Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/50-2015 в отношении ООО «АТП» от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2015 года                                  г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальникотдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/50-2015, возбужденное по признакам нарушения ООО «АТП» (ул. Комсомольская, 28, г. Олонец, Республика Карелия, 186000; далее – ответчик, владелец автостанции) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), вприсутствии представителя ООО «Транском» (доверенность от 16 ноября 2015 года №б/н; копия в деле), генерального директора ООО «АТП»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 21 июля 2015 года (вх. №3784) поступило заявление Государственного комитета Республики Карелия по транспорту (далее – Госкомитет, заявитель) с жалобой на действия ООО «АТП» по отказу в допуске на автостанцию города Олонца автобусов ООО «Транском» и ООО «Рик» (далее – перевозчики).

Из заявления и приложенных к нему материалов следовало, что 13 июля 2015 года по результатам проведенного конкурса Госкомитет заключил договор на право осуществления пассажирских перевозок в рамках лота №3 (направление – Сортавальское) с претендентом ООО «Транском».

14 июля 2015 года в адрес Госкомитета поступило обращение ООО «Транском», в котором указывалось на тот факт, что перевозчик лишен права осуществлять посадку и высадку пассажиров в предусмотренных законодательством Российской Федерации местах, а именно на автостанции, находящейся в городе Олонец, так как работники автостанции запрещают заезд автобусам, принадлежащим ООО «Транском» и ООО «Рик». Ограничение в допуске на автостанцию осуществляет ООО «АТП», которое по договору аренды осуществляет пользование автостанцией.

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом Карельского УФАС России от 26 октября 2015 года №236 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушенияООО «АТП» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 27 октября 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 15 часов 00 минут 17 ноября 2015 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителя Госкомитета. В письме от 13 ноября 2015 года №5233/11.3-13/ГТРКи (вх. от 17 ноября 2015 года №5935) заявитель изложил свою позицию, помимо прочего сообщив, что владелец автостанции, не подлежащей категорированию, и перевозчик, являясь хозяйствующими субъектами, самостоятельно определяют каким образом будут оформлены отношения по использованию объекта транспортной инфраструктуры – на безвозмездной основе или путем заключения соответствующего договора.

Представитель ООО «Транском» поддержала позицию, ранее изложенную в письмах, дополнительно пояснив, что уполномоченный представитель компании ездил на встречу с директором ООО «АТП» с намерением предоставить полный пакет документов и заключить договор, однако ему было отказано. В свою очередь генеральный директор ООО «АТП» сообщил, что до настоящего времени правоотношения с ООО «Транском» не урегулированы; встреча с сотрудником ООО «Транском» действительно состоялась, но документов необходимых для заключения договора им предоставлено не было. Несмотря на указанное, в настоящее время автобусам ООО «Транском» обеспечивается беспрепятственный доступ на территорию автостанции, о чем свидетельствуют ведомости учета продажи билетов на автобус.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В целях рассмотрения поступившего заявления Карельским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг автобусных станций в географических границах г. Олонца Республики Карелия за период с 2014 года по октябрь 2015 года (далее – анализ рынка) и составлен соответствующий аналитический отчет (приобщен к материалам дела).

По результатам проведенного анализа рынка было установлено, что в период с 2014 года по октябрь 2015 года ООО «АТП» занимало доминирующее положение с долей 100%.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утвержден Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ; далее – Устав) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

На основании статьи 3 Устава Правительство Российской Федерации своим постановлением от 14 февраля 2009 года №112 утвердило Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок пассажиров)

Статьей 19 Устава предусматривается два вида регулярных перевозок пассажиров и багажа

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 11 Правил перевозок пассажиров остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Согласно пункту 1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по транспорту (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 05 августа 2013 года №242-П), Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере транспорта и дорожной деятельности.

Приказом Госкомитета №31 от 06 марта 2015 года «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Карелия по транспорту от 30 июля 2014 года №79 «О мерах по реализации Закона Республики Карелия «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом» был утвержден в том числе Порядок проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия (далее – Порядок проведения конкурса).

Пунктом 26 названного Порядка предусмотрено, что после подведения итогов конкурса Госкомитет заключает договор на право осуществления пассажирских перевозок в рамках заявленного лота по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по заявленному маршруту в пригородном и межмуниципальном сообщении в пределах Республики Карелия (далее по тексту - договор) на весь период действия расписания движения автобусов, утвержденного распоряжением Комитета.

После заключения договора с Комитетом, но не позднее дня начала осуществления пассажирских перевозок в рамках заявленного лота перевозчик обязан заключить с владельцами объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций), расположенных на автобусных маршрутах, входящих в состав заявленного лота (лотов), договоры по использованию данных объектов. Применительно к данному пункту под автовокзалом (автостанцией) понимается объект транспортной инфраструктуры (ОТИ), соответствующий действующим требованиям к его оборудованию, сведения о котором содержатся в реестре категорированных ОТИ, результаты оценки уязвимости которого утверждены в установленном порядке.

Между Госкомитетом и ООО «Транском» заключен договор №11.3-13/11 на право осуществления пассажирских перевозок по утвержденному расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия (далее – договор на право осуществления перевозок).

В связи с указанным согласно заключенному договору на право осуществления перевозок с 13 июля 2015 года регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту «Олонец – Петрозаводск – Олонец» осуществляет ООО «Транском».

Пунктом 3.2.14 названного договора определено, что до начала осуществления пассажирских перевозок ООО «Транском» обязано заключить с владельцами объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций), расположенных на автобусных маршрутах, входящих в состав заявленного лота (лотов), договоры по использованию данных объектов. При этом применительно к данному пункту под автовокзалом (автостанцией) понимается объект транспортной инфраструктуры (ОТИ), соответствующий действующим требованиям к его оборудованию, сведения о котором содержаться в реестре категорированных ОТИ, результаты оценки уязвимости которого утверждены в установленном порядке.

15 ноября 2004 года на основании заключенного договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности Олонецкого района, Администрацией местного самоуправления Олонецкого района нежилое здание автостанции было передано ООО «АТП».

Таким образом в понимании нормативно-правовых актов владельцем объектов транспортной инфраструктуры в рассматриваемом случае является именно ООО «АТП».

ООО «АТП», отвечая на запрос Карельского УФАС России, письмом от 10 августа 2015 года №251 (вх. от 17 августа 2015 года №4280) пояснило, что ООО «Транском» обратилось в адрес ООО «АТП» для заключения агентского договора на продажу билетов пассажирам (с соответствующим условием об использовании территории автостанции для осуществления пассажирских перевозок) лишь 15 июля 2015 года, до этого времени заявлений не поступало.

ООО «Транском» в своем письме от 01 октября 2015 года №21-10/15 (вх. от 05 октября 2015 года №5180) сообщило, что направляло в адрес ООО «АТП» письмо с просьбой предоставить проект договора и подтверждение соответствия действующим требованиям к оборудованию объекта транспортной инфраструктуры и утвержденные в установленном порядке результаты оценки уязвимости.

 В ответ на указанное письмо ООО «АТП» письмом от 10 августа 2015 года №250 пояснило, что приказом Федерального дорожного агентства от 02 февраля 2015 года №36 «О внесении изменений в перечень объектов транспортной инфраструктуры Республики Карелия», являющимся приложением к приказу Федерального дорожного агентства от 28 июня 2011 года №158 «О присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры», объект транспортной инфраструктуры ООО «АТП» (автостанция г. Олонец) исключен из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Кроме того, ООО АТП» уведомило перевозчика о том, что им для заключения договора не представлены надлежаще оформленное расписание движения по маршрутам, остановочным пунктом которых является г. Олонец, с указанием времени прибытия и отправления из г. Олонца, а также не представлены тарифы на перевозку пассажиров и копия договора страхования гражданской ответственности перевозчика.

Письмом от 09 ноября 2015 года №343 (вх. от 11 ноября 2015 года №5841) ООО «АТП» дополнительно пояснило, что исключение автостанции из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не освобождает от исполнения обязательств, связанных с обеспечением транспортной безопасности.

В силу положений Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (утверждены приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года №42) на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность по разработке, принятию и исполнению внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

На основании пункта 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обязаны выполнять требования закона в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Таким образом, на ООО «АТП» как на субъект транспортной инфраструктуры действующим законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обеспечению безопасности осуществляемых видов деятельности, в связи с чем ООО «АТП» организованы и исполняются мероприятия по недопущению/исключению случаев беспрепятственного доступа посторонних транспортных средств на территорию автостанции; аналогичные мероприятия проводятся на других автостанциях, автовокзалах Республики Карелия и за ее пределами.

Перевозчики пассажиров, остановочным пунктом которых является г. Олонец, имеющие намерение производить остановку на автостанции в г. Олонец, направляют заявку на заключение агентского договора, которым регламентируется порядок осуществления перевозок пассажиров с указанным остановочным пунктом, в том числе прилагается расписание движения автобусов по маршруту и сведения о транспортных средствах, которые перевозчик намерен использовать для перевозки пассажиров по указанному маршруту, а также прилагается пакет документов, удостоверяющих право перевозчика на перевозку пассажиров по заявленным маршрутам, в том числе сведения о договоре страхования гражданской ответственности перевозчика.

Предоставляемые перевозчиком сведения, в частности расписание движения автобусов по определенному маршруту необходимы для информирования пассажиров, что предусмотрено Правилами перевозок пассажиров.

Установленные правила, в том числе в целях соблюдения интересов пассажиров, требуют оформления соответствующих договорных отношений между сторонами по осуществлению пассажирских перевозок с учетом режима работы автостанции.

Оценивая сложившуюся ситуацию, комиссия Карельского УФАС России отмечает, тот факт, что ООО «АТП» не было предъявлено каких-либо несоразмерных требований к ООО «Транском» в части предоставления документов; однако последним не было предпринято должных мер для урегулирования правоотношений с владельцем автостанции (обратного материалами дела не подтверждается).

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отсутствии фактов злоупотребления ООО «АТП» своим доминирующим положением и, соответственно, наличия нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела №03-16/50-2015, возбужденного в отношении ООО «АТП» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны