Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-16/56-2015 от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

22 декабря 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

 

 

 

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/56-2015, возбужденное по признакам нарушения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии «…» (далее также заявительница), представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности – «…» (доверенность «…»)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление «…» от 06 октября 2015 года (вх. от 06 октября 2015 года №5198) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12 сентября 2014 года №34-01802П/14 (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 18 ноября 2015 года №252 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Определением от 18 ноября 2015 года рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 09 декабря 2015 года.

Рассмотрение состоялось в назначенное время, представители сторон озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика пояснила, что осуществление фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя возможно в 1 квартале 2016 года.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения заявительницы и представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30 также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/56-2015/42 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница д. Ялгуба Прионежского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и «…» 13 октября 2014 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 12 сентября 2014 года №34-01802П/14, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома «…», расположенного по адресу: «…». 

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного «…» экземпляра договора от 12 сентября 2014 года является 13 октября 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 13 апреля 2015 года.

В соответствии с пунктом 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, плата за технологическое присоединение энергопринимающих условий договора установлена в размере 550 руб. (пункт 10).

«…» внесла плату за технологическое присоединение 02 октября 2014 года (приходный кассовый ордер №798384).

Техническими условиями от 12 сентября 2014 года №34-01802П/14-001 (далее – Технические условия) предусмотрено, что сетевая организация определяет проектом развитие существующей инфраструктуры (пункт 11.1.1), кроме того осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-6 кВ с выполнением на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-6 кВ Л-23-15 до проектируемой ТП-6/0,4 кВ (пункт 11.2.1). Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: проектирование и строительство новых объектов для организации схемы приема мощности; осуществить – монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; монтаж щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности.

Пунктом 8 Технических условий указано, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-6/0,4 кВ Л-23-15.

«…» уведомила (вх. от 15 октября 2015 года № ПГ-1427 ПАО «МРСК») сетевую организацию о выполнении Технических условий.

В рамках своих обязательств провела испытание электроустановки, о чем имеется заключением Электротехнической лаборатории филиала АО «ПКС» «Электрические сети» от 16 июля 2015 года.

11 июля 2015 года заявительница обратилась с претензией к ПАО «МРСК» с требованием произвести технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств в соответствии с заключенным договором.

В ответ на обращение «…», ПАО «МРСК» письмом от 01 июля 2015 года №МР2/3/119-07/4631подтвердило свои обязательства по договору.

В ходе рассмотрения дела «…» пояснила, что акт осмотра электроустановок ею не получен.

Таким образом, в результате антимонопольного расследования установлено, что «…» 15 октября 2015 года выполнила мероприятия, возложенные на нее пунктом 11 Технических условий.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России ПАО «МРСК Северо-Запада» в письме 30 октября 2015 года № МР2/3/119-05/8288 (вх. от 03 ноября 2015 года №5700) сообщило, что в соответствии с выданными техническими условиями для создания фактической возможности присоединения энергопринимающих устройств Заявителя сетевая организация обязана выполнить строительство линейного ответвления ВЛ-10 кВ – 1200 м, монтаж ТП-10/0,4 кВ 63 кВА, строительство ВЛ-0,4 кВ – 320 м, а также провести землеустроительные работы.

Для выполнения принятых на себя обязательств, в том числе по договору с «…», ПАО «МРСК Северо-Запада» был сформирован инвестиционный проект, реализация которого запланирована на 2016 год.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства должно производиться в соответствии с инвестиционной программой, которая формируется органами государственной власти в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее – Постановление №977).

Данное Постановление №977 принято во исполнение статей 21, 23 ФЗ «Об электроэнергетике», им введены в действие Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия в соответствии с Постановлением №977 утверждает инвестиционную программу электросетевой организации с указанием конкретных объектов строительства.

ПАО «МРСК Северо-Запада» был сформирован инвестиционный проект «Реконструкция распределительной сети 6/0,4 кВ устройством линейного ответвления от ВЛ-6 кВ, монтажом ТП, устройством линейных ответвлений ВЛ-0,4 кВ в д. Ялгуба Прионежского района (технологические присоединения со «…» №34-01416П/14 от 06.08.2014, со «…» №34-01417П/14 от 06.08.2014, с «…» №34-01802П/14 от 12.09.2014 и др.)».

С указанным доводом ответчика согласиться нельзя, так как Правилами технологического присоединения установлены предельные сроки осуществления технологического присоединения.

При рассмотренных обстоятельствах, учитывая, вышеизложенное, комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что действия ПАО «МРСК Северо-Запада» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения, связанные с невозможностью использовать жилой дом, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

                                                           РЕШИЛА:

1.Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств.

2.Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/56-2015/35

 

22 декабря 2015 года                                                                                              г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

- руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

 

 

 

 

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании решения от 22 декабря 2015 года по делу №03-16/56-2015 о нарушении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов «…» путем нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям его энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «МРСК Северо-Запада» в срок до 24 марта 2016 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств «…»

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением документов, подтверждающих факт исполнения предписания.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны