Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-17/69-2017 об ... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 03-17/69-2017

об административном правонарушении

 

29 ноября 2017 г.                                                                                                    г. Петрозаводск

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Пряхин Артур Борисович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 03-17/69-2017, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751; площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург; дата регистрации – 23 декабря 2004 года) в лице филиала ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, Общество, ответчик) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности от 15 декабря 2015 года № 19 «…»,

в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения материалов дела потерпевшей – «…»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

26 сентября 2017 в Управление поступило заявление «…», направленное Прокуратурой г. Петрозаводска с письмом от 19 сентября 2017 года № 1р-2017 (вх. № 4516), с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 31 января 2017 года № 34-00047П/17 (далее – договор).

Из заявления «…» следует, что мероприятия по заключенному договору сетевой организацией не выполнены. При этом к заявлению была приложена только первая страница договора.

По факту совершения административного правонарушения определением от 29 сентября 2017 года «О возбуждении дела об административном правонарушении                    № 03-17/69-2017 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ «…» привлечена в качестве потерпевшей по делу об административном правонарушении № 03-17/69-2017.

В соответствии с указанным определением ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения, потерпевшей стороне предоставить письменные пояснения о том какой имущественный и/или моральный вред причинен вследствие бездействия ПАО «МРСК Северо-Запада» в процессе исполнения договора технологического присоединения, с приложением подтверждающих документов (при наличии).  

Запрошенную информацию ПАО «МРСК Северо-Запада» предоставило с сопроводительным письмом от 09 октября 2017 года № МР2/3/119-07/8230 (вх. от 12 октября 2017 года № 4747), в котором сообщило антимонопольному органу, что по состоянию на 09 октября 2017 года уведомление заявителя о выполнении технических условий в сетевую организацию не поступало, отметив при этом, что рассматриваемое дело возбуждено по заявлению «…» до наступления срока исполнения обязательств по договору.

Из документов, предоставленных сетевой организацией следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и «…» заключен договор, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: «…».

Согласно пункту 4 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Договор считается заключенным 30 марта 2017 года, так как подписанный со стороны заявительницы экземпляр договора получен сетевой организацией в указанную дату (вх. от 30 марта 2017 года № б/н).

Таким образом, срок осуществления технологического присоединения истек 30 сентября 2017 года.

В соответствии с условиями пункта 3 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб. (пункт 11 договора).

Техническими условиями от 23 января 2017 года № 34-00047П/17 (далее – технические условия) предусмотрено, что сетевая организация должна выполнить следующие мероприятия: усиление существующей электрической сети, строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ. на деревянных пропитанных опорах проводом СИП расчетного сечения от ответвительной опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-3202 Л-1 до границ земельного участка заявителя.

В пункте 8 технических условий указано, что точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-3202 Матросы ул. Первомайская, Л-1; максимальная мощность 15 кВт.

Относительно выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта Общество сообщило, что строительство линейного ответвления осуществляется в рамках инвестиционного проекта: «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП-3202 с устройством линейного ответвления в п. Матросы», реализация которого включена в инвестиционную программу филиала «Карелэнерго» на 4 квартал 2017 года.

ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 10 ноября 2017 года (исх. № МР2/3-52/135/3953) направлены в адрес заявительницы документы о технологическом присоединении объекта «…» для их подписания: акт от 10 ноября 2017 года         № 34-00047П/17-001 об осуществлении технологического присоединения; акт от 30 октября 2017 года № 34-00047П/17-001 о выполнении технических условий; акт от 30 октября 2017 года № 34-00047П/17 допуска в эксплуатацию, проверки (плановой/внеплановой), прибора учета/измерительного комплекса. 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года       № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике») целями государственного регулирования безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения действие настоящих правил распространяется  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности  не может превышать 6 месяцев.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций.

Как указано выше, из документов, полученных в ходе рассмотрения следует, что в соответствии с пунктом 4 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, договор подписан сторонами и вступил в законную силу.

Заявительница с заявлением не предоставила доказательств выполнения со своей стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями.

Вместе с тем, при неисполнении обязательств заявителем сетевая организация не освобождается от обязанности выполнения обязательств, со своей стороны.

Таким образом, сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (если им выполнены подпункты «а» и «б» пункта 7 Правил технологического присоединения), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» пункта 7 Правил технологического присоединения в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения).

Из представленных документов следует, что мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, ПАО «МРСК Северо-Запада» не выполнены в установленный срок.

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления установлено, что в технические условия для присоединения к электрическим сетям от 30 ноября 2016 года № 34-02570П/16-001 (далее – ТУ) включены обязательства заявителя, противоречащие Правилам технологического присоединения, а именно:

 пункт 12.1.3 ТУ – При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя и филиала ПАО «МРСК Северо – Запада» прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. В этом случае предоставить однолинейную схему с указанием элементов линейного объекта (включая ВРУ) для расчета потерь электрической энергии на участке электрической сети от точки присоединения линейного объекта к питающей ВЛ – 0,4 кВ до места установки узла учета;

пункт 12.1.4 ТУ – Расчет потерь электрической энергии на участке электрической сети от точки присоединения линейного объекта к питающей ВЛ – 0,4 кВ до места установки узла учета (в случае установки узла учета не на границе раздела балансовой принадлежности электроустановок) согласовать в службе учета электроэнергии ПО ЮКЭС, при условии выполнения пункта 12.1.3 настоящих технических условий;

пункт 12.1.10 ТУ – К прибору учета должен быть обеспечен свободный доступ представителям филиала ПАО «МРСК Северо – Запада», представителям гарантирующего поставщика электрической энергии (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) для снятия показаний и проверки правильности работы прибора учета;

пункт 12.1.11 ТУ – Прибор учета разместить в отдельный запирающийся шкаф наружного исполнения со степенью защиты от проникновения воды и посторонних предметов соответствующий IP54 по ГОСТ 14254-96;

пункт 12.1.12 ТУ – Конструкция и размер шкафа должны обеспечивать: Удобство обслуживания прибора учета, на высоте от земли (пола) до коробки зажимов счетчика в пределах 0,8-1,7 метра (п. 1.5.29 Правил устройства электроустановок); Возможность установки и съема прибора учета с лицевой стороны; Возможность опломбирования с целью невозможности несанкционированного доступа к прибору учета, вводному коммутационному аппарату; Металлический шкаф (щит) учета подлежит заземлению;

пункт 12.1.13 ТУ – Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 Вольт установить на расстоянии не более 10 метров до прибора учета трехфазный коммутационный аппарат с тепловым и электромагнитным расцепителями, номинальным рабочим током не более 25 А, выбранным согласно величине заявляемой максимальной мощности (требования п. 1.5.36 Правил устройства электроустановок) с возможностью опломбировки. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета;

пункт 12.2.1 ТУ – До ввода в работу измерительного комплекса предъявить для проверки правильности включения и пломбирования в Службу учета электроэнергии ПО ЮКЭС.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.

Пунктом 25(1) Правил технологического присоединения перечислены требования, которые должны быть указаны в обязательном порядке сетевой организацией в выдаваемых технических условиях. Приведенный перечень является закрытым, поэтому Общество не вправе дополнять его иными, не упомянутыми в нем требованиями.

Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Порядок определения потерь в электрических сетях и оплата этих потерь предусмотрены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 861).

В силу пункта 50 названных Правил размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Абзацем 1 пункта 144 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Основные положения № 442) определено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Из абзаца 2 пункта 144 Основных положений № 442 следует, что в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.

Таким образом, как следует из вышеуказанных норм права расчет величины потерь электрической энергии, должен осуществляться сетевой организацией.

Необходимо отметить, что Правила технологического присоединения, а также Основные положения № 442 не содержат требований о предоставлении заявителем однолинейной схемы для расчета потерь электрической энергии, в том числе о необходимости согласования расчета потерь электрической энергии на участке электрической сети в случае установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности объектов заявителя и сетевой организации.

Кроме того, предъявление к заявителю требований о выполнении пунктов 12.1.10, 12.1.11, 12.1.12, 12.1.13, 12.2.1 ТУ противоречит нормам действующего законодательства в силу следующего.

Включение сетевой организацией вышеуказанных пунктов в ТУ противоречит требованиям Правил устройства электроустановок (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок»), поскольку исполнение условий рассматриваемых пунктов обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таким образом, требования Правил устройства электроустановок не применимы для заявителей, являющихся физическими лицами.

Определением от 23 октября 2017 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении № 03-17/69-2017» (далее – Определение) срок проведения административного расследования был продлен до 29 ноября 2017 года.

В соответствии с указанным Определением ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в адрес Карельского УФАС России правовые основания включения в ТУ требований  по осуществлению заявителем обязательств, противоречащих Правилам технологического присоединения (пункты 12.1.10, 12.1.11, 12.1.12, 12.1.13, 12.2.1 ТУ); типовые технические условия для физических лиц, подавших заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, с документом их утвердившим (приказ, распоряжение и т.п.).

ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 27 октября 2017 года                                  № МР2/3/119-07/8915 предоставило дополнительные пояснения по делу об административном правонарушении № 03-17/69-2017, в которых указало, что включение пунктов 12.1.10, 12.1.11, 12.1.12, 12.1.13, 12.2.1 в ТУ к договору уже было предметом рассмотрения административного дела № 03-17/49-2017 по жалобе «…»

Постановлением от 30 июля 2017 года о наложении штрафа по делу № 03-17/49-2017 об административном правонарушении Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По данному делу ПАО «МРСК Северо-Запада» в письме от 13 июля 2017 года                                  № МР2/3/119-07/5683 поясняло, что сетевая организация исключила требования перечисленные в пунктах 12.1.10, 12.1.11, 12.1.12, 12.1.13 ТУ из технических условий «…», а также утвердила типовые технические условия для руководства в работе по технологическому присоединению с учетом позиции Карельского УФАС России.

ПАО «МРСК Северо-Запада» также сообщило, что договор с «…» был заключен ранее утверждения новых технических условий в новой редакции.

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием с приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Данный пункт предоставляет заявителю право не подписывать договор или заявить сетевой организации возражения о приведении проекта договора в соответствии Правилами технологического присоединения.

Договор подписан «…» без возражений и замечаний, в том числе по мероприятиям, предусмотренным для заявителя техническими условиями.

До настоящего момента уведомления о выполнении ТУ в сетевую организацию от «…» не поступало, ПАО «МРСК Северо-Запада» не отказывало заявителю в выдаче акта осмотра по причине несоответствия мероприятий техническим условиям.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями к договору, со стороны сетевой организации выполнены в полном объеме. Завершение технологического присоединения полностью зависит от действий заявителя.

По мнению ПАО «МРСК Северо-Запада», основанному на положениях пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит прекращению поскольку Общество уже привлечено к административной ответственности в виде штрафа (дело № 03-17/49-2017) за включение в ТУ требований к мероприятиям заявителя, противоречащих Правилам технологического присоединения.

Относительно вышеприведенной позиции ПАО «МРСК Северо-Запада» необходимо отметить, что каждый факт по включению в договор об осуществлении технологического присоединения и технические условия, являющиеся его неотъемлемой частью, обязательств заявителя не предусмотренных Правилами технологического присоединения, является самостоятельным оконченным правонарушением.  

В рамках дела об административном правонарушении № 03-17/49-2017, на которое ссылается сетевая организация, установлено правонарушение в связи с включением в ТУ, являющиеся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с «…», обязательств, противоречащих Правилам технологического присоединения.

В рамках настоящего дела рассматривается правонарушение, по включению в ТУ, выданные с договором об осуществлении технологического присоединения «…», обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Включив в каждые выданные заявителям ТУ обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения, Общество совершило самостоятельные, оконченные административные правонарушения, за каждое из которых Общество подлежит привлечению к административной ответственности по правилам статьи 4.4 КоАП РФ.

Касательно не направления заявителем уведомления о выполнении им технических условий в адрес Общества необходимо отметить следующее.

Как указано выше при неисполнении обязательств заявителем сетевая организация не освобождается от обязанности выполнения условий договора, со своей стороны.

Таким образом, сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре (если им выполнены подпункты «а» и «б» пункта 7 Правил технологического присоединения), должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах «в» - «г» пункта 7 Правил технологического присоединения в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт «б» пункта 16 Правил технологического присоединения).

Из материалов дела следует, что ПАО «МРСК Северо-Запада» к установленному договором сроку не выполнило со своей стороны мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные ТУ.

Кроме того, указав в письме от 27 октября 2017 года № МР2/119-07/8915 на факт выполнения мероприятий по технологическому присоединению со своей стороны ПАО «МРСК Северо-Запада», не предоставило документы, подтверждающие выполнение мероприятий содержащихся в ТУ, а также сведений о дате выполнения мероприятий по технологическому присоединению.   

Относительно довода ПАО «МРСК Северо-Запада» о принятии решения о возбуждении дела до наступления срока исполнения обязательств должностное лицо отмечает.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как разъяснено в абзаце 3 подпункта а) пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Настоящее дело было возбуждено определением от 29 сентября 2017 года на основании заявления «…», в котором было указано на неисполнение обязательств по технологическому присоединению принадлежащих ей энергопринимающих устройств к электрическим сетям. В связи с тем, что к заявлению была приложена лишь одна страничка договора об осуществлении технологического присоединения было принято решение о возбуждении дела и проведении административного расследования. 

В рамках административного расследования, проведённого по настоящему делу, получены документы, свидетельствующие о невыполнении к установленному сроку мероприятий по технологическому присоединению со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада», а также по включению в технические условия обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что сетевая организация и не планировала соблюдать срок установленный договором, поскольку исполнение обязательств по нему включило в инвестиционный проект со сроком реализации в 4 квартале 2017 года.

14 ноября 2017 года в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 14 ноября 2017 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/69-2017», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 28 ноября 2017 года в 11 часов 30 минут (дата входящего ПАО «МРСК Северо-Запада» 15 ноября 2017 года).

Определением от 14 ноября 2017 года «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении № 03-17/69-2017» «…» надлежало в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Карельское УФАС России доказательства выполнения технических условий с ее стороны с указанием конкретных мероприятий.

Определение потерпевшей не получено (согласно сведениям с сайта Почты России – www.pochta.ru почтовое отправление по адресу регистрации «…» не получено, отметка «неудачная попытка вручения»).   

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, «…» считается, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела № 03-17/69-2017 об административном правонарушении.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года                 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года № 191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.  

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. При таких обстоятельствах ПАО «МРСК Северо-Запада» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, по статье 9.21 КоАП РФ.

Так, ПАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления от 23 сентября 2016 года по делам № 03-17/34-2016, № 03-17/35-2016, № 03-17/39-2016 и № 03-17/40-2016 по каждому штраф по 55 тыс. руб.; постановление от 13 октября 2016 года  по делу № 03-17/38-2016 – штраф 60 тыс. руб.), а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления от 19 октября 2016 года по делу № 03-17/37-2016 – штраф 300 тыс. руб.; постановления от 15 ноября 2016 года по делам № 03-14/45-2016, № 03-17/46-2016 и № 03-17/47-2016 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 08 ноября 2016 года по делу № 03-17/48-2016 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 20 декабря 2016 года № 03-17/57-2016 – штраф 300 тыс. руб. наложенные штрафы по вышеуказанным делам снижены в соответствии с нормами КоАП РФ; постановление от 07 февраля 2017 года по делу № 03-17/67-2016 – штраф 600 тыс. руб.; постановление от 20 марта 2017 года по делу № 03-17/10-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановления от 28 марта 2017 года по делам № 03-17/14-2017 и 03-17/15-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 21 апреля 2017 года по делам № 03-17/19-2017 и 03-17/20-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 02 июня 2017 года по делам № 03-17/34-2017 и 03-17/35-2017 – штраф по 300 тыс. руб.;  постановление от 10 июля 2017 года по делу № 03-17/44-2017 – штраф 600 тыс. руб.; постановления от 31 августа 2017 года по делам № 03-17/49-2017 и № 03-17/59-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 06 сентября 2017 года по делам № 03-17/63-2017 и № 03-17/65-2017 – штраф по 650 тыс. руб.), в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение правонарушения, в связи с чем, как указано выше, подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо полагает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Вместе с тем, пунктом 3.2. части 3 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 части 3 статьи 4.2 КоАП РФ).

Учитывая тот факт, что сетевой организацией нарушение устранено, что подтверждается представленными документами, полагаю возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (600 000 рублей/2).

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России Пряхин А.Б.,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело №03-17/69-2017)

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны