Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/71-2015 о... от 9 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/71-2015

об административном правонарушении

 

29 октября 2015 года                                                                                          г. Петрозаводск

 

Я,  врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич,   рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении №03-17/71-2015, возбужденного в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» (ИНН 1001012709, ОГРН 1031000052335, адрес местонахождения – 185035, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 47б, до 26 декабря 2014 года – открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы», далее – АО «ПКС») по факту нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), отсутствие представителя АО «ПКС» надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,   

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 14 сентября 2015 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/45-2014 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях АО «ПКС», занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, неотъемлемой частью которых являются услуги по технологическому присоединению, нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов заявителя путем нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств.

 Дело №03-16/45-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина. В ходе его рассмотрения комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Применительно к положениям статьи 5 Закона о защите конкуренции, статьи 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» и с учетом проведенного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии (краткий отчет №03-16/45-2014/26) АО «ПКС» занимает доминирующе положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных сетей, в том числе в границах сетей, расположенных Прионежского муниципального района. При этом услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), пункт 2 которых распространяет действие правил  на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц максимальная мощность которых, составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не может превышать 6 месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности

Между АО «ПКС» и заявителем заключен договор от 29 марта 2012 года №180 (далее – договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия от 22 марта 2012 года №165-Н (далее – технические условия). В соответствии с условиями договора общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – мощностью 15 кВт, с целью энергоснабжения индивидуальных жилых домов, расположенных в районе урочища Лососинное.  Согласно пункту 5 договора установлен срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению который составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению до 29 сентября 2012 года.

Заявитель 29 марта 2012 года внес плату (счет №284) за технологическое присоединение в соответствии с условиями договора.

Из имеющихся в материалах дела №03-16/45-2014 документов следует, что АО «ПКС» приступило к исполнению мероприятий по технологическому присоединению только 21 мая 2013 года, направив в Администрацию Прионежского муниципального района заявку о предоставлении топографической съемки и градостроительных планов земельных участков для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, то есть по  истечении почти 14 месяцев после заключения договора с заявителем. Вместе с тем  предусмотренный договором срок технологического присоединения истек 29 сентября 2012 года.

Письмом от 20 августа 2015 года №105.01-1/258 (вх. от 21 августа 2015 года №4362) АО «ПКС» представило копию письма, направленного Обществом в адрес заявителя, в котором сообщается о выполнении сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями от 22 марта 2012 года №165-Н и о необходимости заявителю уведомить сетевую организацию о выполнении им мероприятий, предусмотренных техническими условиями, подав заявку на фактическое присоединение объекта заявителя.

 В связи с чем заявитель повторно подал в АО «ПКС» заявление на проверку выполнения технических условий, так как, по его утверждению, подобное уведомление им уже направлялось в адрес сетевой организации в 2013 году.

При этом, на момент рассмотрения дела №03-16/45-2014 со стороны АО «ПКС» было осуществлено строительство ВЛ-10, установлены трансформаторные подстанции и опоры, однако не проведены провода для подключения.

   Вышеуказанные факты привели к тому, что на момент принятия решения по делу №03-15/45-2014 мероприятия по технологическому присоединению со стороны ответчика не были выполнены, что привело к невозможности осуществления фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям АО «ПКС».

В связи с указанным, на основании решения по делу №03-16/45-2014 АО «ПКС» было выдано предписание, в соответствии с которым в срок до 31 октября 2015 года надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем выполнения комплекса мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, предусмотренных заключенным с ним договором и техническими условиями, а также осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям, в материалах дела №03-16/45-2014 не имеется.

 Таким образом, АО «ПКС»» были совершены действия, которые признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

  В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства АО «ПКС» установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 14 сентября 2015 года, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

По факту совершения административного правонарушения определением от 28 сентября 2015 года «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/71-2015 и проведении административного расследования» в отношении АО «ПКС» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением АО «ПСК» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить следующие сведения (информацию):

- о сумме выручки, полученной АО «ПКС» в 2013 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей Прионежского муниципального района с разбивкой по категориям потребителей (физические, юридические лица);

- объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

Копия определения была направлена по адресу АО «ПКС»», согласно уведомлению о вручении получена представителем общества по доверенности 30 сентября 2015 года.

Запрошенную информацию АО «ПКС» представило с сопроводительным письмом от 05 октября 2015 года №105.01-1/313 (вх. от 05 октября 2015 года №5154).

20 октября 2015 года в отсутствие законного представителя/представителя АО «ПКС» был составлен протокол об административном правонарушении. 

Определением от 20 октября 2015 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/71-2015» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 29 октября 2015 года 11 часов 30 минут.

Копия указанного определения, а также копия протокола получены представителем АО «ПКС» по доверенности 23 октября 2015 года.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.  

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПКС» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. 

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является Прионежский муниципальный район. 

Время совершения административного правонарушения – 30 сентября 2012 года.

В силу части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

При этом размер штрафа исчисляется в соответствии с требованиями, изложенными в примечании к указанной статье, в том числе с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Кроме того, для правильного расчета штрафа необходимо определить размер выручки и рынок, на котором совершено административное правонарушение.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Из отчета о прибылях и убытках за 2013 год следует, что совокупный размер суммы выручки АО «ПКС» составляет 4 956 770 000,00 руб. При этом размер выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии физическим лицам за 2013 год в границах Прионежского муниципального района составляет 741 215,70 руб.

По настоящему делу в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность следует отметить факт прекращения правонарушения до вынесения постановления по рассматриваемому делу об административном правонарушении.

В качестве обстоятельств отягчающих административную ответственность следует отметить факт повторного совершения правонарушения.

С учетом требований санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ минимальный размер штрафа составляет 2 223,65 руб. (0,003 * 741 215,70 руб.), максимальный размер штрафа – 22 236,47 руб. (0,03 * 741 215,70 руб.).  

Таким образом, на основании части 2 статьи 14.31. КоАП РФ с учетом требований, изложенных в примечании к указанной норме, с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность размер штрафа, составит 14 453,71 руб. (((22 236,47 - 2 223,65)/2 + 2 223,65) - (22 236,47 - 2 223,65)/8 +(22 236,47 - 2 223,65)/8)).

Вместе с тем санкцией статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее 100 000 руб.

Однако пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, и учитывая тот факт, что АО «ПКС» осуществлено технологическое присоединение объекта заявителя до вынесения постановления по рассматриваемому делу об административном правонарушении, общество может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов гражданина-потребителя, заключившего договор о технологическом присоединении энергопринимающих устройств и не получившего данную услугу в сроки, установленные договором и Правилами №861.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПКС» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, врио руководителя Карельского УФАС России

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – АО «ПКС» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере   50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело №03-17/71-2015).

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны