Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №03-16/54-2015 в отношении ПАО «МРСК Северо-... от 14 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

07 декабря 2015 года                                       г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/54-2015, возбужденное по признакам нарушения  публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург, 196247) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее –филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителяпутем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»,  в отсутствиезаявителя,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление гражданина от 11 сентября 2015 года (вх. от 22 сентября 2015 года №4918) с жалобой на действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»,выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения по договору от 09 августа 2014 года №34-001561П/14 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являютсятехническиеусловияот 09 августа 2014 года №34-01561П/14-001 (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 11 ноября 2015 года №244 было возбуждено дело №03-16/54-2015 по признакам нарушения филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 11 ноября 2015года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/54-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 24 ноября 2015 года в 11 часов 00 минут.

Представитель филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», сообщила, что технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома заявителя осуществлено.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии,по результатам которого составлен краткий отчет №03-16/54-2015/44. При этом временной интервал исследования был определен с 01 января 2014 года по 01 июля 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята территориальная граница обслуживания ПС-290 д. Шуньга, Медвежьегорского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей Медвежьегорского муниципального района. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительноикоторые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев,если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Следует отметить, что применение абзаца 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом положений статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения. Изменение предельного срока технологического присоединения является нарушением законодательства.

Как указано выше между филиаломПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения (подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 01 сентября 2014 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора).

В соответствии с условиями данного договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью15 кВт, с целью энергоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Медвежьегорский район, д. Часовенская, земельный участок (кадастровый №).  Согласно пункту 5указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 01 марта 2015 года.

В соответствии с условиями пункта 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб.

Заявитель внес плату за технологическое присоединение (сторонами не представлена копия платежного документа, вместе с тем филиал ПАО «МРСКСеверо-Запада» «Карелэнерго» не отрицаяфакт внесения платы).

Согласнопункту6договорафилиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора,предусмотрено следующее:

точка присоединения - проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-606 Л-115 кВт; 

основной источник питания - ВЛ-0,4 кВ от ТП -606 д. Есино Л-1 (ПС-29П Шуньга);

сетевая организация определяет проектом развитие существующей инфраструктуры (пункт 11.1.1), осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ответвительной опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-606 Л-2 до границ земельного участка (пункт 11.2.2) и монтаж щита РУ-0,4 кВ с трехполюсным автоматическим выключателем и 3- фазным счетчиком класса точности 1,0 и выше, со встроенным радио интерфейсом RF 433 (пункт 11.2.4);

заявитель в свою очередь обязан выполнить монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения кабелем и щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем согласно запрашиваемой мощности.

Из материалов настоящего дела следует, что 10 мая 2015 года заявительнаправил в адрес филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»заявление (вх. 18 мая 2015 года №1340 общества), в котором просил сетевую организацию надлежащим образом исполнить условия договора и сообщил о выполнении со своей стороны технических условий (следует из текста заявления).

15 июля 2015 года филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» (исх. №297-3189),отвечая на заявление сообщилзаявителю, что планирует выполнитьмероприятия по технологическому присоединению в 2015 году, отметив при этом, что в нарушение пункта 8.2 договора заявитель не уведомил сетевую организацию о выполнении работ, что может свидетельствовать о неисполнении заявителемобязательств, предусмотренных пунктом 8.1 договора.

20 августа 2015 года заявитель (вх. от 20 августа 2015 года №1163  филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»), повторно, уведомилответчика о выполнении технических условий,обращая внимание сетевой организациина нарушение с их стороны условий договора, указал, что дом находится на расстоянии менее 30 метров от существующих электрических сетей, при этом дома иных собственников уже давно подключены.

В письме от 02 сентября 2015 года №297-3753 филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщилзаявителю, что ориентировочный срок выполнения работ по строительству объектов электросетевого хозяйства 3-4 квартал 2015 года, после их завершения будет выполнено фактическое подключение объекта заявителя.

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»с письмом от 12 октября 2015 года №МР2/3/119-06/7748,адресованным Карельскому УФАС России, представил акт осмотра (обследования) электроустановки заявителя от 25 августа 2015 года №34-01561 П/14-001т, при этомбыли выявлены замечания (не подключен на вводный автомат отводящий кабель в сторону сетевой организации и нет выхода с вводного автомата в сторону потребителя). То есть, заявитель исполнил пункт 12.1.2 ТУ (монтаж щита РУ-0,4 кВ с 3-х фазным автоматом) и не выполнил пункт 12.1.1 ТУ (монтаж кабеля).

При этом, в акте осмотра указывается точка присоединения проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-606, которая отсутствует на дату составления акта.

Таким образом, в данном случаеналичие (отсутствие) кабеля не влияет на технологическое присоединение жилого дома заявителя.

Кроме того, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» представил копии: приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 20 апреля 2015 года №55, приказ ПАО «МРСК» от 14 июля 2015 года №210 «Об утверждении рабочего проекта «Реконструкция ТП-606 и ВЛ-0,4 кВ от ТП-606 с заменой ТП, устройством линейных ответвлений и монтажом системы учета в д. Есино (технологическое присоединение №34-01103П/14 от 24 июня 2014 года, №34-01104П/14 от 24 июня 2014 года, №34-01105П/14 от 24 июня 2014 года и др.»; приказа ПАО «МРСК Северо –Запада» от 23 сентября  2015 года №277 «О назначении рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию в д. Есино Медвежьегорского района (№34-01103П/14 от 24 июня 2014 года с)», сообщив, что инвестиционный проект «Реконструкция ТП-606 и ВЛ-0,4 кВ от ТП-606 с заменой ТП, устройством линейных ответвлений и монтажом системы учета в д. Есино» вошел в программу на 2015 года, в начале сентября 2015 года строительство объектов электросетевого хозяйства завершено, подготовлено  заявление Ростехнадзор на допуск в эксплуатацию построенных электроустановок (ВЛ-0,4 кВ от ТП-606).

В письме от 23 ноября 2015 года №МР2/3/119-06/8906 (вх. от 23 ноября 2015 года №6070) филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщил, что мероприятия,предусмотренные техническими условиями выполнены в полном объеме,в подтверждение к письму приложены следующие документы, датированные 22 октября 2015 года: акт о выполнении технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения.Таким образом, технологическое присоединение объекта заявителя к электрическим сетям осуществлено сетевой организацией спустя более7 месяцев после истечения установленного договором срока исполнениямероприятий,предусмотренных техническими условиями.

Вместе с тем, с учетом изложенного, комиссия отмечает, чтофилиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» фактически приступил к выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями (строительству электросетевого хозяйства) после истечения срока их выполнения.

Документальныхдоказательств принятия, надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя(проект строительства, земельные отводы и иное), кроме ссылки в письме заявителю о планах включения проекта строительства в инвестиционную программу филиалаПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в установленный договором срок (6 месяцев),в материалы рассматриваемого дела не представлено.

Норма,установленная в подпункте«б»пункта 16 Правил технологического присоединения, носит императивный характер, следовательно, срок технологического присоединения является пресекательным.

Нарушение данного срока со стороны сетевой организации влечет за собой ущемление интересов потребителей, с которыми у сетевой организации заключен договор об осуществлении технологического присоединения.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии в установленный законодательством срок), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Как указано выше письмомот 23 ноября 2015 года №МР2/3/119-06/8906 (вх. от 23 ноября 2015 года №6070) сетевая организация сообщила о выполнении своих обязательств по договору, заключенному с заявителем, что в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. 

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны