Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу №03-16/58-2015 в отношении ПАО... от 18 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«30»  декабря  2015 года                                                                          г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена  23 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено  30 декабря 2015  года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/58-2015, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», Общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), при участии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» - <…..> (доверенность №12/15 от 31 июля  2015 года, копия в деле),   

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление <…..>
от <…> ноября 2015 года (вх. от <…> ноября 2015 года №<…>) с жалобой на действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», выразившиеся в нарушении срока выполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <…> сентября 2014 года №<…> (далее – Договор).

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушает сроки исполнения обязательств по Договору.

В данных действиях (бездействии) Заявитель усматривает нарушение антимонопольного законодательства, просит провести проверку и принять меры
к указанному хозяйствующему субъекту.

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступившего заявления Карельским УФАС России в адрес филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» был направлен запрос от 05 ноября 2015 года   №03-15/333/4695
о предоставлении сведений (информации). Запрошенные документы филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» представило с письмом от 18 ноября
2015 года № МР2/3/119-07/8802 (вх. от 23 ноября 2015 года №6023).

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи
44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом Карельского УФАС России от 14 декабря 2015 года  №280 было возбуждено дело №03-16/58-2015 по признакам нарушения филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»  части 1 статьи 10 ФЗ
«О защите конкуренции».

 

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, заслушав пояснения представителя  ответчика  комиссия Карельского УФАС России приходит
к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу)
к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия
в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках данного дела, был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет
№03-16/58-2015/47. При этом временной интервал исследования был определен
с 01 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии, а географическими границами вышеуказанного рынка принята административно-территориальная граница с. Кончезеро, Кончезерского сельского поселения, Кондопожского муниципального района.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено,
что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа
1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании Приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э
«О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия
по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам
по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов
по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора
об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным
им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря
2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов
по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых
в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Нормы, закрепленные в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя
из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий
по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Следует отметить, что применение абзаца 3 части 1 статьи 26 ФЗ
«Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом положений статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения. Изменение предельного срока технологического присоединения является нарушением законодательства.

Как указано выше между филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и <……> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от <…> сентября 2014 года №<…>, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора.

В соответствии с условиями данного договора филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома,  расположенного
по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, с. Кончезеро,
кад. <…….>. Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.

Датой подписания Договора является <..> октября 2014 года (вх. от <…> октября 2014 года №,…> ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»), срок осуществления технологического присоединения истек 28 апреля 2015 года.

В соответствии с условиями пункта 4 Договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб.

Платежным поручением № <….> <….> внесла плату
за технологическое присоединение. На копии представленного платежного поручения не читаема информация о дате внесения платежа. Однако, в заявлении <….> и письме от <…> марта 2015 года,  адресованном ею в филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», имеется информация об осуществлении оплаты за технологическое присоединение <…> октября 2014 года. В письменных пояснениях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» отсутствует информация о невыполнении либо несвоевременном выполнении<….> обязательств по внесению платы за техническое присоединение.

Техническими условиями от <…> сентября 2014 года №<….>
(далее – Технические условия), являющимися неотъемлемой частью договора, предусмотрено следующее:

точка присоединения - опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой
ТП-10/0,4 Л-2П-10; 15 кВт; 

основной источник питания – ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП -10/0,4 кВ
Л-2П-10 (<….>) (ПС-2П Кончезеро);

сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления
ВЛ-10кВ на деревянных пропитанных опорах проводом СИП расчетного сечения
от ответвительной опоры ВЛ-10 кВ Л-2П-10 до проектируемой ТП-10/0,4 кВ, номер ответвленной опоры и длина линейного ответвления определяется проектом; монтаж ТП-10/0,4 кВ расчетных параметров в центре нагрузок; в ТП-10/0,4  кВ смонтировать учет электроэнергии в РУ-0,4 кВ многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик к активной и реактивной электроэнергии класса точности не  ниже 0,5S со встроенным радио интерфейсом RF433; установку УСПД с радио интерфейсом  RF433; организацию удаленного доступа к счетчику из пункта сбора данных учета ПО ЮКЭС по GPRS каналу связи; монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с автоматическим выключателем расчетных параметров, установку 3-фазного счетчика прямого включения класса точности 1,0 и выше, со встроенным радио интерфейсом RF433; грозозащиту и заземляющие устройства;

заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: проектирование и строительство новых объектов для организации схемы приема мощности; осуществить – монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; монтаж щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности.

Письмом от <…> марта 2015 года (вх. от <…> марта 2015 года № <...>) <…> уведомила ответчика о выполнении мероприятий по монтажу щита РУ-0,4 кВ с водным трехфазным автоматическим выключателем, внесении платы
за технологическое присоединение, указала, что монтаж кабеля будет произведен после определения места установки опоры и просила уведомить ее о дате проведения осмотра.

Письмом от <…> апреля 2015 года (вх. от <…> апреля 2015 года № <…>) <…> просила ответчика выдать акт о выполнении технических условий.
В акте осмотра (обследования) электроустановки от <…> апреля 2015 года
№ <…> (представлен <…> с заявлением, не подписан
с ее стороны) указано на даты проведения осмотра <…> марта и <…> апреля 2015 года, а также на факт невыполнения мероприятий по монтажу 4-проводного ввода.

В письме от <…>  мая 2015 года № <…> филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» сообщил заявительнице о выполнение мероприятий по техническому присоединению за счет средств инвестиционной программы
в 2016 году.

Актом осмотра (обследования) электроустановки от <…> ноября 2015 года
№<…> подтверждается факт выполнения <…> мероприятий по технологическому присоединению.

Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в письме от <…> ноября 2015 года № <…> факт нарушения срока исполнения обязательств
по технологическому присоединению объясняет необходимостью строительства линейного ответвления ВП-10 до проектируемой ТП-10/0,4 кВ, монтажу
ТП-10/0,4 кВ, строительству ВЛ-0,4 кВ (0,850 км.) до границы земельного участка заявительницы. Стоимость строительства указанных объектов составляет 1 766 130,66 руб. Указанные средства предусмотрены в инвестиционной программе ответчика (утверждена Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республике Карелия от 20 апреля 2015 № 55 с дополнениями от 10 июля 2015 года) на 2016 год.

Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела ответчик не преступил к строительству объектов электросетевого хозяйства, при этом заявительница мероприятия по технологическому присоединению выполнила в полном объеме.

Как указано выше норма Правил технологического присоединения
об установлении срока технологического присоединения носит императивный характер, следовательно, срок является пресекательным.

Нарушение данного срока со стороны сетевой организации влечет за собой ущемление интересов потребителя, с которым у сетевой организации заключен договор об осуществлении технологического присоединения.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение электропринимающих устройств потребителя к электрическим сетям, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России
по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявительницу налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления фактического присоединения, получения электрической энергии в установленный законодательством срок), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению был нарушен, что свидетельствует о наличии в действиях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 8 статьи 44, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов <…> путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению ее  энергопринимающих устройств.
  2. Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
    об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                <…>

 

 

Члены Комиссии

                  <…>

 

                       <…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/58-2015/38

 

«30» декабря 2015 года                                                                                        г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

<…>

 

<…>

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от «30»  декабря 2015 года по делу №03-16/58-2015 о нарушении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов <…..> путем нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ее энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «МРСК Северо-Запада» в срок до 30 июня 2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем:

выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором об осуществлении технологического присоединения от 11 сентября 2014 года №34-01667П/14 и техническими условиями от 11 сентября 2014 года №34-01667П/14-001;

осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                   <…>

 

Члены Комиссии

<…>

 

<…>

 

            

          

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны