Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/53-2015 в отношении АО ... от 3 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 ноября 2015 года                                                                                  г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 19 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

-   руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

 

 

-   ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/53-2015, возбужденное по признакам нарушения АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии заявителя – «…», представителя АО «ПСК» - «…» («…»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 07 октября 2015 года (вх. №5211) поступило заявление «…» с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 24 сентября 2014 года №ПТ0090-14 (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 05 ноября 2015 года №243 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения АО «ПСК» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 05 ноября 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 19 ноября 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время, заявитель и представитель ответчика озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика указать предположительную дату фактического технологического присоединения не смогла, равно, как и обосновать причину нарушения срока направления договора заявителю.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

АО «ПСК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Приказом ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении организации в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК» в связи с осуществлением деятельности по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в разделе I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным номером 10.1.4.

Следовательно, АО «ПСК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/53-2015/41 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница г. Питкяранта Питкярантского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в момент заключения договора) и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств для заявителей мощность, которых составляет до 670 кВт включительно, не может превышать 4 месяца со дня заключения договора.

«…» подал заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, к электрическим сетям 17 сентября 2014 года (вх. от 18 сентября 2014 года № 24791 АО «ПСК»).

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной, в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

АО «ПСК» направило письмом от 25 ноября 2014 года №18247 в адрес заявителя Договор в 2-х экз.

Сидоровым В.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 24 сентября 2014 года № ПТ0090-14, в соответствии с условиями которого АО «ПСК» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: «…». 

Согласно пункту 1.5. договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с даты заключения настоящего договора. В связи с тем, что договор поступил в сетевую организацию 05 декабря 2014 года (вх. от 05 декабря 2014 года №33628 АО «ПСК»), срок осуществления технологического присоединения истек 05 апреля 2015 года.

В соответствии с условиями договора срок действия технических условий составляет 2 года, размер платы за технологическое присоединение составляет 550 руб.

Платежным поручением от 08 декабря 2014 года №710 подтверждается внесение «…» платы за технологическое присоединение в полном объеме.

Разделом 2.2 договора определены обязанности «…», в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границы его участка (пункт 2.2.1), в соответствии с пунктом 11 Технических условий от 24 сентября 2014 года № ПТ0090-14 (далее – Технические условия), являющихся приложением №1 к договору, и уведомлению сетевой организации о выполнении мероприятий по технологическому присоединению.

«…» уведомил 14 мая 2015 года (вх. от 14 мая 2015 года № 12458 АО «ПСК») сетевую организацию о выполнении технических условий.

23 июня 2015 года АО «ПСК» составило акт о выполнении заявителем технических условий №ПТ0090-14, который был направлен письмом от 24 июня 2015 года №10176.

20 сентября 2015 года «…»  была направлена претензия в адрес АО «ПСК» (вх. от 24 сентября 2015 года №26649) с требованием произвести технологическое присоединение в связи с окончанием сроков по Договору от 24 сентября 2014 года №ПТ0090-14.

В ответ на обращение заявителя, АО «ПСК» письмом от 05 октября 2015 года (№16182) подтвердило свои обязательства по Договору от 24 сентября 2014 года №ПТ0090-14 в соответствии с техническими условиями.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России АО «ПСК» письмом от 29 октября 2015 года №5625 сообщило о принимаемых сетевой организаций мерах по выполнению условий договора, а также сообщило, что поскольку в инвестиционной программе АО «ПСК» на 2014 год не было предусмотрено строительство воздушной линии электропередач, расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства (опора ВЛИ-0,4 кВ от опоры №7 ВЛ-0,4 кВ КЯ-Привокзальная), необходимых для осуществления технологического присоединения «…» заложены в инвестиционную программу 2016 года.

Таким образом, в результате антимонопольного расследования установлено, что «…» 14 мая 2015 года выполнил мероприятия, возложенные на него пунктом 11 Технических условий, сетевая организация к выполнению мероприятий в соответствии с пунктом 10 Технических условий не преступала, при чем АО «ПСК» не указывает конкретный срок выполнения технологического присоединения жилого дома заявителя, а планирует их выполнение.

  Кроме того, в нарушении пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направила проект Договора только 25 ноября 2014 года, при крайнем сроке отправки – 09 октября 2014 года (в течение 15 дней со дня получения заявки).

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что «…» осуществил все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия АО «ПСК» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения (невозможность использования построенного жилого дома ввиду отсутствия электроснабжения), что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «ПСК» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков направления договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств.

2.Выдать АО «ПСК» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/53-2015/33

 

30 ноября 2015 года                                                                                               г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 30 ноября 2015 года по делу №03-16/53-2015 о нарушении АО «Прионежская сетевая компания» (ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013; далее – АО «ПСК») части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов «…»  путем нарушения сроков направления договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. АО «ПСК» в срок до 01 апреля 2016 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…».

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны