Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/14-2017 о... от 31 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

        Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-17/14-2017 возбужденного в отношении публичного  открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (<…>; ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751, далее – ПАО «МРСК») в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (<…>; далее – ПАО «МРСК», сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям                  ( утв.  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

        в присутствии представителя ПАО «МРСК» - <……> по доверенности от 15.12.2015 №17,

                                                                    

                                                                УСТАНОВИЛ:

          

      

       В Карельское УФАС России  поступило заявление <….> от 03.02.2017 (вх. от 03.02.2017 №609) с жалобой на действия ПАО «МРСК», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 26.10.2015 №34-02076С/15 (далее – договор).

         Заявитель просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

         Из документов, представленных c заявлением, следует, что 26.10.2015 между заявителем и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения дачного дома по адресу: Республика Карелия, Сортавальский район, п.Рантуэ, кадастровый №10:10:0081301:4.

         Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

         В соответствии с пунктом 10 договора заявитель внес плату за технологическое присоединение в сумме 550 руб.

          В силу пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

          Срок осуществления технологического присоединения истек 02.05.2016, поскольку договор подписан 02.11.2015 (письмо ПАО «МРСК» от 17.02.2017 №МР2/3/119-06/1257).

           <….> к заявлению представлены копии следующих документов: договор и технические условия для присоединения к электрическим сетям от 26.10.2015 №34-02076С/15-001 (далее – ТУ) к нему; справка-акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 04.07.2016; акт осмотра (обследования) электроустановки от 05.07.2016 №34-02076С/15-001; чек-ордер о внесении платы на сумму 550 руб.; письмо ПАО «МРСК» от 11.08.2016 №297-2071.

           Согласно представленным документам по адресу: г. Сортавала, п. Рантуэ допущен в эксплуатацию электросчетчик (справка-акт от 04.07.2016) и заявителем выполнены ТУ (пункт 6 акта осмотра (обследования) электроустановки от 05.07.2016).

           При этом, ПАО «МРСК» письмом от 11.08.2016 №297-2071 сообщило заявителю, что во исполнение заключенного договора с ним реализуется инвестиционный проект: «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП – 160Г с устройством линейного ответвления ВЛИ-0,4 кВ (0,42 км), СОТ Рантуэ г. Сортавала (технологическое присоединение <….>. №34-02076С/15 от 26.10.2015», мероприятия по реализации которого не предусмотрены к исполнению в 2016 году. Кроме того, ПАО «МРСК» в письме указало о   наличии ЛЭП -0,4 кВ  на расстоянии менее 30 м, принадлежащей АО «ПСК» и  предложило  обратиться в АО «ПСК» за заключением договора на присоединение дома.

           В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

 Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в момент заключения договора) и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Тем самым имеет место ситуация, когда мероприятия по технологическому присоединению не исполняются одновременно сетевой организацией и собственником присоединяемых энергопринимающих устройств.

            Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура  технологического присоединения:

  а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

   б) заключение договора;

   в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

    г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

 В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.

   г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

   г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

 д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению № 2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению № 3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

          При этом неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

          Таким образом, сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (выполнены подпункты «а» и «б» пункта 7 Правил технологического присоединения), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» 7  Правил технологического присоединения в сроки установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения).

           Из представленных документов следует, что в установленный срок 02.05.2016  мероприятия по технологическому присоединению ПАО «МРСК» не выполнены.

           <….>.  23.06.2016 (вх. от 23.06.2016 №1333 ПАО «МРСК» «Карелэнерго») уведомил сетевую организацию о выполнении мероприятий в соответствии с техническими условиями от 26.10.2015 №34-02076С/15-001, которая составила акт осмотра (обследования) электроустановки от 05.07.2016 №34-02076С/15-001.

           В соответствии с пунктом 84 Правил технологического присоединения сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до распределительного устройства (пункта) заявителя (распределительного устройства трансформаторной подстанции, вводного устройства, вводного распределительного устройства, главного распределительного щита, узла учета) включительно.

           Согласно пункту 87 Правил технологического присоединения сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.

           По результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет в 2 экземплярах акт осмотра (обследования) электроустановки.

           В силу абзаца 3 пункта 88 Правил технологического присоединения акт о выполнении технических условий в отношении заявителей – физических лиц в целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра. При этом акт о выполнении технических условий составляется по форме приложения № 15.

           Тем самым, ПАО «МРСК» было обязано составит акт о выполнении технических условий – 05.07.2016.

            В соответствии с пунктом 6.3 договора не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования) ПАО «МРСК» было обязано в срок – 26.07.2016 осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участи заявителя акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю

           В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

           Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

            На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

           В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

           В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

            По факту совершения административного правонарушения определением от 14.02.2017 «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/14-2017 о возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования (штамп о вручении от 14.02.2017 вх. №б/н ПАО «МРСК» «Карелэнерго» на оригинале).

           В соответствии с указанным определением ПАО «МРСК» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения

           Запрошенную информацию ПАО «МРСК» представило с сопроводительным письмом от 17.02.2017 №МР2/3/119-05/1257 (вх. от 21.02.2017 №895), в котором по существу вменяемого правонарушения показало следующее.

           Для исполнения указанного договора сформирован инвестиционный проект: «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП – 160Г с устройством линейного ответвления ВЛИ-0,4 кВ (0,42 км), СОТ Рантуэ г. Сортавала (технологическое присоединение <….> №34-02076С/15 от 26.10.2015», реализация которого запланирована на 4 квартал 2017 год.

           Расстояние по прямой от границы участка заявителя до линии электропередачи ПАО «МРСК» составляет 150 метров, поскольку по прямой строительство невозможно, протяженность линии в обход составляет около 450 метров.

           ПАО «МРСК», урегулировало отношение с третьим лицом, получило согласие АО «Прионежская сетевая компания» (далее – АО «ПСК»), на опосредованное присоединение через существующие сети АО «ПСК».

           В кратчайшие сроки ПАО «МРСК» хозяйственным способом выполнит технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих <….>.

           В своем письме ПАО «МРСК» просило при назначении меры административной ответственности учесть то, что финансовое положение филиала «Карелэнерго» в связи с поэтапной отменой действия договоров аренды «последней мили» продолжает оставаться тяжёлым. Просроченная задолженность за услуги по передаче электрической энергии, оказанные филиалом «Карелэнерго» потребителям республики (без учета текущих долгов) на 31.12.2016  составляет 771 876 тыс. руб.

           На сайте общества http://www.mrsksevzap.ru размещена информация о финансовом результате Общества за 9 месяцев 2016 года, из которой следует, что убыток составляет 214 556 тыс. руб., при наличии дебиторской задолженности в сумме 13 396 311 тыс. руб. 

            14.03.2017 в присутствии представителя филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» по доверенности, был составлен протокол об административном правонарушении.

             К протоколу <…..> были представлены 14.03.2017 копии следующих документов: акт осмотра (обследования) электроустановки от 10.03.2017 №34-02076С/15-003 (подписан <….>.); письмо ПАО «МРСК» от 10.03.2017 №МР2/3-50/297-10/376 направленное в адрес <….> об осуществлении технологического присоединения дачного дома по адресу: Республика Карелия, Сортавальский район, п. Рантуэ, с приложением сетевых документов (акт об осуществлении технологического присоединения №34-02076С/15-001 к договору №34-02076С/15 от 26.10.2015, соглашение о перерывах в электроснабжении №34-02076С/15-001 от 10.03.2017,  акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности №34-02076С/15-001 от 10.03.2017, акт о выполнении технических условий от 10.03.2017), и почтовой квитанции, подтверждающей направление такого письма.

            Определением от 14.03.2017 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/14-2017», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 28.03.2017 в 11 часов 00 минут (отметка о вручении вх. от 15.03.2017  №б/н ПАО «МРСК» «Карелэнерго»).

            Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

            Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее

            Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

          ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

          Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

         Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

         По настоящему делу обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

         Вместе с тем, пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

           При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

           Учитывая сложное имущественное и финансовое положение филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», факт выполнения договорных условий на дату вынесения постановления, полагаю возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (600 000 рублей/2).

         Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

          Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

          Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.                       

           Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

          Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

          В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

          Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-      Запада» своих прав и защиты законных интересов.

           На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

           Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.          

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

 КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

           Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №03-17/14-2017).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны