Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении дела об административном правон... от 8 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…> рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 03-17/04-2017, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (<…>,; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, Общество, ответчик) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела законного представителя ПАО «МРСК Северо-Запада»,

в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности от 15 декабря 2015 года № 19 «…» («…»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

12 декабря 2016 года в Управление поступило заявление «…» (вх.  № 5519, далее также заявитель) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13 января 2016 года № 34-00003С/16 (далее – договор).

Обращение в Карельское УФАС России вызвано тем, что ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушает сроки исполнения обязательств по договору.

Заявитель просит привлечь виновное лицо к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ по следующим основаниям.

Из представленных документов следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и «…» заключен договор, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Ринтала, кадастровый номер  № 10:12:0040301:26.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Датой подписания договора является 17 мая 2016 года (согласно входящей даты получения договора), срок осуществления технологического присоединения истек 17 ноября 2016 года.

В соответствии с условиями пункта 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 10 договора).

Согласно обращению заявителем внесена плата за технологическое присоединение в соответствии с условиями пункта 11 договора 10 февраля 2016 года.

Пунктом 6.1 определено, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий.

Техническими условиями от 13 января 2016 года № 34-00003С/16-001 (далее – технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет усиление существующей электрической сети; развитие существующей инфраструктуры – определить проектом; строительство объектов электросетевого хозяйства; строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах (применить водорастворимый антисептик семейства ССА по ТУ 5314-001-73697486-05 или аналог) с проводом СИП расчетного сечения от опоры № 7 ВЛ-0,4 кВ от ТП-414 Ринтала Л-1 поселок до границы земельного участка. Длину ВЛ-0,4 кВ определить проектом; грозозащита и заземляющие устройства в соответствии с требованиями ПЭУ.

В пункте 8 технических условий указано, что точкой присоединения является опора проектируемого ответвления от ВЛ-0,4 кВ от ТП-414 Ринтала Л-1 поселок, максимальная мощность 15 кВт.

14 июля 2016 года «…» уведомил сетевую организацию о выполнении им технических условий (вх. сетевой организации от 18 июля 2016 года № 1618).

Актом осмотра (обследования) электроустановки от 22 июля 2016 года № 34-00003С/16-001 (далее – акт осмотра) факт выполнения заявителем мероприятий по технологическому присоединению не подтвержден, выявлены следующие замечания: отсутствует вводной кабель, нет возможности опломбировать вводной автоматический выключатель.

Заявитель в своих пояснениях сообщает, что 14 сентября 2016 года было направлено повторное уведомление о выполнении технических условий с учетом замечаний отраженных в акте осмотра, однако, доказательств его направления заявителем не представлено.

ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 30 декабря 2016 года (исх. № МР2/3/119-05/10022) в ответ на запрос Карельского УФАС России от 22 декабря 2016 года (исх. № 03-15/319/4859) сообщило, что уведомление об устранении замечаний, полученных по результатам проверки выполнения технических условий от заявителя в адрес сетевой организации не поступало.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года         № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике») целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года         № 861 утверждены Правила технологического присоединения, пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций.

Как указано выше, из документов, полученных в ходе рассмотрения заявления следует, что в соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня подписания сторонами договора.

Следует отметить, что замечания, выявленные актом осмотра, и как следствие неисполнение обязательств заявителем не освобождает от обязанности выполнения условий договора ПАО «МРСК Северо-Запада».

Таким образом, сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (если им выполнены подпункты «а» и «б» пункта 7 Правил технологического присоединения), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» пункта 7 Правил технологического присоединения в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения).

В нарушении пункта 6.1 договора сетевая организация надлежащим образом не исполнила обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий, чем нарушила подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, меры по устранению указанного нарушения не принимала.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года № 191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.          

По факту совершения административного правонарушения определением от 11 января 2017 года «О возбуждении дела об административном правонарушении № 03-17/04-2017 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «МРСК «Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением ответчику надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.  

Запрошенную информацию ПАО «МРСК Северо-Запада» представило с сопроводительным письмом от 17 января 2017 года № МР2/3/119-05/311 (вх. от 17 января 2017 года № 212).

В своем письме ПАО «МРСК Северо-Запада» при назначении меры административной ответственности просит учесть то, что финансовое положение филиала «Карелэнерго» в связи с поэтапной отменой действия договоров аренды «последней мили» продолжает оставаться тяжёлым. Просроченная задолженность за услуги по передаче электрической энергии, оказанные филиалом «Карелэнерго» потребителям республики (без учета текущих долгов) на 30 ноября 2016 года составляет 951 553 726 руб.

На сайте общества http://www.mrsksevzap.ru размещена информация о финансовом результате общества за 9 месяцев 2016 года – убыток в размере 214 556 тыс. руб.

При этом сетевая организация сообщает, что осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя ранее не имела возможности, ввиду отсутствия информации о готовности энергоустановок заявителя (устранение замечаний по акту).

Технологическое присоединение по договору будет реализовано до 20 января 2017 года, при условии выполнения технических условий заявителем.

25 января 2017 года в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности, был составлен протокол об административном правонарушении.

В материалы административного дела представителем сетевой организации представлено письмо ПАО «МРСК Северо-Запада» от 24 января 2017 года № 34-000244-135-45 о направлении уведомления о выполнении работ по договору в адрес <…>.

Определением от 25 января 2017 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/04-2017», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 07 февраля 2017 года в 15 часов 00 минут.

ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 07 февраля 2017 года № МР2/3/119-05/935 представила акт осмотра (обследования) электроустановки от 03 февраля 2017 года № 34-0000ЗС/16-002 в котором зафиксированы замечания об отсутствии на энергопринимающих устройствах со стороны заявителя прокалывающих зажимов, посредством которых осуществляется физические соединения энергопринимающих устройств заявителями с электросетевыми объектами МРСК.

При этом отмечает, что завершение технологического присоединения в настоящее время невозможно по причине неготовности энергопринимающих устройств заявителя.  

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Ринтала. 

Время совершения административного правонарушения – 18 ноября 2016 года.      

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица совершившего, административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.     

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.

Необходимо отметить, что стороны к установленному Правилами и договором сроку взаимно не исполнили обязательства по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, что исключает возможность осуществления сетевой организацией фактического технологического присоединения. Тот факт, что заявителем не исполнены обязательства по технологическому присоединению свидетельствует об отсутствии вреда вследствие неисполнения обязательств сетевой организации.  

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ПАО «МРСК Северо-Запада» выполнило со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению (письмо от 07 февраля 2017 года № МР2/3/119-05/935). Однако не имеет возможность осуществить технологическое присоединение по причине не выполнения мероприятий по технологическому присоединению «…».

При таких обстоятельствах, должностное лицо Карельского УФАС России считает возможным освободить ПАО «МРСК Северо-Запада», от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 2.9, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России <…>

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.         Производство по делу об административном правонарушении № 03-17/04-2017, возбужденному в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада», прекратить.

2.         В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ объявить ПАО «МРСК Северо-Запада» за нарушение требований части 2 статьи 9.21 КоАП РФ устное замечание.   

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны