Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-17/48-2017 об ... от 3 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 03-17/48-2017

об административном правонарушении

 

02 августа 2017 г.                                                                                                   г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Пряхин Артур Борисович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 03-17/48-2017, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лоухский Водоканал» (ОГРН: 1151001008146; ИНН: 1018003389; юридический адрес: 18660, РК, Лоухский р – он, пгт Лоухи, ул. Первомайская, д. 9; далее – ООО «Лоухский Водоканал», Общество) по факту нарушения требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года           № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении»), ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела законного представителя ООО «Лоухский Водоканал»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела законного представителя потерпевшего – МУП МО «Чупинского городского поселения» «Чупинский комбинат благоустройства»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление поступило заявление МУП МО «Чупинского городского поселения» «Чупинский комбинат благоустройства» (далее – управляющая организация) от 02 июня 2017 года № 502 (вх. от 16 июня 2017 года № 2892)  с жалобой на действия ООО «Лоухский Водоканал», связанные с отказом в установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения (далее – ОДПУ) в многоквартирных домах п. Чупа (далее – МКД), в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 19 июня 2017 года ООО «Лоухский Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица 02 июля 2015 года, ОГРН 1151001008146. Основным видом деятельности ООО «Лоухский Водоканал» является забор, очистка и распределение воды (код 36.00 ОКВЭД ОК 029-2014).

В соответствии с договором на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Лоухского муниципального района от 01 августа 2015 года № 10, заключенным между собственником муниципального имущества Администрацией Лоухского муниципального района (арендодатель) и ООО «Лоухский Водоканал» (арендатор), последнему передано в аренду имущество в целях обеспечения потребителей на территории Лоухского муниципального района услугами водоснабжения и водоотведения.

ООО «Лоухский Водоканал» устанавливаются тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение, поставляемые населению Лоухского муниципального района (постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2016 года № 188 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Лоухский Водоканал» на питьевое водоснабжение и водоотведение).

Из письма ООО «Лоухский Водоканал» от 07 июля 2017 года № 424 следует, что общество осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района с 01 августа 2015 года.

Следовательно, ООО «Лоухский Водоканал» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются ФЗ «Об энергосбережении», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения, и повышения энергетической эффективности.

Согласно положениям статьи 9 ФЗ «Об энергосбережении» государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов и проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Частью 5 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» предусмотрено, что до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с частью 9 названной нормы права с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно- техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. После 01 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их липом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Из документов, предоставленных с заявлением, следует, что многоквартирные дома п. Чупа не оборудованы общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения по настоящее время.

В письме от 06 марта 2017 года исх. № 92 ООО «Лоухский Водоканал», отвечая на обращение управляющей организации от 27 февраля 2017 года исх. № 129 об установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в МКД, указало следующее.

Действующим жилищным законодательством и ФЗ «Об энергосбережении» мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергоснабжении.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).

В соответствии с изменившимся законодательством обязанность по установке общедомовых приборов учета по водоснабжению возложена на управляющую организацию.

Необходимо отметить, что из вышеуказанного письма следует, что ООО «Лоухский Водоканал» было известно об отсутствии приборов учета воды, меры, направленные на своевременное оснащение объектов приборами учета воды общество не принимало.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что ООО «Лоухский Водоканал» после выявления факта нарушения установленных статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении» требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, обязано было произвести оснащение МКД приборами учета, однако данную обязанность не выполнило.

 

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Согласно части 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.  

По факту совершения административного правонарушения определением от 30 июня 2017 года «О возбуждении дела об административном правонарушении № 03-17/48-2017 и проведении административного расследования» в отношении ООО «Лоухский Водоканал» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования. Согласно почтовому уведомлению о вручении указанная корреспонденция получена представителем ООО «Лоухский Водоканал» 05 июля 2017 года.

В соответствии с указанным определением ответчику надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в адрес Карельского УФАС России следующие сведения (информацию) и документы:

- сведения о дате (периоде, начиная с которого Общество осуществляет водоснабжение многоквартирных домов п. Чупа);

- документы на объекты водоснабжения, расположенные в Лоухском муниципальном районе и используемые Обществом для водоснабжения многоквартирных домов п. Чупа;

- копии договоров, заключенных Обществом на водоснабжение многоквартирных домов в п. Чупа;

- перечень многоквартирных домов в п. Чупа, в отношении которых Общество осуществляет деятельность по водоснабжению в период 2016 – 2017 гг., с указанием сведений о наличии/отсутствии в многоквартирных домах приборов учета холодного водоснабжения, с приложением подтверждающих документов;

- о действиях, совершенных ООО «Лоухский Водоканал» по оснащению ОДПУ холодного водоснабжения вышеуказанных объектов, в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении»;

- в случае отсутствия в многоквартирных домах п. Чупа приборов учета холодного водоснабжения письменные пояснения о причинах непринятия мер по оснащению их приборами учета (со ссылками на нормативно – правовые документы);

- копии уведомлений (переписки) ООО «Лоухский Водоканал», направленных в управляющие компании или другие органы управления домами Лоухского муниципального района с информацией о необходимости установки ОДПУ;

- любые иные пояснения и документы необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

Следует отметить, что ООО «Лоухский Водоканал» с письмом от 07 июля 2017 года № 424 не предоставило ни одного уведомления или иных документов, направленных Обществом в управляющие компании или другие органы управления домами Лоухского муниципального района, с информацией о необходимости установки ОДПУ.

ООО «Лоухский Водоканал» предоставило договор ресурсоснабжения от 17 октября 2016 года № 1, заключенный между Обществом и МУП «Чупинский комбинат благоустройства», которое в свою очередь осуществляет управление многоквартирными домами п. Чупа. При этом ООО «Лоухский Водоканал» указало, что исходя из условий договора ресурсоснабжения, актов разграничения эксплуатационной и балансовой принадлежности, эксплуатационная ответственность Общества заканчивается у стены дома, а далее именно управляющая компания несет эксплуатационную ответственность и является исполнителем коммунальных услуг.

Кроме того, ООО «Лоухский Водоканал» полагает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354; далее – Правила) изданы во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ и подлежат приоритетному по сравнению с ФЗ «Об энергосбережении» применению к отношениям по учету коммунальных услуг, предоставленных потребителям в жилом или нежилом помещении, указывает на отсутствие обязанности по установке приборов учета. 

Относительно, предоставленных ООО «Лоухский Водоканал» пояснений необходимо отметить следующее.

С указанной позицией общества должностное лицо Карельского УФАС России не согласно, так как в конкретном случае общество соответствует критериям организации, предусмотренным частью 9 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении», поскольку осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, и сети общества имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно – технического оборудования МКД, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» оснащению приборами учета используемых ресурсов.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений частей 9, 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении», Правил и согласно вышеизложенному, следует, что обязанность по осуществлению деятельности по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения возложена на ресурсоснабжающую организацию и в данном случае на ООО «Лоухский Водоканал», которое, приступив к оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов п. Чупа с 01 августа 2015 года обязано было предпринять все меры по оснащению указанных МКД общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения. 

20 июля 2017 года в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола законного представителя ООО «Лоухский Водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 20 июля 2017 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/48-2017» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 01 августа 2017 года. Указанное определение и протокол получены ООО «Лоухский Водоканал» 26 июля 2017 года (согласно сведениям, с сайта Почты России – www.pochta.ru).

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «Лоухский Водоканал» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований Закона об энергосбережении в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Согласно пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», пункта 14 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лиц обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.

Материалами дела подтверждается тот факт, что ООО «Лоухский Водоканал» располагало информацией об отсутствии в МКД общедомовых приборов учета, однако Общество после выявления факта нарушения установленных статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении» требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета, не выполнило своей обязанности и не произвело оснащение МКД общедомовыми приборами учета.

Следует отметить, что срок, установленный ФЗ «Об энергосбережении» (до 01 июля 2013 года) не применим к ООО «Лоухский Водоканал», поскольку общество осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Лоухского муниципального района с 01 августа 2015 года. Вместе с тем, в части 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» установлено что после 01 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Таким образом, допущенное ООО «Лоухский Водоканал» административное правонарушение является длящимся, поскольку обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными приборами учета не окончилась после истечения, установленного ФЗ «Об энергосбережении», а возложена на ресурсоснабжающую организацию в соответствии с частью 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» и в настоящее время.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения является –Республика Карелия, Лоухский муниципальный район, п. Чупа.

Исходя из вышеизложенного, в действиях юридического лица - ООО «Лоухский Водоканал» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности, в том числе, учитывая положения пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10, согласно которым малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 12 статьи 9.1, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России Пряхин А.Б.,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Лоухский Водоканал» (ОГРН: 1151001008146; ИНН: 1018003389; юридический адрес: 18660, РК, Лоухский р – он, пгт Лоухи, ул. Первомайская, д. 9) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек. 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФ АС России)

Счет №40101810600000010006 Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело № 03-17/48-2017)

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны