Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/52-2015 в отношении АО ... от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/52-2015, возбужденное по признакам нарушения АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в отсутствие заявителя – «…», в присутствии представителя АО «ПСК» «…» («…»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 07 октября 2015 года (вх. №5213) поступило заявление «…» с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20 марта 2015 года №ПР0105-15 (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 03 ноября 2015 года №242 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения АО «ПСК» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 03 ноября 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 10 часов 30 минут 19 ноября 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время, представитель ответчика озвучила свою позицию, при этом пояснила, что по итогам проведенного запроса коммерческих предложений между АО «ПСК» и ОАО «Карелэлектросетьремонт» заключен договор от 29.10.2015 № 709-15 на выполнение работ по строительству объектов электросетевого хозяйства (ВЛИ 0,4 кВ) для осуществления льготного технологического присоединения объектов заявителей, включающий строительство ВЛИ-0,4 кВ для технологического присоединения к электросетям жилого дома по адресу: РК, Прионежский район, д. Ужесельга со сроком завершения работ 31.12.2015. Общество полагает, что вышеуказанный факт свидетельствует о принятии сетевой организацией всех возможных мер для выполнения обязательств по договору.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

АО «ПСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК» в связи с осуществлением деятельности по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в разделе I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 10.1.4.

Следовательно, АО «ПСК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/52-2015/40 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница д. Ужесельга Прионежского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в момент заключения договора) и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для заявителей мощность, которых составляет до 670 кВт включительно, не может превышать 4 месяца со дня заключения договора.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что «…» подал заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, к электрическим сетям 20 марта 2015 года (вх. от 13 апреля 2015 №9493 АО «ПСК»), в соответствии, с условиями которого АО «ПСК» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: «…».

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.5. Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения настоящего Договора.

Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного «…» экземпляра Договора от 20 марта 2015 года является 13 апреля 2015 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 13 августа 2015 года.

В соответствии с условиями Договора срок действия технических условий составляет 2 года, размер платы за технологическое присоединение составляет 550 руб.

Платежное поручение от 13 апреля 2015 года №0300158-0103-0372, свидетельствует о своевременном внесении «…» платы за технологическое присоединение.

Техническими условиями от 20 марта 2015 года №ПР0105-15 (далее – Технические условия) предусмотрено, что сетевой организации необходимо выполнить следующие мероприятия: разработать проект электроснабжения объекта; строительство ВЛИ-0,4 кВ ф. 1 от ТП-45 до границы участка заявителя.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить мероприятия, указанные в разделе 2.2 Договора, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границы его участка (пункт 2.2.1), в соответствии с пунктом 11 Технических условий, являющихся приложением №1 к Договору, после выполнения указанных мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию об этом.

Пунктом 7 Технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является ближайшая проектируемая опора ВЛИ-0,4 кВ ф. 1 от ТП-45.

Материалами настоящего дела подтверждается, что «…» в целях осуществления технологического присоединения своего дачного дома предпринял все зависящие от него меры.

Так, заявитель 10 июня 2015 года (вх. от 10 июня 2015 года №15462 АО «ПСК») уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий.

02 июля 2015 АО «ПСК» составило акт осмотра (обследования) электроустановки №ПР0296-15, который был направлен письмом от 06.07.2015 №10807 в адрес заявителя (получил лично 14.07.2015).

17 августа 2015 года «…» направил заявление в адрес АО «ПСК» (вх. от 17 августа 2015 года №2518), с просьбой произвести технологическое присоединение в связи с окончанием сроков по Договору от 20 марта 2015 года №ПР0105-15.

14 октября 2015 года (№16855) в адрес «…»  АО «ПСК» направило письмо на его заявление от 17 августа 2015 года (вх. от 17 августа 2015 года №2518 АО «ПСК»), которым подтвердило свои обязательства по Договору от 20 марта 2015 года №ПР0105-15 и сообщило о намерении завершить строительство объектов электросетевого хозяйства в соответствии с техническими условиями и осуществить технологическое присоединение объекта заявителя до конца 2015 года.

АО «ПСК» направило с письмом от 28 октября 2015 года №17717 в адрес Карельского УФАС России документы и разъяснения о принимаемых сетевой организаций мерах по выполнению условий договора.

Согласно пояснениям ответчика, ввиду изменения действующего законодательства, расходы на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в рамках технологического присоединения не подлежат включению в выпадающие доходы сетевой организации от «льготного» технологического присоединения и должны быть включены в инвестиционную программу по виду деятельности «Передача электрической энергии». Поскольку в инвестиционной программе АО «ПСК» на 2015 год не было предусмотрено строительство воздушной линии ВЛИ-0,4 кВ ф.1 от ТП-45 до границы земельного участка заявителя, Обществом для строительства указанного объекта проведен запрос коммерческих предложений. Отсутствие денежных средств у Общества послужило основанием опубликования запросов с коммерческими предложениями лишь 29.09.2015. В настоящий момент проходит стадия подписания договоров для выполнения работ по строительству объектов электросетевого хозяйства (ВЛИ 0,4 кВ).

С указанным доводом ответчика согласиться нельзя, так как Правилами технологического присоединения установлены предельные сроки осуществления технологического присоединения.

Таким образом, в результате антимонопольного расследования установлено, что «…» выполнил 02 июля 2015 года мероприятия, возложенные на него пунктом 11 Технических условий сетевая организация к выполнению мероприятий в соответствии с пунктом 10 Технических условий не преступала.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что «…» осуществил все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия АО «ПСК» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения (невозможность использования построенного дачного дома ввиду отсутствия электроснабжения), что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1.   Признать в действиях АО «ПСК» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств.

2. Выдать АО «ПСК» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/52-2015/32

 

30 ноября 2015 года                                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 30 ноября 2015 года по делу №03-16/52-2015 о нарушении АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК») части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «ПСК» в срок до 01 февраля 2016 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…»

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны