Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/95-2018 об а... от 29 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А,      г. Санкт-Петербург, 196247

 

Филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/95-2018

об административном правонарушении

 

06 ноября 2018 года                                                                                         г. Петрозаводск

          

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №03-17/95-2018, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; дата регистрации 23.12.2004; площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург; филиал ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго», адрес: ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», общество) по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О  защите конкуренции»), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии  представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» <> (доверенность от 24.04.2018 №120),

 

                                                                  УСТАНОВИЛ:

          

Решением от 29.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/07-2017 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении действий по прекращению энергоснабжения потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства с нарушением требований действующего законодательства.

Основанием для принятия соответствующего решения послужили документы, полученные комиссией Управления в ходе рассмотрения дела №03-16/07-2017, возбужденного по результатам рассмотрения поступившего в адрес Управления заявления жителей пос. Новое Машезеро и д. Тунгуда (вх. от 30.08.2017 №№4128) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в ограничении режима передачи электрической энергии в связи с выполнением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства в июне – июле 2017 года.

Из заявления следовало, что в период с 19.06 по 28.06.2017 с 09.00 часов до 17.00 часов было введено ограничение режима энергоснабжения, что привело к нарушению работы учреждений, магазинов и иных объектов инфраструктуры, население не могло пользоваться холодильниками и иными бытовыми электроприборами. Кроме того, в заявлении было указано на запланированное отключение энергоснабжения в период с 06.07 по 30.07.2017 и в августе 2017 года. При этом из заявления следовало, что предложения (мнение) потребителей об установке генератора (такой вариант уже применялся) на период отключений и проведения ремонтных работ в период с 24 до 8 часов (ночью) не было учтено.

В ходе рассмотрения дела №03-16/07-2017 комиссия Карельского УФАС России установила следующие обстоятельства.

Электроснабжение потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда осуществляется по BЛ-10 кВ Л09-06 ПС-9 Ругозеро - Пертозеро - Новое Машезеро с отпайкой на д. Тунгуда. Участок линии от ПС-9 Ругозеро до п. Пертозеро принадлежит АО «ПСК», участок линии от п. Пертозеро до п. Новое Машезеро с отпайкой на д. Тунгуда принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада». Линии ВЛ-0,4 кВ от ТП-510 (д. Тунгуда) и от ТП-511, ТП-512 (п. Новое Машезеро) находятся в муниципальной собственности муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» на основании решений Беломорского районного суда РК от 25.04.2014 по делам №2-285/2014 и №2-284/2014.

В силу действующей в Республике Карелия тарифной модели, в интересах обслуживаемых потребителей гарантирующего поставщика АО «ТНС энерго Карелия», присоединенных к сетям ТСО (в том числе, к сетям АО «ПСК»), последним с ПАО «МРСК Северо-Запада» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №02-КЭ-ТСО-2015 от 30.12.2014, а также действует договор от 24.12.2013 №01-КЭ-2014 об оказании услуг по передаче электрической энергии.

Во исполнение указанных договоров между ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ПСК» заключен договор от 13.02.2015 №15-ПСК оказания услуг по передаче электрической энергии. В Приложении №1 к указанному договору согласован Перечень точек приема/передачи электроэнергии (мощности) в сети/из сетей Исполнителя (АО «ПСК»). Строка 109 Приложения №1 содержит сведения о точке поставки КРУН-10 кВ ПС-9 яч. №6 (поступление электрической энергии из сетей ПАО «МРСК Северо-Запада» в сети АО «ПСК»). Строка 608 Приложения №1 содержит информацию о точке поставки Л-09-06, оп.1 (поступление электрической энергии из сетей АО «ПСК» в сети ПАО «МРСК Северо-Запада»).

Согласно информации ПАО «МРСК Северо-Запада», предоставленной с письмом от 16.02.2018 №МР2/3/119-06/1315 (вх. от 21.02.2018 №832), между АО «ПСК» и ПАО «МРСК Северо-Запада» подписан акт №2582К/09 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно подпунктам 2, 3 которого границы балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон устанавливаются в КРУН -10 кВ ПС№9 «Ругозеро» ячейка выключателя №06 на контактных соединениях кабельных наконечников KBЛ-10 кВ Л-09-06.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице «Производственного отделения «Северные электрические сети» филиала «Карелэнерго» (далее - ПО СЭС) и АО «ПСК» 01.04.2009 утвердили Положение о взаимоотношениях персонала ПО СЭС и персонала Сегежского участка ПСК (далее – Положение).

В ходе рассмотрения дела №03-16/07-2017 было установлено, что в июне-июле 2017 года отключения электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда на линии ВЛ-1-кВ Л-09-06 проводилось по заявкам АО «ПСК» для безопасного выполнения последним работ по реконструкции ВЛ с заменой опор и провода.

Из документов, предоставленных ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 21.09.2017 №МР2/3/119-07/7746, следует, что общество получило согласование Ростехнадзора на ежедневное отключение электроэнергии в период с 08.06 по 26.06.2017 в связи с запланированной АО «ПСК» реконструкцией воздушной линии ВЛ-10 кВ Л-09-06 «Ругозеро – Пертозеро» (письмо Ростехнадзора от 09.06.2017 №45-1/25381).

Возможность отключения электроэнергии в период с 06.07 по 30.07.2017 ПАО «МРСК Северо-Запада» согласовало с Администрацией МО «Сосновецкое сельское поселение» (письмо от 05.07.2017 №МР2/3-51/002/823). При этом Администрация в письме от 04.07.2017 №252, согласовывая отключение электроэнергии, не заявила о необходимости организации электроснабжения с помощью дизельных генераторов.

Уведомление потребителей о планируемых сроках проведения ремонтных работ и сроках ограничения режима потребления физических лиц происходило путем направления уведомления в администрации населенных пунктов и районов.

Кроме того, информация об отключениях электрической энергии, связанных с выполнением плановых ремонтных работ на сетях ПАО «МРСК Северо-Запада», размещается до начала месяца на официальном сайте общества http://www.karelenergo.mrsksevzap.ru/.

Однако, документы, подтверждающие уведомление об отключениях в указанные периоды сетевой организацией на прямую потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, в материалы дела не предоставлены

При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» в своих письмах от 15.01.2018 №МР2/3/119-06/181 (вх. №17.01.2018 №163), 16.02.2018 №МР2/3/119-06/1315 (вх. от 21.02.2018 №832) и от 03.04.2018 №МР2/3/119-06/2661 (вх. от 03.04.2018 №1536), ссылаясь на вышеуказанные документы, в том числе на Положение, указывает, что поскольку ремонтные работы проводились на участке линии, принадлежащей АО «ПСК», линия Л-09-06 находится в оперативном управлении диспетчера ПСК Сегежского района,  отключения данной линии в период с 19.06 по 25.07.2017 осуществлялись в соответствии с оперативными командами диспетчера АО «ПСК», то и все согласования, оповещения потребителей должно было обеспечить АО «ПСК».

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» в своих письмах обращало внимание на подпункт 2.1.19 договора, внесенный протоколом разногласий в раздел 2 договора от 13.02.2015 №15-ПСК об оказании услуг по передаче электрической энергии, заключенный между АО «ПСК» (исполнитель) и ПАО «МРСК Северо-Запада» (заказчик), согласно которому исполнитель обязуется в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя невозможно без ограничения режима потребления потребителей Гарантирующего поставщика, уведомлять соответствующих потребителей о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. Указанное, по мнению Общества, также свидетельствует о том, что доводить информацию о предстоящих отключениях электрической энергии как до потребителей п. Перозеро, так и до потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда должно было АО «ПСК».

В свою очередь, АО «ПСК» в письме от 01.03.2018 №3973 (вх. от 01.03.2018 №1001), подтвердив факт отключения электрической энергии в связи с проведением работ на Л-09-06 по заявке диспетчера Сегежского участка АО «ПСК», обращает внимание на то, что сами отключения производились оперативным персоналом ПС-9 «Ругозеро» ПО СЭС. При этом указанные действия осуществлялись в соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 2.2 и 6.2 Положения.

Кроме того, АО «ПСК» ссылаясь на пункты 30, 31, 32 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, далее – Правила №442) отметило, что поскольку ПАО «МРСК Северо-Запада» в данном случае является смежной сетевой организацией к чьим сетям подключены потребители п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, обществу надлежало уведомлять потребителей о предстоящих отключениях электрической энергии.

 Что касается проведения процедуры согласования с Ростехнадзором по рассматриваемым отключениям, то АО «ПСК» обратило внимание на то, что пункт 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861), определяющий обязанность по согласованию отключений электрической энергии более 24 часов подряд и более 72 часов в год с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в разделе 2 Правил №861, который в свою очередь регулирует отношения, возникающие между сетевой организацией и потребителями, а, следовательно, и действия по согласованию отключений должна осуществлять в установленных случаях каждая сетевая организация в отношении своих потребителей.

Согласно предоставленным АО «ПСК» сведениям о фактических датах и времени производимых обществом отключений электрической энергии на линии Л-09-06 в связи с ее ремонтом общая продолжительность отключений в июне составила 57 часов 43 минуты, в июле – 88 часов 37 минут.

При этом по информации ПАО «МРСК» Северо-Запада», предоставленной с письмом от 28.04.2018 №МР2/3/119-06/3495 (вх. от 07.05.2018 №2063), общая продолжительность отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в период с 19.06 по 28.06.2017 составила 59 часов 01 минуту, в период с 06.07 по 26.07.2017 – 87 часов 53 минуты.

В соответствии с  частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»  (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены соответствующими Правилами №861.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил №861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31(6) Правил №861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 33 Правил №861 перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами №442.

Согласно подпункту «з» пункта 2 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

В силу пункта 30 Правил №442 в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Если проведение сетевой организацией ремонтных работ невозможно осуществить без введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, последняя вводит ограничение режима потребления после получения уведомления о проведении ремонтных работ от сетевой организации и о необходимости введения ограничения режима потребления, за исключением следующих случаев: а) отсутствие технической возможности введения ограничения посредством технических мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации; б) невозможность введения сетевой организацией ограничения вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки или невозможность выполнения по независящим от нее обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; в) действие обстоятельств непреодолимой силы (пункт 31 Правил №442).

Согласно пункту 32 Правил №442 смежная сетевая организация не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, обязана уведомить потребителя о введении ограничения режима потребления напрямую или (если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию).

Из вышеизложенных положений нормативных правовых документов и с учетом данных о фактической продолжительности отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в июне-июле 2017 года комиссия Управления по делу №03-16/07-2017 установила, что ПАО «МРСК Северо-Запада», выступая в рассматриваемом случае смежной сетевой организацией при отключении потребителей, присоединенных к ее сетям, обязано было в силу пункта 31 (6) Правил №861 согласовать с Ростехнадзором отключения электроснабжения указанных населенных пунктов особенно на период с 06.07 по 26.07.2017, поскольку с учетом продолжительности отключений в предыдущий период  (с 19.06 по 28.06.2017) общая продолжительность часов отключений в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда превысило допустимые 72 часа в год.

Кроме того, в силу пункта 32 Правил №442 ПАО «МРСК Северо-Запада» не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации (АО «ПСК») уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», обязано было уведомить потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда о введении ограничения режима потребления напрямую.

Однако, как следует из материалов дела, документы об уведомлении ПАО «МРСК Северо-Запада» потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, в том числе Администрации Сосновецкого сельского поселения об отключении электроэнергии в период с 19.06 по 28.06.2017, вообще не представлено, а о прекращении энергоснабжения в период с 06.07 по 30.07.2017 в указанных населенных пунктах в материалы дела предоставлены документы, подтверждающие доведение  данной информации только до Администрации Сосновецкого сельского поселения.

Относительно довода ПАО «МРСК Северо-Запада», основанного на положениях пункта 4.3.14 договора №02-КЭ-ТСО-2015 от 30.12.2014, заключенного ПАО «МРСК Северо-Запада» с гарантирующим поставщиком, и пункта 2.1.19 договора от 13.02.2015 №15-ПСК, заключенного между ПАО «МРСК Северо-Запад» и АО «ПСК», об обязанности АО «ПСК» уведомления потребителей об ограничении потребления электрической энергии комиссия в решении по делу №03-16/07-2017 отметила следующее. 

В приложении к договору от 13.02.2015 №15-ПСК (заключен между АО «ПСК» и ПАО «МРСК Северо-Запада») определен только перечень точек приема/передачи электрической энергии в сети/из сетей АО «ПСК», при этом отсутствует информация о потребителях ПАО «МРСК Северо-Запада», которым осуществляется передача электрической энергии, поступающей из сетей АО «ПСК» в сеть ПАО «МРСК Северо-Запад» в точке Л-09-06 КРУН Пертозеро на Машезеро. Следовательно, АО «ПСК» не располагает данными о потребителях ПАО «МРСК Северо-Запада», которых необходимо уведомить о введении режима ограничения потребления электроэнергии в рассматриваемом случае. По мнению комиссии, вышеприведенное условие договора от 13.02.2015 №15-ПСК однозначно не свидетельствует об обязанности АО «ПСК» уведомлять всех потребителей Гарантирующего поставщика, в том числе п. Новое Машезеро и д. Тунгуда.

При этом комиссия посчитала, что условия договоров, изложенные в пункте 4.3.14 Договора от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 и пункте 2.1.19 договора от 13.02.2015 №15-ПСК, должны применяться в совокупности с вышеприведенными нормами Правил №442. 

Кроме того, условие об обязанности уведомлять потребителей ПАО «МРСК Северо-Запада» и/или ТСО, в данном случае АО «ПСК», предусмотренной в договоре от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015, заключенном между ПАО «МРСК Северо-Запада» и АО «ТНС энерго Карелия», не освобождает ПАО «МРСК Северо-Запада» от обязанности по уведомлению потребителей, присоединенных к сетям общества (например, потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда), а только дополнительно предусматривает такую обязанность и в отношении других сетевых организаций в тех случаях, когда это касается потребителей, присоединенных к сетям ТСО, в данном случае в отношении потребителей п. Пертозеро, присоединенных к сетям АО «ПСК». В связи с чем аналогичная обязанность отражена в договоре от 13.02.2015 №15-ПСК, и не свидетельствует о перекладывании обязанности, возложенной Правилами №442, с ПАО «МРСК Северо-Запада» на АО «ПСК».

Таким образом, в соответствии с пунктами 30, 31, 32 Правил №442 и заключенного с АО «ТНС энерго Карелия» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.12.2014 №02-КЭ-ТСО-2015 ПАО «МРСК Северо-Запада» обязано было уведомить непосредственно потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда, а не Администрацию Сосновецкого сельского поселения и гарантирующего поставщика об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ в периоды с 19.06 по 28.06.2017 и с 06.07 по 26.07.2017.

Нарушение ПАО «МРСК Северо-Запада» порядка уведомления потребителей, установленного Правилами №442, и не согласование с Ростехнадзором отключений электроэнергии в п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в период с 06.07 по 26.07.2017, как это предусмотрено Правилами №861 недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц: потребителей - граждан - на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

В соответствии с абзацем 12 пункта 1.3 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, далее – Порядок) в рамках дела №03-16/07-2017 был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и составлен краткий отчет №03-16/07-2017/03, в котором сделаны следующие выводы:

 - временной интервал исследования определен с 01.12.2016 по 01.12.2017;

- продуктовыми границами товарного рынка определенны услуги по передаче электрической энергии;

- географическими границами вышеуказанного рынка приняты административно-территориальные границы п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района.

Из вышеизложенного следует, что ПАО «МРСК Северо-Запада» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района, в силу обладания статусом субъекта естественных монополий и обязано соблюдать требования части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным комиссия Карельского УФАС России решением от 29.06.2018 по делу №03-16/07-2017 признала в действиях общества, факт нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по прекращению энергоснабжения потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства с нарушением требований действующего законодательства.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Северо-Запада» были признаны недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу части 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу нормы части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.311-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства ПАО «МРСК Северо-Запада» установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 29.06.2018, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

По факту совершения административного правонарушения определением от 20.09.2018 «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/95-2018 и проведении административного расследования» в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало в трехдневный срок со дня получения определения представить следующие сведения (информацию):

- о сумме выручки, полученной ПАО «МРСК Северо-Запада» в 2016 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п.Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района;

- объяснения и иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.  

Копия определения была направлена по адресу ПАО «МРСК Северо-Запада», получена обществом 24.09. и 27.09.2018.

Информация о сумме выручки, полученной ПАО «МРСК Северо-Запада» в 2016 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п.Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района, представлена обществом с сопроводительным письмом от 27.09.2018 №МР2/3/119-05/8032 (вх. от 27.09.2018 №4548), при этом размер выручки указан с НДС.

В связи с чем ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмом от 18.10.2018 №МР2/3/119-06/8730 (вх. от 18.10.2018 №4882) были предоставлены уточненные сведения о выручке, полученной сетевой организацией в 2016 году от оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района без НДС.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» в указанном письме отметило, что, по мнению общества, установленные решением нарушения, носят формальный характер поскольку, во-первых, согласование Ростехнадзора носит формальный характер. Так, ПАО «МРСК Северо-Запада» направило в Ростехнадзор обращение АО «ПСК» о проведении ремонта линии электропередачи с необходимостью отключении потребителей от электроснабжения в период ремонта, а Ростехнадзор в ответ согласовал такое отключение. При этом никакая дополнительная информация Ростехнадзором не запрашивалась. Во-вторых, по мнению ПАО «МРСК Северо-Запада», материалы дела №03-16/07-2017 содержат косвенные доказательства уведомления сетевой организацией как Администрации Сосновецкого сельского поселения, так и потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда об отключениях электрической энергии как в период с 19 по 28.06.2017, так и в период с 06 по 30.07.2017. А именно об уведомлении Администрации о предстоящих отключениях электроэнергии в данных населённых пунктах в период с 19 по 28.06.2017 свидетельствует переписка, ведущаяся между АО «ПСК» и Администрацией Сосновецкого сельского поселения и Администрацией МО «Беломорский муниципальный район» по вопросу переноса времени отключений в указанный период. Кроме того, по утверждению Общества, уведомление потребителей о предстоящих отключениях, подтверждается информацией, указанной Администрацией МО «Сосновецкое сельское поселение» в письме от 27.07.2017 №283, адресованном в Прокуратуру Беломорского района «потребители электроэнергии о предстоящих отключениях уведомлялись путем развешивания объявлений в общественных местах», а также заявлением-жалобой потребителей в Прокуратуру Беломорского района, в которой указано «нас опять предупредили об отключениях энергоснабжения в период с 06 по 30 июля...».

Помимо указанного, ПАО «МРСК Северо-Запада», указало, что в настоящее время сетевая организация находится в тяжёлом финансовом положении. Так, из письма общества следует, что по результатам 2017 года ПАО «МРСК Северо-Запада» имеет убыток более 2 млрд. руб. (2 441 462 000 руб.). Информация размещена в открытом доступе на сайте ПАО «МРСК «Северо- Запада» http://www.mrsks.eyzap.ru/id_lyearfinreport.

Поступление и расходование денежных средств сетевой организации определяется исходя из ежегодно утверждаемых органами власти субъектов РФ тарифов для её филиалов. Источником для оплаты штрафов являются средства из тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые филиалом «Карелэнерго» на территории республики. Отвлечение денежных средств на оплату штрафов в таких размерах негативно сказывается на реализации инвестиционных проектов, обеспечении надежного энергоснабжения потребителей республики, устранении аварий (публичные интересы).

В 2018 году Общество уже привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 5 070 000 руб.

В связи с вышеуказанным по мнению сетевой организации назначение административного штрафа без учета положений ст. 4.1. КоАП РФ ухудшит и без того сложное финансовое положение ПАО «МРСК Северо-Запада». Особенно в условиях, когда ресурсы сетевой организации направлены на обеспечение прохождения безаварийного ОЗП 2018-2019 (интересы неограниченного круга потребителей).

Таким образом, ПАО «МРСК Северо-Запада» ссылаясь на часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, на пункт 4.1. постановления Конституционного суда РФ № 4-П просит при рассмотрении настоящего дела учесть вышеизложенный характер правонарушения (формальный), отсутствие вредных последствий в виде нарушения прав потребителей электрической энергии, а также сложное финансовое положение Общества.

18.10.2018 в присутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя ПАО «МРСК Северо-Запада»» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 19.10.2018 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/95-2018» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 06.11.2018. Указанное определение получено представителем ПАО «МРСК Северо-Запада» 23.10.2018.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушении, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Вышеуказанные доводы ПАО «МРСК Северо-Запада» не принимаются по основаниям, изложенным выше и в решении по делу №03-16/07-2017. Кроме того, необходимо отметить, что ответственным лицом за уведомление потребителей о предстоящих отключениях электроэнергии является сетевая организация, в данном случае ПАО «МРСК Северо-Запада», а не Администрация. При этом из указанного письма Администрации в Беломорскую прокуратур не понятно где именно размещались такие объявления и в какие сроки. Фраза, процитированная сетевой организацией из заявления жителей п. Новое Машезеро, вырвана из общего контекста заявления и также не свидетельствует о надлежащем уведомлении потребителей о предстоящем в июне 2017 года отключении электроэнергии в данном населенном пункте, а тем более в д. Тунгуда.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «МРСК Северо-Запада» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района. 

Время совершения административного правонарушения -периоды прекращения энергоснабжения потребителей п. Новое Машезеро и д. Тунгуда с 19 по 28.06.2017 и с 06 по 30.07.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей. При этом штраф исчисляется в соответствии с примечанием к указанной статье.

Кроме того, для правильного расчета штрафа необходимо определить размер выручки и рынок, на котором совершено административное правонарушение.

Как отмечено выше в рамках рассмотрения дела №03-16/07-2017 в силу положений Порядка №220 Карельским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и установлено, следующее:

- временной интервал исследования определен с 01.12.2016 по 01.12.2017;

- продуктовыми границами товарного рынка определенны услуги по передаче электрической энергии;

- географическими границами вышеуказанного рынка приняты административно-территориальные границы п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа сумма выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Из отчета о прибылях и убытках за 2016 год следует, что совокупный размер суммы выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» составляет 42 432 513 000 руб. При этом размер выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии физическим лицам за 2016 год в границах п. Новое Машезеро и д. Тунгуда Беломорского муниципального района составляет 777 637,83 руб.

С учетом требований санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ минимальный размер штрафа составляет 2 332,91 руб. (0,003 * 777 637,91 руб.), максимальный размер штрафа – 126294,52 руб. (0,03 * 777 637,83 руб.). 

По настоящему делу в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность следует отметить факт прекращения противоправного поведения обществом до вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении.

Таким образом, на основании части 2 статьи 14.31. КоАП РФ с учетом требований, изложенных в примечании к указанной норме размер штрафа составляет 10 206, 50 руб. (((23 329,13 - 2 332,91)/2 +2 332,91)-( (23 329,13 - 2 332,91)/8)).

Вместе с тем санкцией статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее 100 000 руб.

Однако пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, учитывая описанное сетевой организацией в письме от 18.10.2018 №МР2/3/119-06/8730 (вх. от 18.10.2018 №4882) финансовое положение ПАО «МРСК Северо-Запада», Общество может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «МРСК Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России Бабкин К.Е.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

          Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

          

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России л/с 04061410910)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

             Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства РФ (дело №03-17/95-2018).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                К.Е. Бабкин

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны