Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/66-2015 о... от 12 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/66-2015

об административном правонарушении

 

08 октября 2015 г.                                                                                                  г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №03-17/66-2015, возбужденного в отношении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (пл. Конституции, д. 3, лит. А, г. Санкт-Петербург; ул.Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ОАО «МРСК Северо-Запада», ПАО «МРСК Северо-Запада», филиал «Карелэнерго»; ОГРН 1021000511014, ИНН 1001000012, дата регистрации 23 августа 2002 года) по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела законного представителя ПАО «МРСК Северо-Запада»,

в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности – Б.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 25 мая 2015 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/10-2015 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада», являющегося субъектом естественной монополии и занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов Л. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств.

Основанием для принятия комиссией Карельского УФАС России соответствующего решения послужило поступившее 17 июля 2014 года (вх. №3766) из Прокуратуры Республики Карелия заявление Л. с жалобой на действия ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения ее дачного дома по адресу: Лоухский район, 19 км автодороги Лоухи-Кестеньга, СОТ «Сампо».

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Применительно к положениям части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» ПАО «МРСК Северо-Запада» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, действовавшей в период заключения договора, следует, что для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон, то срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год.

Из имеющихся в материалах дела №03-16/10-2015 документов следует, что между сетевой организацией и Л. заключен договор на осуществление технологического присоединения от 22 апреля 2011 года №405к/11 (далее – договор), в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения дачного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, 19 км автодороги Лоухи – Кестеньга, СОТ «Сампо».

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев с даты его заключения. Подписанный заявителем договор поступил в сетевую организацию 29 апреля 2011 года, что в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения является датой заключения договора. Дополнительным соглашением от 05 апреля 2012 года №405К/11 к договору срок оказания услуги продлен до 01 декабря 2012 года; дополнительным соглашением от 21 марта 2013 года №405К/11-02 – до 31 декабря 2013 года. Таким образом, сетевая организация обязана была осуществить технологическое присоединения дачного дома Л. до 31 декабря 2013 года (на момент вынесения настоящего решения технологическое присоединение не осуществлено).

В соответствии с пунктом 10 договора плата за технологическое присоединение определена в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Карелия №25 от 28 апреля 2006 года и составляет 150 343 (сто пятьдесят тысяч триста сорок три) рубля 80 копеек. 27 апреля 2011 года Л. произвела оплату за технологическое присоединение в полном объеме.

Техническими условиями от 22 апреля 2015 года №405К/11-01 (далее – технические условия) предусмотрено, что сетевая организация помимо прочего осуществляет: строительство ВЛ-10 кВ Л-57-11 от ПС-57 «Сосновый» до центра нагрузок с использованием пропитанных антисептиком деревянных опор и изолированного провода расчетного сечения; строительство ЛЭП-0,4 кВ (кабельную или воздушную) от РУ-0,4 кВ монтируемой ТП до земельного участка; весь комплекс работ по проведению межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка под строительство ВЛ-10 кВ и установку ТП-10/0,4 кВ.

Заявитель в свою очередь осуществляет: монтаж ввода проводом СИП или кабелем расчетного сечения от опоры проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 Л-57-11 до ВУ объекта; монтаж герметичного вводного устройства (ВУ) с однофазным вводным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком прямого включения класса точности 1,0, приспособлением для пломбирования до группы учета; монтаж контура защитного заземления ВУ; монтаж от ВУ до ВРУ объекта кабеля расчетного сечения.

Пунктом 10.1.2 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10,04 Л-57-11 СОТ «Сампо».

Материалами дела №03-16/10-2015 подтверждается, что Л. выполнила возложенные на нее обязательства в полном объеме. Так, Актом осмотра (обследования) энергопринимающих устройств от 10 февраля 2014 года №405К/1 подтверждается, что технические условия выполнены в полном объеме, а вводные энергопринимающие устройства отвечают требованиям ПУЭ; замечаний (нарушений), препятствующих допуску в эксплуатацию участка сети до вводного устройства (узла учета) не выявлено.

Кроме того, Л. неоднократно обращалась в адрес ОАО «МРСК Северо-Запада» с просьбой проинформировать о ходе выполнения работ по договору. Так, на обращение Л. от 17 января 2014 года ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 13 февраля 2014 года №102-18/1299 сообщило, что подготовлен полный пакет документов на выполнение строительно-монтажных работ по строительству распределительной сети 10/0,4 кВ в Лоухском районе, СОТ «Сампо» для выполнения технологического присоединения. Лимитная стоимость строительно-монтажных работ объекта оставляет 33 973 400 руб. без НДС. Плата по договору в размере 150 343 руб. не покрывает требуемые капитальные вложения; ОАО «МРСК Северо-Запада» определяет недостающий источник финансирования строительно-монтажных работ. После проведения конкурсных процедур срок выполнения строительно-монтажных работ по инвестиционному проекту составит девять месяцев с момента заключения договора подряда.

На письмо Л.. от 20 мая 2014 года ОАО «МРСК Северо-Запада» письмом без даты и номера сообщило об исключении из инвестиционной программы расходов по строительству распредсети 10/0,4 кВ, Лоухский район, СОТ «Сампо».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России о причинах неисполнения обязательств по технологическому присоединению, сетевая организация письмом от 12 августа 2014 года №119-05/5436 (вх. №4244) сообщила, что для выполнения условий договора требуется строительство ВЛ-10 кВ - 15,8 км; установка КТП 10/0,4 кВ 400 кВА; строительство ВЛ-0,4 кВ - 0,664 км. Срок выполнения работ с учетом дополнительных соглашений до 31 декабря 2013 года. В результате было сформировано техническое задание на выполнение строительно- монтажных работ по инвестиционному проекту «Строительство распредсети 10/0,4 кВ, Лоухский район, СОТ «Сампо». Цена закупки: 33 973 396,51 руб. (без НДС).

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Расходы сетевой организации по договору в сумме 33,97 млн. руб. (дефицит средств на реализацию технологического присоединения) на реконструкцию и развитие необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства не вошли в состав платы по договору (150 тыс. руб.), данные расходы подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Сооружение новых линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Северо-Запада» должно производить в соответствии с инвестиционной программой, которая формируется органами государственной власти в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 года №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее – постановление №977).

Данное постановление принято во исполнение статей 21, 23 ФЗ «Об электроэнергетике», им введены в действие Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия в соответствии с постановлением №977 утверждает инвестиционную программу электросетевой организации с указанием конкретных объектов строительства.

Приказом Министра строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия от 27 сентября 2013 года №43 работы по технологическому присоединению по договору №405к/11 от 22 апреля 2011 года были включены в инвестиционную программу филиала «Карелэнерго» на 2014 год с источником финансирования – тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год с источником финансирования – тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.

Приказом №60 от 30 апреля 2014 года и.о. Министра строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия была утверждена новая инвестиционная программа филиала «Карелэнерго» на 2012 – 2017 гг.

В данной программе расходы на строительство распредсети 10/0,4 кВ, Лоухский район, СОТ «Сампо» перераспределены на реализацию инвестиционных проектов, направленных на снижение дефицита мощностей на подстанциях, обеспечивающих электроснабжение г. Олонец и г. Лахденпохья.

Правительство Республики Карелия определило, что реконструкция указанных подстанций, необходимая для надежного электроснабжения двух районных центров республики, является более приоритетной по отношению к присоединению одного дачного дома к сетям электроснабжения со стоимостью мероприятий в размере 33 973 396,51 руб. (без НДС), поскольку в первом случае речь идет об обеспечении качества электроснабжения населенных пунктов, численностью 16,5 тыс., а также иных категорий потребителей.

Необходимость выполнения мероприятий по ПС-41 «Олонец» и ПС-34 «Лахденпохья» подтверждается актами осмотров, проведенных совместно с представителями Ростехнадзора.

Изменение инвестиционной программы вызвано, в том числе недополучением необходимых средств для осуществления ранее утвержденной инвестиционной программы вследствие наличия у ОАО «МРСК Северо-Запада» нескомпенсированных выпадающих доходов за 2012-2013 гг., связанных со снижением энергопотребления ОАО «СУАЛ» филиал «НАЗ- СУАЛ» и ОАО «Кондопога», а также несбалансированности тарифно-балансовых решений в отношении филиала на 2014 год.

Необходимая валовая выручка ОАО «МРСК Северо-Запада» на содержание электрических сетей (без учета оплаты потерь) в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20.12.2013 №392 на 2014 год составляет 3 995,7 млн. руб., с учетом оплаты потерь - 4 519,7 млн. руб.

Сбор необходимой валовой выручки ОАО «МРСК Северо-Запада» по утвержденным единым (котловым) и индивидуальным тарифам на передачу электрической энергии в 2014 г. составляет 3 725,2 млн. руб.

Недостаток НВВ по сравнению с утвержденной величиной - 794,5 млн. руб.

Кроме этого, при тарифном регулировании на 2014 год Госкомитетом не учтены экономически обоснованные расходы филиала «Карелэнерго» в размере 906,9 млн. руб. По данным позициям ОАО «МРСК Северо-Запада» в настоящее время проходит процедуру досудебного рассмотрения спора в ФСТ России.

В связи со снижением электропотребления ОАО «СУАЛ» филиал «НАЗ-СУАЛ» и ОАО «Кондопога» по сравнению с величиной, учтенной Госкомитетом при регулировании на 2012 г. и 2013 г., у ОАО «МРСК Северо-Запада» возникли выпадающие доходы в размере 1029 млн. руб., которые не были скомпенсированы в тарифных решениях. В итоге деятельность предприятия по оказанию услуг по передаче электрической энергии является убыточной.

Экономическое состояние электросетевого комплекса республики не позволяет реализовать долгосрочную инвестиционную программу в предусмотренном долгосрочными параметрами регулирования объеме, в том числе работы по технологическому присоединению по договору Л.

Перечисленные объективные обстоятельства вынудили Правительство Республики Карелия в условиях недополучения финансовых средств и снижения выручки ОАО «МРСК Северо-Запада» из-за уменьшения энергопотребления изменить инвестиционную программу и сократить приоритетные проекты в электроэнергетике республики с учетом экономики региона, финансового положения филиала «Карелэнерго» и интересов потребителей.

По мнению ОАО «МРСК Северо-Запада», о добросовестности поведения Общества также свидетельствует то, что оно выполнило значительную часть мероприятий по договору (землеустроительные работы, ПИР), приняло меры для включения расходов на строительство в инвестиционную программу. Дальнейшее выполнение мероприятий стало невозможно ввиду их исключения из инвестиционной программы ОАО «МРСК Северо-Запада» на 2012-2017 гг.

На это указано в письме Минстроя от 29.05.14 г. по вопросу законодательного запрета на осуществление проектов, не включенных в инвестиционную программу сетевой организации.

Не завершение сетевой организацией работ по технологическому присоединению вызвано объективными обстоятельствами. Действия ОАО «МРСК Северо-Запада» направлены на исполнение действующего законодательства, в том числе утвержденной в установленном законом порядке инвестиционной программы, решения регулирующего органа в области установления цен (тарифов), а также на защиту интересов широкого круга лиц - потребителей Республики Карелия.

По вопросу взимания платы по договору ОАО «МРСК Северо-Запада» сообщил, что при наличии инвестиционной составляющей в договоре технологического присоединения инвестиционный проект в составе Долгосрочной инвестиционной программы финансируется за счет инвестиционной составляющей (при ее достаточности) либо за счет двух источников - инвестиционной составляющей платы за технологическое присоединение и тарифного источника при ее дефиците - тариф на услуги по передаче электрической энергии. В данном случае для присоединения объекта заявителя необходима реализация инвестиционного проекта по строительству BJ1-10 кВ - 15,8 км; установке КТП 10/0,4 кВ 400 кВА; строительству BJI-0,4 кВ - 0,664 км.

Таким образом, финансирование работ по подключению Л. осуществляется за счет средств инвестиционной программы (тарифа на услуги по передаче электроэнергии) и платы за технологическое присоединение.

Помимо указанного, ОАО «МРСК Северо-Запада» в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства пояснило, что с момента заключения договора непрерывно выполнял его условия. Для соблюдения императивно установленного срока осуществления технологического присоединения ОАО «МРСК Северо-Запада» пришлось бы нарушить земельное, градостроительное законодательство, законодательство в сфере электроэнергетики и тарифообразования, проведения закупок отдельными видами юридических лиц. Сетевая организация в равной мере обязана руководствоваться указанными нормами права, а также осознавать последствия строительства линейных объектов в отсутствие выделения земельных участков для строительства, постановки их на кадастровый учет и оформления правоустанавливающих документов, не проведения конкурсных процедур в нарушение Закона №223-Ф3, несоблюдения нормативных и технических требований при строительстве источника повышенной опасности - электрических сетей.

Вместе с тем при рассмотренных обстоятельствах, учитывая, что изменение инвестиционной программы не может служить основанием для неисполнения предусмотренных договором обязательств, комиссия Карельского УФАС России признала в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».   

В силу части 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства ОАО «МРСК Северо-Запада» установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 25 мая 2015 года, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

По факту совершения административного правонарушения определением от 31 августа 2015 года «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/66-2015 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить следующую информацию:

сведения о сумме выручки, полученной ПАО «МРСК Северо-Запада» в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей Лоухского муниципального района, с разбивкой по категориям потребителей (физические, юридические лица);

объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.  

Копия определения была направлена по адресу ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 31 августа 2015 года №03-17/66-2015/3725 (получено ПАО «МРСК Северо-Запада» 10 сентября 2015 года; филиалом «Карелэнерго» - 02 сентября 2015 года).

Запрошенную информацию ПАО «МРСК Северо-Запада» представило с сопроводительным письмом от 04 сентября 2015 года (вх. от 09 сентября 2015 года №4686). Кроме того, сетевой организацией были предоставлены сведения о сумме выручки в 2014 году от оказания услуг по передаче электрической энергии по потребителям, расположенным в границах энергорайона (центр питания – ТП-22 Лоухи) со схемой самого энергорайона.

24 сентября 2015 года в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола законного представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 24 сентября 2015 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/66-2015» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 08 сентября 2015 года 15 часов 00 минут. Указанное определение получено ПАО «МРСК Северо-Запада» 01 октября 2015 года, филиалом «Карелэнерго» - 28 сентября.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.  

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. 

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Лоухский муниципальный район.

Время совершения административного правонарушения – 01 января 2014 года.   

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер штрафа исчисляется в соответствии с требованиями, изложенными в примечании к указанной статье, в том числе с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

В связи с тем, что деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению осуществляется по регулируемым тарифам, размер штрафа может составлять трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Согласно данным отчета о прибылях и убытках за 2014 год совокупный размер суммы выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» составляет 44261639000 руб., выручка от оказания населению услуг по передаче электрической энергии в границах энергорайона (центр питания ТП-22 Лоухи) составляет 11303,15 рублей.  

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является принятие надлежащим мер в целях исполнения предписания антимонопольного органа; отягчающим обстоятельством признается повторное нарушение антимонопольного законодательства.

Таким образом, минимальный размер административного штрафа составляет 33,9 рублей (0,003 от 11303,15), максимальный – 339,09 рубля (0,03 от 11303,15)

С учетом пункта 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер штрафа составляет 33,9 + (339,09 – 33,9)/2) – (339,09 – 33,9)/8) + (339,09 – 33,9)/8) = 186,5 рублей.

Вместе с тем в соответствии с санкцией статьи 14.31 КоАП РФ размер штрафа не может быть менее 100 000 рублей. Однако пунктом 3.2 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

С учетом изложенного, учитывая тот факт, что филиалом Карелэнерго предприняты надлежащие меры в целях осуществления электроснабжения дома Л., а также и социальную значимость общества на территории Республики Карелия, ПАО «МРСК Северо-Запада» может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов гражданина-потребителя, обратившегося с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, гражданин-потребитель является экономически слабой стороной в данных правоотношениях. В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции», статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело №03-17/66-2015)

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления           

Связанные организации

Связанные организации не указаны