Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/50-2018 об а... от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-17/50-2018, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; зарегистрированного 01.11.2006; адрес: ул. Новосулажгорская, дом 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013, далее – АО «ПСК», сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие  представителей АО «ПСК» и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

                                                                    

УСТАНОВИЛ:

          

Управление приняло к рассмотрению заявление <> (вх. от 25.04.2018 №1991, далее также заявительница) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении срока направления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к нему по заявке от 13.02.2018 (вх. АО «ПСК» №4581).

Заявительница просит провести проверку действий (бездействий) сетевой организации и привлечь виновных лиц к ответственности.

Из документов, приложенных к заявлению, следует, что <> подала в сетевую организацию заявку физического лица на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью свыше 15 кВт (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (вх. АО «ПСК» от 13.02.2018 №4581) о технологическом присоединении энергопринимающих устройств бани, расположенной по адресу: Сортавальский район, Сортавальское городское поселение, п.Рантуэ, кадастровый номер <>.

 Согласно заявке максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 150 кВт при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения – третья.

Из заявления <> следует, что на момент направления заявления в адрес Управления договор на осуществление технологического присоединения и технические условия к нему в ее адрес АО «ПСК» не направлены.

По результатам рассмотрения заявления определением от 07.05.2018 «О возбуждении дела об административном правонарушении №03-17/50-2018 и проведении административного расследования» в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования. Согласно уведомлению о вручении копия определения получена обществом 08.05.2018, <>, привлеченной к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшей – 15.05.2018.

В соответствии с указанным определением АО «ПСК» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

Письмом от 10.05.2018 №8322 (вх. от 11.05.2018 №2215) АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока предоставления информации.

Запрошенная информация предоставлена АО «ПСК» с сопроводительным письмом от 15.05.2018 №8604 (вх. от 15.05.2018 №2280), в котором сетевая организация пояснила, что согласно абзацу 2 части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») с 01.10.2017 в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электроэнергетики, также сетевая организация обязана полностью за свой счет осуществлять строительство «последней мили» (объектов электросетевого хозяйства от существующих сетей до присоединяемых объектов) в случае технологического присоединения объектов максимальной мощностью до 150 кВт (Приказ ФАС России от 28.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»).

Исходя из вышеуказанных изменений в настоящее время заявительница получила возможность обязать сетевую организацию присоединить объект до 150 кВт мощности на любой удаленности, не считаясь с затратами сетевой организации на строительство сетей, а в дальнейшем и на их эксплуатацию.

Таким образом, с учетом количества поступающих заявок от таких заявителей на их реализацию для сетевой компании формируется несоразмерно большой объем выпадающих доходов, которые должны включаться в тариф на передачу. Ограничение на предельный рост тарифов создает риск отказа регулирующего органа от включения этих расходов в полном объеме в тариф. В силу необходимости подключения объектов с небольшим объемом потребления электроэнергии, для всех потребителей в регионе будут формироваться предельные или сверхпредельные тарифы на электроэнергию, это означает, что все потребители электроэнергии в регионе будут оплачивать многомилионные затраты на подключение объектов отдельных заявителей.

С учетом вышеописанной ситуации АО «ПСК» обращалось к руководителю Карельского УФАС (исх. от 25.12.2017 №2228) о направлении обращения в Федеральную антимонопольную службу России, а также письмом от 20.02.2018 № 09-718 в Министерство энергетики Российской Федерации, последние сообщили, что в настоящее время подготовлены соответствующие предложения поправок в федеральное законодательство, которые будут представлены на обсуждение в установленном порядке к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим, АО «ПСК» ввиду возникших на практике проблем по реализации технологического подключения такого рода заявителей и до принятия вышеуказанных изменений в действующее законодательство, рассмотрение заявки <> отложено.

Изучив представленные заявителем и АО «ПСК» документы, требования нормативных правовых актов необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения, пункт 2 которых распространяет действие правил на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедур технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В силу пункта 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

При этом договор об осуществлении технологического присоединения является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 15 Правил технологического присоединения регламентирует сроки направления проекта договора о технологическом присоединении и технических условий заявителю. Так, в отношении заявителей, не указанных в пунктах 12(1) (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно) и 14 (физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) Правил технологического присоединения, а также не осуществляющих технологического присоединения по индивидуальному проекту, срок для направления проекта договора составляет 30 дней со дня получения заявки заявителя (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2013 №691, действовавшей на момент подачи заявки заявителем).

Таким образом, Правилами технологического присоединения строго регламентирован порядок и условия заключения договора на осуществление технологического присоединения объекта по заявке заявителя. При этом вышеуказанный срок направления договора и технических условий является императивным.

Из представленных документов следует, что в установленный срок до 16.03.2018 проект договора о технологическом присоединении объекта заявителя, с техническими условиями АО «ПСК» не направило.

Вышеуказанное свидетельствует о нарушении АО «ПСК» Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Следовательно, АО «ПСК» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

АО «ПСК» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 12.10.2016 по делу №03-17/41-2016 – штраф 110 000 руб., постановление от 24.11.2016 по делу №03-17/33-2016 – штраф 150 000 руб.), а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 07.04.2017 по делу №03-17/27-2017 – штраф 600 000 руб., постановление от 01.11.2017 №03-17/71-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 02.06.2017 по делу №03-17/33-2017 – штраф 300 000 руб., постановление от 04.07.2017 по делу №03-17/36-2017 штрафы снижены в соответствии с нормами КоАП РФ, постановление от 24.08.2017 по делу №03-17/55-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 05.09.2017 по делу №03-17/57-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 30.08.2017 по делу №03-17/58-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 25.10.2017 по делу №03-17/67-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 01.11.2017 по делу №03-17/71-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 10.11.2017 по делу №03-17/72-2017 – штраф 650 000 руб., постановление от 14.11.2017 по делу №03-17/76-2017 – штраф 650 000 руб.) в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного 05.06.2018 был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие представителей АО «ПСК» и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени составления протокола.

Определением от 05.06. 2018 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/50-2018» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 19.06.2018.

Согласно почтовому уведомлению о вручении указанная корреспонденция получена АО «ПСК» 09.06.2018.

По информации, размещенной в сети Интернет на официальном сайте «Почта России» в разделе «отслеживание почтовых отправлений» <> получила вышеуказанную корреспонденцию 13.06.2018.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – ул. Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 16.03.2018.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены. При этом как указано выше, в связи с повторностью совершения данного нарушения подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом неоднократного привлечения АО «ПСК» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной нормы (600 000 руб.), отсутствием смягчающих вину обстоятельств, не прекращением административного правонарушения до рассмотрения дела (договор на технологическое присоединение объекта заявителя сетевой организацией не направлен) должностное лицо Карельского УФАС России полагает возможным наложить штраф в размере 650 000 руб.

Частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Однако, с учетом неоднократного виновного бездействия общества должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что исключительные обстоятельства, позволяющие признать, что АО «ПСК» заслуживает меньшую ответственность, чем предусмотрено санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствуют.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовали следующие причины и условия: принятие АО «ПСК» решения об отложении вопроса по рассмотрению заявки заявительницы без наличия на то законных оснований, что повлекло нарушение требований Правил технологического присоединения в части исполнения обязательств по направлению договора и технологических условий, нарушение прав <> на своевременное технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств здания бани, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, п. Рантуэ, земельный участок <>.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

           1. Наложить на юридическое лицо – АО «ПСК» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

           2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

             Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №03-17/50-2018).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны