Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-16/57-2015 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

 

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2015 года                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

рассмотрев дело №03-16/57-2015, возбужденное по признакам нарушения  публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург, 196247) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», общество, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов заявителя путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,  в присутствии представителя заявителя по доверенности гражданка .. и представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» (доверенность от 31 июля 2015 года №12\15),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление гражданина от 03 ноября 2015 года (вх. от 03 ноября 2015 года №5704) с жалобой на действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств по договору от 12 сентября 2014 года №34-01725П/14 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 12 сентября 2014 года №34-01725П/14-001 (далее – технические условия).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 09 декабря 2015 года №279 было возбуждено дело №03-16/57-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 09 декабря 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/57-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 24 декабря 2015 года в 15 часов 00 минут.

При рассмотрении дела представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в заявлении, дополнительно сообщив, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями заявителем выполнены.

Из пояснений представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» следует, что после поступления в октябре 2014 года подписанного заявителем экземпляра договора, был сформирован инвестиционный проект и мероприятия, предусмотренные к выполнению со стороны общества, однако данный проект в инвестиционную программу филиала на 2015 - 2016 годы включен не был. Причины, по которым он не был включен в инвестиционные программы представитель филиала сообщить не смогла. При этом, отвечая на вопрос комиссии, сообщила, что для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя необходимо выполнить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, что вероятно будет осуществляться хозяйственным способом, то есть силами филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго».

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения заявителя и представителя ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/57-2015/46. При этом временной интервал исследования был определен с 01 января 2014 года по 01 июля 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята территориальная граница обслуживания ПС-17П с. Святозеро, Пряжинского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей с. Святозеро, Пряжинского муниципального района. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Следует отметить, что применение абзаца 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом положений статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения. Изменение предельного срока технологического присоединения является нарушением законодательства.

Как указано выше между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения. Подписанный заявителем экземпляр договора поступил в сетевую организацию 29 октября 2014 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора.

В соответствии с условиями данного договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, с. Святозеро, кадастровый номер земельного участка 10:21:120702:288.  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 29 апреля 2015 года.

Платежным поручением от 15 октября 2014 года №91 подтверждается внесение заявителем платы за технологическое присоединение в размере 550 рублей.

Согласно пункту 6 договора ответчик обязан надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 8 договора предусмотрены обязательства заявителя по надлежащему исполнению обязательств по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участков, на которых расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях.

Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения - опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-32 Л-1 15 кВт; 

основной источник питания – -0,4 кВ от ТП-32 Святозеро ФКРС Л-1 (ПС-17П Святозеро);

сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-0,4кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-04 кВ от ТП -32 Л-1 до границы земельного участка;

заявитель в свою очередь обязан установить щит РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров и счетчиком с приспособлением для опломбирования, осуществляет монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ.

03 сентября 2015 года заявитель направил в адрес филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» претензию, в которой просил сообщить сведения о дате выполнения мероприятий по технологическому присоединению его дома к электрическим сетям, отмечая при этом, что с его стороны пункт 12 технических условий выполнен в полном объеме. Согласно почтовому уведомлению о вручении данная претензия была получена сетевой организацией (представителем по доверенности) 09 сентября 2015 года. Однако, ответа на претензию от ПАО «МРСК» в адрес заявителя не поступало.

Вместе с тем в материалы расследования представлен акт осмотра (обследования) электроустановки от 25 августа 2015 года №34-01725П-001, из которого следует, что 17 сентября 2015 года сетевой организацией был проведен осмотр электроустановок заявителя (щит учета и прибор учет Нева 303450), в результате которого установлен факт выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя.

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в письме от 23 ноября 2015 года №МР2/3/119-05/8901 (вх. от 25 ноября 2015 года №6081) сообщил, что реализация договора осуществляется в рамках инвестиционного проекта «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП-32 с устройством линейного ответвления в с. Святозеро Пряжинского района (технологическое присоединение №34-01725П/14 от 12 сентября 2014 года с ...)». При этом данный инвестиционный проект не вошел ни в инвестиционную программу на 2015 год, ни в инвестиционную программу на 2016 год. В связи с чем общество полагает, что договор с заявителем будет реализован за счет средств инвестиционной программы 2017 года.

Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела сетевая организация не приступила к строительству объектов электросетевого хозяйства, а заявителем мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, выполнены в полном объеме.

Норма, установленная в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, носит императивный характер, следовательно, срок технологического присоединения является пресекательным.

Нарушение данного срока со стороны сетевой организации влечет за собой ущемление интересов потребителя, с которым у сетевой организации заключен договор об осуществлении технологического присоединения.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии в установленный законодательством срок), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

2. Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.   

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                     А.Б. Пряхин

Члены Комиссии

             

 

               

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПАО «Межрегиональная распределительная

сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ПАО «Межрегиональная

 распределительная сетевая компания

 «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск,

Республика Карелия,185035 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-16/57-2015/39

 

29 декабря 2015 года                                                                                                 г. Петрозаводск

 

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела №03-16/57-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

  Пряхин А.Б.

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

  

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы  Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон  о защите конкуренции), на основании  решения от 29 декабря 2015 года по делу №03-16/57-2015 о нарушении публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго») части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в срок до 31 марта 2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в ущемлении интересов заявителя посредством нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств, путем:

выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения от 12 сентября 2014 года №34-01725П/14 и техническими условиями от 12 сентября 2014 года №34-01725П/14-001;

осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.    

  1. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

Председатель Комиссии

___________________

        А.Б. Пряхин

Члены Комиссии

____________________

     

Согласно статье 52 Закона о защите конкуренции   предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев  со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны