Решение №010/06/105-38/2022 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-38/2022 от 28 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

      

Дело № 010/06/105-38/2022

04-18/7-2022

 

Заказчик:

ГБУЗ «БСМП»

***

 

Заявитель:

ООО «СЕВЕРПРОДУКТ»

***

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 010/06/105-38/2022

 

                                                                                                                                         г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «25» января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «28» января 2022 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

***;

 

при участии представителей Заказчика – ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» *** (копии доверенностей в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи до и после перерыва;

при участии представителей Заявителя – *** (копия доверенности в материалах дела) в режиме видеоконференцсвязи до и после перерыва;

 

рассмотрев жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия Заказчика – ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов на территории ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (с правом предоставления в аренду помещений для организации и предоставления услуги) (извещение № 0306300031621000288),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В своей жалобе Заявитель указывает, что формулировка показателя оценки Квалификация участников закупки, выраженный в койко-днях по результатам исполненных без пеней, штрафов государственных, муниципальных контрактов, договоров с учреждениями здравоохранения на оказание услуг по организации лечебного питания не обоснована и фактически противоречит нормам закона, так как не оценивается опыт работы участников в образовательных учреждениях и учреждениях социальной направленности. Наличие данного избыточного критерия, по мнению Заявителя, ведет к ограничению конкуренции, так ка участники конкурса, имеющие опыт оказания услуг по организации питания в других учреждениях (не здравоохранения) при оценке заявок получают по критериям Заказчика минимальное количество баллов. Представители ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» также считают, что услуги по приготовлению лечебного питания не относятся к медицинским услугам и являются абсолютно идентичными деятельности Заявителя в организации питания на объектах социальной направленности.

На основании вышеуказанного Заявитель считает, что Заказчиком необоснованно конкретизирован показатель, где оцениваются исключительно контракты с учреждениями здравоохранения на оказание услуг по организации питания, тем самым нарушены положения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.

2. ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» полагает, что установленный Заказчиком показатель оценки Деловая репутация (оценка сведения о наличии или отсутствии вступившего в законную силу решений суда за три года, выраженная в рублях) неправомерен, не обоснован и является избыточным, так как не отражает финансовое положение компании и не может характеризовать деловую репутацию организации. Сумма по судебным решениям не в пользу участника закупки не может служить критерием деловой репутации, так как при большем числе исполненных контрактов у одного участника и при минимальном у второго, по предположению Заявителя, у первого участника будет больше судебных решений не в его пользу, что ставит участников конкурса в неравное положение и не предоставляет информацию о деловой репутации организации, лучшем оказании услуг.

ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика устранить допущенные нарушения законодательства о контрактной системе.

Заказчик в письменных пояснениях (вх. № 295 от 24.01.2022) с указанными в жалобе доводами не согласился, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме утверждена *** от «29» декабря 2021 г. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) с изменениями от 21.01.2022.

Номер извещения: 0306300031621000288.                                                                                                                            

Наименование объекта закупки: оказание услуг по организации лечебного питания пациентов на территории ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (с правом предоставления в аренду помещений для организации и предоставления услуги).

Способ закупки: конкурс с ограниченным участием в электронной форме.

Заказчик: ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи».

Начальная (максимальная) цена контракта: 92 400 000,00 рублей.

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 07.02.2022 в 09:00.

 

Рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 30 минут 24.01.2022 в режиме видеоконференцсвязи, состоялось в указанное время.

В связи с необходимостью изучения дополнительных материалов дела был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 25.01.2022. После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе, при участии представителей Заказчика, Заявителя.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

На момент утверждения конкурсной документации действовала редакция Закона о контрактной системе от 02.07.2021, а также Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. В связи с этим, Комиссия Карельского УФАС России рассматривало доводы жалобы Заявителя и конкурсную  документацию на соответствие  требованиям Закона о контрактной системе  в вышеуказанной редакции.  

В соответствии с частью 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

В соответствии с частью 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1085). В соответствии с Правилами № 1085 в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки заказчик использует, в том числе, нестоимостные критерии оценки.

Согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В силу подпункта б) пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Таким образом, в конкурсную документацию в качестве «нестоимостного критерия» при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок допускается включать критерии о квалификации участников закупки и деловой репутации, связанных с предметом контракта.

Так, пунктом 34 Раздела I Информационной карты документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе будет осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с использованием следующих критериев:

 

Критерии оценки

Максимальная оценка

в баллах

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости

Максимальный рейтинг по критерию

Максимальный итоговый рейтинг

Стоимостной критерий оценки:

100 баллов

- цена контракта

(цена единицы услуги)

100 баллов

60%

0,6

60 баллов

Нестоимостной критерий оценки:

- квалификация участников закупки

100 баллов

40%

0,4

40 баллов

 

Для использования в целях оценки заявок шкалы оценки заказчиком установлено количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.

Наименование показателей оценки

по критерию № 2

Максимальная оценка показателя

в баллах

Значимость

показателя, %

Коэффициент значимости показателя

Максимальный рейтинг по показателю

2.1. Общий объем оказанных услуг (1НЦБi), выраженный в койко-днях, по результатам исполненных без пеней, штрафов государственных, муниципальных  контрактов, договоров с учреждениями здравоохранения на оказание услуг по организации питания, заключенных по результатам открытых конкурсов (в том числе в электронной форме), конкурсов с ограниченным участием (в том числе в электронной форме), запросов предложений (в том числе в электронной форме), электронных аукционов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

100 баллов

 

80%

 

0,8

 

80 баллов

2.2. Деловая репутация (3НЦБi):

Сведения о наличии или отсутствии вступившего в законную силу решения (решений) суда (судов) за три года до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящего конкурса с ограниченным участием, устанавливающего (-их) денежную сумму ко взысканию не в пользу участника закупки, выступающего в качестве ответчика, выраженную в рублях.

 

100 баллов

 

20%

 

 

0,2

 

20 баллов

 

В своих письменных пояснениях и на заседании Комиссии Карельского УФАС России Заказчик, в ответ на довод Заявителя об идентичности услуги по приготовлению лечебного питания и организации питания на объектах социальной направленности пояснил, что организация питания в учреждениях здравоохранения и в учреждениях образовательного и социального профиля не являются сопоставимыми.

Специалисты, имеющие опыт предоставления услуг по организации лечебного питания руководствуются специальными нормами и правилами. Так, предметом контакта является оказание услуг по организации лечебного питания пациентов на территории ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи», в связи с чем при составлении конкурсной документации Заказчик руководствовался Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), согласно которому лечебное питание — это неотъемлемый компонент как процесса лечения, так и профилактики, выполняет профилактические и лечебные задачи. Медицинские учреждения, осуществляющие оказание медицинской помощи пациентам, находящимся в режиме стационарного лечения, осуществляют комплекс лечебных мероприятий, где неотъемлемой частью лечебного процесса является лечебное питание пациентов, назначение индивидуальных диет при различных заболеваниях.  

В качестве приоритетной цели Заказчик ставит качество лечебного процесса, необходимость привлечения к оказанию услуг по питанию пациентов организации, имеющих доказанный значительный положительный опыт оказания именно такого рода услуг. Основным конкурентным критерием при выборе поставщика услуг, по мнению Заказчика, должна быть не наиболее низкая цена, а именно положительный опыт оказания услуги питания в лечебных учреждениях.

Согласно пункту 27 Правил № 1085 заказчиками в требованиях документации могут быть установлены показатели нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Таким образом, в силу указанной нормы критерий «опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» по мнению Заказчика может быть установлен и в качестве «нестоимостного критерия оценки заявки участника закупки».

Пунктом 28 Правил № 1085 установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация» производится в случае установления в документации о закупке (в соответствии с пунктом 10 названных Правил) показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 данных Правил.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Поскольку предметом контракта является оказание услуг по организации лечебного питания пациентов на территории ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» следует руководствоваться Федеральным Законом № 323-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 указанного Закона, пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 323-ФЗ лечебное питание – это питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.

В части 2 статьи 39 Закона № 323-ФЗ указано, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

В данном случае, установленный ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» нестоимостной критерий является сопоставимым по характеру с предметом контракта, то есть учреждением здравоохранения затребован опыт работы по оказанию услуг в организации питания в учреждениях той же направленности.

 

2. Довод Заявителя об установлении критерия «Деловая репутация», который, по мнению представителей ООО «СЕВЕРПРОДУКТ», является избыточным и необъективным, ограничивающим число участников закупок и не позволяющим выявить лучшие условия исполнения контракта, Комиссией Карельского УФАС России также признает необоснованным в силу следующего.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, показатель «Деловая репутация» в виде предоставления сведений о наличии или отсутствии вступивших в законную силу решений суда за три года до даты размещения в ЕИС извещения о проведении настоящей закупки, устанавливающих денежную сумму ко взысканию не в пользу участника закупки, однозначно свидетельствуют о деловой репутации участника, так как Заказчик видит исполнения обязательств участника закупки перед другими контрагентами, перед налоговыми органами, перед пенсионным фондом, фондом социального страхования, другими государственными и муниципальными заказчиками, перед другими контрагентами за поставку продуктов питания. В совокупности это влияет на финансовую устойчивость участника закупки и отражает его деловую репутацию.

 

Таким образом,  с учетом  того, что отсутствуют заявки  потенциальных участников  данного конкурса, и вступивших в законную силу ряда решений Арбитражных судов  Республики Карелия по аналогичным закупкам, Комиссия Карельского УФАС России считает, что в  данном случае,  установленные   Заказчиком в качестве критерия оценки заявки участников («общий объем оказанных услуг» (опыт работ), сопоставимый по характеру и объему с предметом закупки и показатель оценки Деловая репутация (оценка сведения о наличии или отсутствии вступившего в законную силу решений суда за три года, выраженная в рублях) может быть  использован при проведении процедуры конкурса с ограниченным участием в электронной форме и  формально не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Доказательств обратного на рассмотрение Комиссии представлено не было, доводы Заявителя в основном носят предположительный характер и используются в качестве доказательств «иные закупочные процедуры».

Кроме того, Комиссия учитывала судебную правоприменительную практику, которая нашла отражение  в решениях Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2020 по делу № А26-6133/2020, от 28.12.2021 по делу № А26-8195/2021.

Как  было указано выше,  Заявитель  не представил  доказательства  о том, какие положения Закона о контрактной системе и Правил № 1085 нарушаются при  установлении Заказчиком показателя «Деловая репутация» в части оценки сведений о наличии или отсутствии вступившего (вступивших) в законную силу решения (решений) суда (судов) за три года до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящего конкурса с ограниченным участием, устанавливающего(их) задолженность не в пользу участника закупки, выступающего в качестве ответчика, выраженную в рублях. Более того, в данном случае, отсутствие поданных заявок на конкурс лишают Комиссию  Карельского  УФАС России возможности  оценить  доводы Заявителя  с учетом  конкретных заявок и тех документов,  которые  в  них находятся,  в том числе по «оспариваемым критериям».

В рассматриваемом случае закупка проведена способом открытого конкурса с ограниченным участием, при котором победитель объявляется участник, предложивший условия исполнения контракта, лучшие из которых определяются на стадии оценки заявок, а не при их подаче. Таким образом, в связи с отсутствием информации о количестве и содержании заявок, сделать выводы о нарушении прав и законных интересов подателя жалобы Комиссии не представляется возможным. Заявителем не представлены доказательства невозможности подачи ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» заявки на участие в указанном конкурсе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

 Признать жалобу ООО «СЕВЕРПРОДУКТ» на действия Заказчика – ГБУЗ РК «Больница скорой медицинской помощи» при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов на территории ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (с правом предоставления в аренду помещений для организации и предоставления услуги) (извещение № 0306300031621000288) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение 3 месяцев со дня вынесения

 

***

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны