завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя фактически осталось только подвести провод (опоры уже установлены), поставка которого должна быть осуществлена до 31 марта 2015 года.

В свою очередь П. сообщила, что работы по технологическому присоединению стали осуществляться только после написания заявления в адрес антимонопольного органа. В настоящий момент семья уже готова переехать в новый дом, однако отсутствие электроэнергии препятствует этому.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединенияи являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей-физических лиц осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, то срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между филиалом «Карелэнерго» и П.23 апреля 2014 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 07 апреля 2014 года№34-00444П/14, в соответствии с условиями которого филиал «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Янишполе, кадастровый номер участка 10:03:0100301:7. 

Согласно пункту 1.3. договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6месяцев с даты его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного П. экземпляра договора от 07 апреля 2014 года является 23 апреля 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 23 октября 2014 года.

В соответствии с пунктом 1.4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, плата за технологическое присоединение энергопринимающих условий договора установлена в размере 550 руб.

Квитанцией ОАО «Сбербанк России» подтверждается внесение П. 17 апреля 2014 года платы по договору в полном объеме.

Техническими условиями от 07 апреля 2014 года №34-00444П/14-001 (далее – технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-0,4кВ, монтирует в ТП контрольный учет электроэнергии в РУ-0,4 кВ многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5S со встроенным PLC модем, работающим по трем фазам.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: установить щит РУ-0,4 кВ с вводным трехфазнымавтоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности, осуществить монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ.

Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-195 Л-1.

Материалами настоящего дела подтверждается, что Политова Н.Л. в целях осуществления технологического присоединения своего жилого дома предпринимала все зависящие от нее меры. Так, например, были представлены следующие документы, подтверждающие факт выполнения возложенных техническими условиями обязанностей: протокол испытаний составных элементов электроустановок от 16 ноября 2014 года №216;Справка-акт №ПР-1422-14 от 12 ноября 2014 года о допуске в эксплуатацию электросчетчика Нева3003 №003394, выданная ОАО «Карельская энергосбытовая компания».

Письмом от 31 октября 2014 года П.обратилась в адрес сетевой организации с претензиейо нарушении сроков технологического присоединения. На указанную претензию филиал «Карелэнерго» письмом от 04 декабря 2014 года №МР2/3/119-05/2571 сообщил, что в настоящее время подготовлено техническое задание на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП-195, ТП-203 с устройством линейных ответвлений, заменой провода в с. Янишполе Кондопожского района. Сетевой организацией предпринимаются меры по включению инвестиционного проекта по реконструкции в инвестиционную программу филиала, а исполнение договора предполагается к завершению в 2015 году.

11 декабря 2014 года (письмо №МР2/3/119-05//2811; вх. №6620) отвечая на запрос Карельского УФАС России, направленный в адрес сетевой организации в ходе проведения антимонопольного расследования, филиал «Карелэнерго» сообщил, что не отказывается и не уклоняется от принятых на себя обязательств по договору.

Письмом от 27 января 2015 года №МР2/3/119-05/474 (вх. №347) филиал «Карелэнерго» в дополнение к ранее представленным пояснениям сообщил, что в декабре 2014 года за счет тарифа на услуги по передаче электрической энергии выполнены проектно-изыскательские работы. Проектом определен объем работ, необходимые материалы для их выполнения, схема и план строительного линейного ответвления. Согласно проекта выполнен монтаж 11 опор, затраты на выполнение работ по договору составили 152463,94 руб.

Кроме того, ответчик пояснил, что для проведения работ по монтажу провода СИП необходима в наличии арматура к СИП (имеется у сетевой организации) и провод СИП. В целях поставки провода СИП и его дальнейшего монтажа на установленных опорах филиалом «Карелэнерго» проводятся закупочные процедуры по выбору поставщика путем закрытого запроса цен на право заключения договора на поставку СИП на напряжение до 35 кВ. Официальное Извещение о проведении запроса цен было опубликовано 31 декабря 2014 года. 27 февраля 2015 года между ООО «Торговый Дом «УНКОМТЕХ» и филиалом «Карелэнерго» заключен договор поставки №19 на поставку до 31 марта 2015 года провода СИП.

Таким образом, указанное свидетельствует о том, что филиал «Карелэнерго»приступил к выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств П. только в декабре 2014 года, то есть фактически уже после истечения срока, предусмотренного договором.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что П. предпринимались все зависящие от нее меры для выполнения своей части технических условий, а действия филиала «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения, связанные с невозможностью использовать жилой дом, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

                                               РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов П. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств.

2.Выдать ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                       <…>

 

 

Члены Комиссии

<…>

<…>

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны