Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/112-2018 об ... от 29 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Должностное лицо АО «Прионежская сетевая компания»

 

ул. Новосулажгорская, д.22,          

г. Петрозаводск,185013      

 

Прокуратура Прионежского района

ул. Правды, 14, г. Петрозаводск, 185005

Телефон (факс): (8142) 71-19-63

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/112-2018

об административном правонарушении

 

 

06 ноября 2018 года                                                                                      г. Петрозаводск

          

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-17/112-2018, возбужденного в отношении должностного лица АО «Прионежская сетевая компания» - <> по факту нарушения пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии заместителя прокурора  Прионежского района Феоктистова В.В., в отсутствие <>, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

                                                                    

УСТАНОВИЛ:

 

18.10.2018 заместитель прокурора Прионежского района младший советник юстиции Феоктистов В.В., рассмотрев материалы проверки соблюдения АО «ПСК» ОГРН 1061001073242; ИНН 1001013117, адрес: ул. Новосулажгорская, д.22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее - АО «ПСК», сетевая организация, общество) требований законодательства в части соблюдения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, в связи с отключениями электроэнергии на территории Прионежского района (основные отключенные потребители - Турбаза «Русский Север», «Айно», СОТ «Связист», диспетчерское наименование электроустановки – ВЛ-10Кв Л-38П-2) в период с 22.08.2018 по 24.08.2018 общей продолжительностью более 24 часов, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении должностного  лица общества.

Из материалов, приложенных к постановлению, следует, что в Прокуратуру района с письмом Прокуратуры Республики Карелия от 13.09.2018 №7-1-992-2018 поступило поручение о проверке случаев отключения электроэнергии в том числе в 9 населенных пунктах Прионежского района, а именно установить конкретные населенные пункты, причины и время соответствующих отключений, соблюдены ли электросетевыми организациями сроки восстановления электроснабжения таких населенных пунктов, установленных пунктом 31.6 Правил недискриминационного доступа.

Прокуратурой Прионежского района в ходе проверочных мероприятий установлено, что в период с 21 по 23 августа 2018 года отсутствовало электроснабжение в д. Верховье, с. Таржеполь, д. Ужесельга, д. Педасельга, м. Лососинное (д. Лососинное, «Корсар»), д. Бесовец, Турбаза «Русский Север», «Айно», СОТ «Связист». Указанные населенные пункты находятся в зоне обслуживания Прионежского электросетевого участка АО «ПСК».

Из информации АО «ПСК», представленной в Прокуратуру Прионежского района с письмом от 26.06.2018 №16900, следует, что указанные отключения электроэнергии произошли из-за неблагоприятных погодных условий, по причине которых были зафиксированы многочисленные падения деревьев на электрические провода линии ВЛ 10 кВ. При этом для проведения аварийно-востановительных работ на объектах электросетевого хозяйства АО «ПСК» в Прионежском районе были задействованы 10 бригад, в составе оперативного и ремонтного персонала Прионежского ЭСУ, автотранспортного участка АО «ПСК», и привлеченные дополнительно бригады Кондопожского ЭСУ, Медвежъегорского ЭСУ АО «ПСК», а также 10 единиц техники.

Вышеизложенное подтверждается, предоставленными АО «ПСК» с письмом от 17.10.2018 №18324 в прокуратуру Прионежского района актами №08-42 и №08-43 расследования технологического нарушения в работе электростанции, сети или энергосистемы, составленными сетевой организацией по авариям, возникшим 21.08.2018 в 14.30 часов и 22.08.2018 в 15.50 часов в Прионежском районе.

При этом из информации, предоставленной АО «ПСК», следует, что восстановление электроснабжения в вышеуказанных населенных пунктах осуществлялось в следующие сроки: в п. Таржеполе в течение 21 часа 20 минут; д. Педаельге – 7 часов 25 минут; п. Ладва – 5 часов 42 минуты; м. Лососинное – 22 часа 30 минут; д. Педасельга – 21 час 33 минуты; Карельская деревня, хуторок Верховье – 5 часов 17 минут; д. Ужесельга – 5 часов 56 минут; п. Бесовец – 7 часов 20 минут; д. Педасельга – 3 часа 50 минут, однако  для потребителей турбазы «Русский Север», «Айно» и СОТ «Связист» электроснабжение было восстановлено через 39 часов 40 минут, что превышает максимальную продолжительность отсутствия электроэнергии, установленную пунктом 31(6) Правил недискриминационного доступа.

При этом общество сообщило, что лицом, ответственным за своевременное устранение аварий, возникающих на линиях электропередач на территории Прионежского района, является <>.

<> в объяснениях от 18.10.2018, предоставленных старшему помощнику прокурора Прионежского района <>, подтвердил, что причиной отключения электроснабжения в вышеперечисленных населенных пунктах стало повреждение опор и обрыв проводов на ВЛ из-за падения деревьев.

При этом из объяснений заместителя начальника Прионежского электросетевого участка  АО «ПСК» следует, что сетевая компания с учетом необходимости ликвидации аварийных ситуаций одновременно на нескольких сетевых объектах определяло очередность восстановления энергоснабжения в зависимости от наличия социально- значимых объектов, а также населенных пунктов с большим количеством населения.

 В объяснениях <> указано о том, что он согласен с наличием в его действиях факта  нарушения пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа, выразившегося в длительном отключении электроэнергии связанного с произошедшими авариями, которое превысило допустимое значение для потребителей третьей категории надежности. Данное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

<> в объяснениях сообщает, что причиной нарушения явилось ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей, а именно отсутствие надлежащей организации и контроля с его стороны соблюдения АО «ПСК» требований действующего законодательства. При этом им принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, необходимо отметить, что пунктами 5.7.5. и 5.7.8. Правил технической эксплуатации электрических сетей и станций Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2004 №229 (далее - Правила технической эксплуатации №229), предусмотрено, что перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций, и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Согласно пункту 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства от 24.02.2009 №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

В соответствии с пунктом 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 №223 (далее – Правила использования лесов) в охранных зонах и на просеках линий электропередачи и линий связи, других линейных объектов допускается рубка деревьев, кустарников, лиан, их уничтожение, в том числе химическим или комбинированным способом.

Согласно требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказ Минэнерго РФ от 20.05.2003 №187, отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры BЛ, должны вырубаться.

Согласно п. 2.3.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 №6, в охранной зоне BЛ не должно быть посторонних предметов, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам.

Из постановления Прокуратуры Прионежского района следует, что по информации ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» за период 2017 год - текущий период 2018 года сведения, предусмотренные пунктом 10 Правил использования лесов, в целях проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, в охранных зонах перечисленных линий электропередач в лесничество от сетевой организации не поступали.

Таким образом, меры, принятые АО «ПСК» по восстановлению энергоснабжения в населенных пунктах и в частности для потребителей Турбазы «Русский Север», «Айно», СОТ «Связист» нельзя признать эффективными, поскольку в течении длительного времени указанные потребители находились без электроснабжения.

Изучив представленные Прокуратурой Прионежского района материалы, требования нормативных правовых актов необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ) одним из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

В силу пункта 1 статьи 38 Закон №35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункга 15 Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права сетевая компания в точках поставки обязана обеспечить осуществление передачи электрической энергии в соответствии третьей категорией надежности, допускающей перерыв в энергоснабжении в пределах 24 часов.

Из вышеизложенного следует, что в период с 15 часов 50 минут 22.08.2018 до 07 часов 30 минут 24.08.2018 допущено отключение электроэнергии на 39 часов 40 минут потребителей Турбазы «Русский Север», «Айно», СОТ «Связист» (ВЛ-10кВ Л-38П-2). Причиной возникших аварийных ситуаций стало падение деревьев на провода, что повлекло их обрыв, падение опор воздушных линий электропередач.

Перерывы энергоснабжения были допущены в отношении потребителей третей категории надежности.

Длительное отключение электроэнергии в указанных населенных пунктах, в особенности для потребителей турбазы «Русский Север», «Айно» и СОТ «Связист» в результате сильного ветра, а также материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что своевременные и достаточные меры по приведению линий электропередач в состояние, позволяющее осуществлять бесперебойное электроснабжение потребителей, АО «ПСК», а именно должностным лицом общества- начальником Прионежского электросетевого участка не приняты.

Учитывая, что длительность отключения электроэнергии для потребителей Турбаза «Русский Север», «Айно», СОТ «Связист» в связи с произошедшими авариями в Прионежском районе превысила допустимое значение для потребителей третьей категории надежности, действия должностного лица АО «ПСК» привели к нарушению пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1. КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности указанных должностных лиц. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи, с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК» (ранее ОАО «ПСК»), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Следовательно, как само общество, так и его должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/112-2018 от 23.10.2018 рассмотрение данного дела было назначено на 15 часов 00 минут 06.11.2018 по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д 1а, каб. 518.

Копии определения получена <> по адресу регистрации 29.10.2018.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Из объяснений должностного лица АО «ПСК» - заместителя начальника Прионежского электросетевого хозяйства <> следует, что причиной длительного восстановления электроснабжения для потребителей турбазы «Русский Север», «Айно» и СОТ «Связист» стало ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей. При этом <> признал вину в нарушении пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа.

Согласно должностной инструкции на заместителя начальника Прионежского электросетевого участка возложены обязанности по управлению подчиненным персоналом электроучастка, управлению аварийно-восстановительными работами в период аварий на электроучастке. Кроме того, заместитель начальника Прионежского электросетевого участка, в случае аварийной ситуации должен организовать через мастеров производство работ по ликвидации аварии, а при необходимости принять личное участие. При этом заместитель начальника Прионежского электросетевого участка согласно части 1 должностной инструкции должен знать и соблюдать Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей; нормы времени на капитальный, текущий ремонт и эксплуатационные работы по ЛЭП 0.4 кВ и ТП ЭСУ. В силу положений  части 4 несет ответственность за неисполнение должностных обязанностей.

АО «ПСК» и должностным лицом общества не представлено объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения - 23.08.2018 15 час. 50 мин. согласно актов расследования технологического нарушения.

Место совершения административного правонарушения - место нахождения АО «ПСК» согласно сведениям ЕГРЮЛ: г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская (Рыбка р-н), д.22.

Срок давности привлечения должностного лица АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены. При этом, в связи с привлечением данного должностного лица АО «ПСК» к административной ответственности по статье 9.21 впервые, подлежит применению часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным наложить штраф в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ - 10 000 руб.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

           Наложить на должностное лицо АО «ПСК» - <> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России, л/с 04061410910)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

             Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №03-17/112-2018).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                          К.Е. Бабкин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны