Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-17/33-2015 об ... от 6 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/33-2015

об административном правонарушении

 

09 июня 2015 года                                                                                    г. Петрозаводск

 

Я,  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Пряхин Артур Борисович,   рассмотрев  материалы  дела об административном правонарушении №03-17/33-2015, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН 10475855175785, ИНН 7802312751, дата регистрации 23 декабря 2004 года; адрес местонахождения: площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, далее – ОАО «МРСК Северо-Запада») в лице филиала ОАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ОГРН 1021000511014, ИНН 1001000012, дата регистрации 23 августа 2002 года; адрес местонахождения: ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», общество) по факту нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ОАО «МРСК Северо-Запада» - 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 02 марта 2015 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/42-2014 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

На основании указанного решения ОАО «МРСК Северо-Запада» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Дело №03-16/42-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/42-2014 комиссией Карельского УФАС России было установлено следующее.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии  относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.    

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №4 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включен  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно,  ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»  является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность присоединяемых их устройств, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Между филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 18 сентября 2013 года №1416П/13 (далее – договор). Подписанный заявителем экземпляр поступил в сетевую организацию 02 октября 2013 года, что в силу пункта 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора.

Неотъемлемой частью договора являются технические условия от 18 сентября 2013 года №1416П/13-001 (далее – технические условия).

В соответствии с условиями данного договора филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного Пряжинский муниципальный район, Республика Карелия, кадастровый номер земельного участка ...  Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия подлежали выполнению до 02 апреля 2014 года.

ОАО «МРСК Северо-Запада» в письме от 29 сентября 2014 года №297-5704  сообщило, что в целях исполнения вышеуказанного договора сетевой организации необходимо выполнить реконструкцию распределительной сети 10/0,4 кВ в п. Матросы, д. Киндасово, д. Важинская пристань, с Святозеро, СНТ «Норик» Пряжинского района, что потребует реконструкцию ВЛ-10 с устройством линейного ответвления -0,880 км.; монтаж трансформаторной подстанции мощностью 160 кВа – 3 шт.; строительство ВЛ-0,4 кВ -0,930 км.; монтаж системы учета.

Кроме того, письмом от 20 октября 2014 года №119-05/6561 (вх. от 22 октября 2014 года №5544) филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» представил Карельскому УФАС России схему расположения участков и электросетевых объектов, планируемых к строительству (фотоматериалы), и сообщил, что обязательным условием фактической подачи напряжения (мощности) является выполнение заявителем обязательств по договору в полном объеме и наличие объекта электроснабжения.

Документальных доказательств принятия, надлежащих мер по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (проект строительства, земельные отводы, переписка с Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия и иное), кроме ссылки в письме заявителю о планах включения проекта строительства в инвестиционную программу филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», представлено не было.

Мероприятия по строительству электросетевого хозяйства, предусмотренного техническими условиями (линейного ответвления ВЛ-10 кВ и монтажа ТП-1-/0,4 кВ Л-17 П-14 и т.д.) филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» были осуществлены только в конце 2014 года (то есть почти спустя 9 месяцев после истечения срока исполнения условий договора).

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела №03-16/42-2014 не имеется.

Комиссия по рассмотрению дела №03-16/42-2014 не приняла довод филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» о том, что невыполнение мероприятий по технологическому присоединению заявителя в установленный договором срок, освобождает сетевую организацию от ответственности за невыполнение со своей стороны технических условий, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

Мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий заявителем.

Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, они должны выполняться сторонами приблизительно одновременно. Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Таким образом, нарушение договорных обязательств добросовестным заявителем, принимавшим меры для осуществления технологического присоединения, не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению.

16 февраля 2015 года по заявке гражданина от 13 февраля 2015 года был проведен совместный осмотр прибора учета, в справке – акте указано на выявленные нарушения, в связи с которыми прибор не допущен в эксплуатацию. Заявителем было направлено приглашение на повторную процедуру допуска (на 20 февраля 2015 года).

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела комиссия установила, что технологическое присоединение может быть завершено только после переноса обществом опоры.

Данные факты привели к тому, что на момент рассмотрения комиссией Карельского УФАС России дела №03-16/42-2014 о нарушении антимонопольного законодательства мероприятия по технологическому присоединению со стороны ответчика не были завершены, что привело к невозможности осуществления фактического присоединения объекта заявителя и получения электрической энергии на объекте.

Таким образом, ОАО «МРСК Северо-Запада» были совершены действия, которые признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Северо-Запада» установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 02 марта 2015 года, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

По факту совершения административного правонарушения определением от 05 мая 2015 года «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/33-2015 и проведении административного расследования» в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением ОАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить следующие сведения (информацию):

о сумме выручки, полученной ОАО «МРСК Северо-Запада» в 2013 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей Пряжинского муниципального района с разбивкой по категориям потребителей (физические, юридические лица);

- о сумме выручки производственного отделения «Южно-Карельские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», полученной в 2013 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах организационного обособленного района обслуживания электрических сетей указанным подразделением;

- о наличии обособленного энергорайона в Пряжинском муниципальном районе, в котором расположен участок заявителя кадастровый номер земельного участка 10:21:0120702:549 (с приложением технологических схем функционирования) и с указанием суммы выручки, полученной ОАО «МРСК Северо-Запада» в 2013 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах такого обособленного энергорайона;

- объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

Копия определения была направлена по адресу ОАО «МРСК Северо-Запада» и филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», согласно уведомлениям о вручении получена представителем общества по доверенности 07 мая и 14 мая 2015 года.

Запрошенную информацию ОАО «МРСК Северо-Запада» представило с сопроводительным письмом от 12 мая 2015 года №2/3/119-05/3314 (вх. от 14 мая 2015 года №2477).  

В данном письме ОАО «МРСК Северо-Запада» указало, что определить выручку по районам Республики Карелия или производственным отделениям филиала не представляется возможным, поскольку по данным уровням она не дифференцируется. При этом общество сообщило о наличии возможности отдельно определить объем оказанных услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки - в данном случае по центру питания, от которого осуществлено строительство распределительной сети для присоединения объекта заявителя к ТП-3214 Вашиково.

Кроме того, письмом от 20 мая 2015 года №МР2/3/119-06/3522 (вх. от 27 мая 2015 года №2737) ОАО «МРСК Северо-Запада» просило производство по делу №03-17/33-2015 прекратить в связи с тем, что Обществом подано заявление об оспаривании решения и предписания по делу №03-16/42-2014, мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя завершены.

В дополнение к раннее направленной информации о выручке за 2013 год, общество представило сведения о выручке за 2013 года по потребителям, Пряжинского муниципального района.

26 мая 2015 года в присутствии представителя филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» был составлен протокол об административном правонарушении. 

Определением от 26 мая 2015 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/33-2015» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 09 июня 2015 года в 14 часов 30 минут. Копия указанного определения получено представителем по доверенности филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» 29 мая 2015 года.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.  

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ОАО «МРСК Северо-Запада» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. 

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – Пряжинский муниципальный район. 

Время совершения административного правонарушения – 03 апреля 2014 года.

В силу части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушении, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер штрафа исчисляется в соответствии с требованиями, изложенными в примечании к указанной статье, в том числе с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Кроме того, для правильного расчета штрафа необходимо определить размер выручки и рынок, на котором совершено административное правонарушение.

В силу положений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок №220) проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и установлено, следующее. Временной интервал исследования определен с 02 октября 2013 года по 31 декабря 2014 года.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу статьи 3 Закона об электроэнергетике услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями Технических регламентов.

В пункте 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им нормативных положений Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Исходя из пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 10 Правил технологического присоединения договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

Таким образом, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, ввиду чего не составляют самостоятельного товарного рынка, а являются неотделимой частью рынка передачи электрической энергии. Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Главой III Порядка определенны услуги по передаче электрической энергии.

Как указано выше ОАО «МРСК Северо-Запада» допустило нарушение антимонопольного законодательства при оказании физическому лицу услуги по технологическому присоединению, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью товарного рынка оказания услуг по передаче электроэнергии. Следовательно, применительно к обстоятельствам настоящего дела исходной величиной для определения размера штрафа является выручка ОАО «МРСК Северо-Запада», полученная в 2013 году от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, то есть на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка. (пункт 4.1. Порядка №220).

Пунктом 4.7 главы IV Порядка №220 географические границы товарных рынков в сфере услуг субъектов естественных монополий определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъектов Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Между ОАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» и Улановым Д.С. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения дачного дома, расположенного в Пряжинском муниципальном районе, Республики Карелия, кадастровый номер земельного участка 10:21:0120702:549.  При этом из вышеуказанного договора следует, что технологическое присоединение должно было осуществить производственное отделение «Южно-Карельские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго».

Учитывая место совершения правонарушения, вышеуказанную информацию, представленную обществом к рассмотрению настоящего дела, с целью соблюдения принципов разумности и справедливости административного наказания географические границы товарного рынка по оказанию услуг по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Северо-Запада» в данном географическими границами вышеуказанного рынка принята административно – территориальная граница Пряжинского муниципального района.

В связи с тем, что деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению осуществляется по регулируемым тарифам размер штрафа может составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Из отчета о прибылях и убытках за 2013 год следует, что совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Северо-Запада» составляет 42 050 057 000,00 руб. При этом размер выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии физическим лицам за 2013 год в границах Пряжинского муниципального района составляет 4 209 817,36 руб.

С учетом требований санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ минимальный размер штрафа составляет 12629,45 руб. (0,003 * 4209817,36 руб.), максимальный размер штрафа – 126294,52 руб. (0,03 * 4209817,36 руб.). 

По настоящему делу в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность следует отметить факт прекращения правонарушения до вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении.

Таким образом, на основании части 2 статьи 14.31. КоАП РФ с учетом требований, изложенных в примечании к указанной норме размер штрафа составляет 55 253,86 руб. (((126294,52 - 12629,45)/2 +12629,45)-( (126294,52 - 12629,45)/8))

Вместе с тем санкцией статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее 100 000 руб.

Однако пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, и учитывая тот факт, что филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» осуществлено технологическое присоединение объекта заявителя общество может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов гражданина-потребителя, заключившего договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств и не получившего данную услугу в сроки, установленные договором и Правилами №861.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ОАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ОАО «МРСК Северо-Запада» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере   50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело №03-17/33-2015)

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Руководитель управления                                                                             А.Б. Пряхин

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны