Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-18/110-2018 от 22 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

дело № 04-18/110-2018

 

Заказчик:

КУ РК «Управтодор РК»

ул. Шотмана, д. 10а,

г. Петрозаводск, 185035

orgz@upravtodor-rk.ru

                

Заявитель:

 ООО «Доминант»

 ул. Зегеля, д. 23,

 г. Липецк, Липецкая область,

 398050

ooo.dominant@list.ru

8(4742) 345-245              

 

 Адрес электронной площадки:

 http://www.sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-18/110-2018

                                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «17» мая 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено «18» мая 2018 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

Зиновьева А.С. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

Егорова Е.А. – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

Калоева М.В. - член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- в присутствии представителя Заказчика КУ РК «Управтодор РК» <...> (копия доверенности в материалах дела);

- в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Доминант» (извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило),

рассмотрев жалобу ООО «Доминант» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032), (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1. В пункте 2 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик указал на необходимость соответствия товара "Лак битумный БТ-123" ГОСТ 5631-79. Вместе с тем, указанный ГОСТ распространяет свое действие на Лак БТ-577 и краску БТ-177. Таким образом, представить товар, соответствующий требованиям документации Заказчика не представляется возможным;

2-3.  В пункте 3 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик установил в качестве показателя к товару "Мастика тиоколовая строительного назначения, марки КБ - 0,5" - "Температура применения -40...+60оС". При этом, мастика будет применяться в условиях температуры Республики Карелия, при котором таким температуры не характерны. Аналогичным образом составлено требование к товару "Грунтовка ХС-068", которая в соответствии с условиями документации предназначена для защиты оборудования и металлических конструкций в составе многослойного комплексного покрытия от воздействия минеральных кислот и щелочей при температурах до +600 оС".Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товару;

4. В пункте 17 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик установил в качестве показателя к товару "Грунтовка ГФ-021" - "Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры: от -45 до +60оС. При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявок при установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик одновременно со словами "от" и "до", участнику необходимо указать значения без указания слов "от" и "до", при этом, нижняя граница диапазона должна быть установленной Заказчиком, а верхняя граница диапазона должна быть менее установленной Заказчиком. Вместе с тем, согласно ГОСТ 25129-82 показатель установлен в виде фиксированного интервала от минус 45 до 60 оС".  По мнению Заявителя, Заказчик ужесточил требования ГОСТ и установил взаимоисключающие требования к товару;

5-8. По мнению Заявителя, требования Заказчика к таким товарам как "Бетон тип 1 ГОСТ 26633-2015", "Швеллеры тип 1 ГОСТ 8240-97", "Комплект мобильного светофора"  противоречат указанным ГОСТ в части допустимости наличия воздухововлекающих добавок и числовых значений соответственно.

        Заказчиком установлены требования к товару "Электроды тип 1, тип 2, тип 3". Вместе с тем, по мнению Заявителя, электрод - это материал, который по завершении работ остается у Подрядчика и не передается Заказчику. Таким образом, установление требований к материалу Подрядчика является неправомерным;

9. В пункте 60 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик установил в качестве показателя к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80" - "Концы трубы должны быть обрезаны под прямым углом и зачищены от заусенцев". Одновременно Заказчиком установлено требование к заусенцам - должны быть снятые или не снятые. Таким образом, по мнению Заявителя, Приложением № 5 содержит противоречивые требования к наличию либо отсутствию в товаре заусенцев;

10-11. В пункте 70 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлены требования к показателям, которые являются второстепенными и находятся в прямой зависимости от основного показателя - номера профиля. Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к таким товарам как "Горячекатанная арматурная сталь тип 2", "Горячекатанная арматурная сталь тип 4", "Поковки", "Болты тип 2 ГОСТ 28778-90", "Гвозди тип 1 ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75";

12. По мнению Заявителя, Заказчиком установлено избыточное требование к товару "Битумы нефтяные строительные изоляционные ГОСТ 9812-74" в части показателя "Глубина проникновения иглы при 25оС";

13. Заявитель указывает, что при составлении инструкции по заполнению первой части заявки Заказчик устанавливает множество различных условных обозначений, которые отображают одно и то же смысловое значение. По мнению Заявителя, подобное описание требований к товарам вводит участников в заблуждение, затрудняет подготовку заявок и может ограничить количество участников закупки;

14. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено единое требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

15. В нарушение пункта 2 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление № 99) Заказчиком не установлено дополнительное требование о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих видов работ, что является нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

          На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 17.05.2018 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

В связи с необходимостью дополнительного исследования доказательств, Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 18.05.2018.

После перерыва заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе.

 

Документация об аукционе утверждена Приказом КУ РК «Управтодор РК» № 63-З от 28.04.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 30.04.2018.

Номер извещения:

0306200005118000032.

Краткое наименование аукциона: ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100.

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: КУ РК «Управтодор РК».

Начальная (максимальная) цена контракта: 37 311 732,35 руб.

        На момент рассмотрения Комиссией Карельского УФАС России жалобы протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не опубликован.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Приложением № 5 документации об аукционе установлены требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ на Объекте, в том числе:

"Позиция № 2. Лак битумный БТ- 123 ГОСТ 5631-79 Представляет собой раствор битума в органических растворителях с введением синтетических модифицирующих добавок и сиккатива".

Вместе с тем, ГОСТ 5631-79 распространяется на лак БТ-577 и краску БТ-177. Распространение данного ГОСТ на Лак битумный БТ-123 стандартом не предусмотрено.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что товар Лак битумный БТ-123 не стандартизирован, а указанный ГОСТ в рассматриваемом случае будет применяться Заказчиком в части требований к приемке, поставке и маркировке товара. Однако, указать положения документации об аукционе, в которым содержится такая информация не смог.

В силу части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Таким образом, информация о соответствии данного товара ГОСТ 5631-79 должна быть включена в контракт, заключаемый по итогам аукциона. При этом, установлено и не оспаривается представителем Заказчика, что представить такой товар победитель закупки не сможет.

На основании изложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой позиции Приложения № 5 Заказчиком установлено заведомо неисполнимое требование к участникам закупки, которое не позволит на этапе исполнения контракта как представить требуемый товар победителем закупки, так и принять такой товар Заказчику. Кроме того, установление заведомо неисполнимого требования могло привести к ограничению (сокращению) количества участников закупки.

 

2-3. В пункте 3 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик установил в качестве показателя к товару "Мастика тиоколовая строительного назначения, марки КБ - 0,5" - "Температура применения -40...+60оС".. Аналогичным образом составлено требование к товару "Грунтовка ХС-068", которая в соответствии с условиями документации предназначена для защиты оборудования и металлических конструкций в составе многослойного комплексного покрытия от воздействия минеральных кислот и щелочей при температурах до +600 оС".

По мнению Заявителя, указанные товары будут применяться в условиях климата Республики Карелия, при котором таким температуры не характерны.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что показатель "Температура применения" характеризует возможность товаров сохранять свои свойства при указанных температурах, в том числе, при кратковременном понижении или увеличении температуры окружающей среды (при пожаре или иных чрезвычайных ситуациях), то есть относится не к температурному диапазону нанесения товара, а к температуре её применения.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не представлены документы и (или) информация, опровергающие доводы Заказчика.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о признании рассматриваемых доводов жалобы недоказанными.

 

4. В позиции 17 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к товару "Грунтовка ГФ-021" с показателем "Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры: от -45 до +60оС".

По мнению Заявителя, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявок при установлении Заказчиком диапазона возможных значений характеристик одновременно со словами "от" и "до", участнику необходимо указать значения без указания слов "от" и "до", при этом, нижняя граница диапазона должна быть установленной Заказчиком, а верхняя граница диапазона должна быть менее установленной Заказчиком. Вместе с тем, согласно ГОСТ 25129-82 показатель установлен в виде фиксированного интервала от минус 45 до 60 оС. В случае исполнения требований, изложенных в инструкции по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция), участник вынужден указать верхнюю границу диапазона, меньшую той, что указана в ГОСТ.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с последним абзацем Инструкции, если после наименования показателя товара Заказчиком установлен знак «:», то требования Заказчика к значению таких показателей являются не изменяемыми 
и указываются участниками в неизменном виде.

Таким образом, участник закупки должен представить значение полностью соответствующее ГОСТ, а именно диапазон от -45 до +60оС.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Заявителем не представлены документы и (или) информация, свидетельствующие о том, что Инструкцию следует понимать в редакции, изложенной в жалобе, либо опровергающие доводы Заказчика.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы недоказанным.

 

5-8. В позиции 18 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к товару "Бетон тип 1 ГОСТ 26633-2015", в том числе к его показателю "Воздухововлекающие добавки - отсутствуют, в наличии".

По мнению Заявителя, указанный Заказчиком ГОСТ предусматривает обязательное наличие таких добавок в бетоне. Вместе с тем, исходя из установленных требований следует, что Заказчик допускает их отсутствие в составе бетона.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что обязательное наличие воздухововлекающих добавок предусмотрено в составе смесей, а не самого бетона. В случае отсутствия таких добавок в составе товара "Бетон тип 1" у Заказчика в соответствии с Локальной сметой и Ведомостью ресурсов существует возможность дополнить состав при производстве работ.

 

В позиции № 18 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к товару "Швеллеры тип 1", в том числе, к показателю "Площадь поперечного сечения - 53,4/62,9/61,5/61,11.

Вместе с тем, по мнению Заявителя, значение 62,9 не предусмотрено ГОСТ 8240-97.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Таблицей 2 ГОСТ 8240-97 действительно не предусмотрено значение поперечного сечения 62,9.

Однако, пунктом 2.3.1 указанного ГОСТ установлено, что площадь поперечного сечения и масса 1 м швеллера вычислены по номинальным размерам, плотность стали принята равной 7,85 г/см3. Таблицей 6, в свою очередь, определены предельные отклонения параметров.

Показатель, указанный в документации об аукционе, соответствует значению ГОСТ, с учетом допустимого отклонения.

 

Заказчиком установлены требования к товару "Электроды тип 1, тип 2, тип 3". Вместе с тем, по мнению Заявителя, электрод - это материал, который по завершении работ остается у Подрядчика и не передается Заказчику. Таким образом, установление требований к материалу Подрядчика является неправомерным.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что цена и количество электродов учтено локальными сметами и ресурсными ведомостями и их стоимость оплачивается Заказчиком. Следовательно, данные товары не могут быть инструментом подрядчика.

Кроме того, указанные товары не остаются у Подрядчика, при проведении сварочных работ электроды плавятся, создавая сварочный шов.

 

В позиции № 18 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к товару "Комплект мобильного светофора", в том числе, к показателям "потребляемая мощность не  ≥10 Вт", "масса не  ≥7,1 кг".

Инструкцией по заполнению заявки установлено: "Требование к значению показателя товара, установленного с использованием слова "не" и знака "≥" означает "не более и не равно" установленного значения".

Таким образом, по мнению Заявителя, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлено минимальное и максимальное значение показателя.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции требование к значению показателя товара, установленного с использованием слова "не" и знака "≥" означает "не более и не равно" установленного значения". При этом, требование к значению показателя товара, установленного с использованием слова "не" и знака "≤" означает "не менее и не равно" установленного значения". Следовательно, Заказчиком в полном объеме соблюдено требование части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Ввиду того, что Заявителем не представлены документы и (или) информация, опровергающие доводы Заказчика, и  (или) подтверждающие, что установленные требования привели или могли привести к ограничению количества участников закупки, рассматриваемые доводы жалобы признаются Комиссией Карельского УФАС России недоказанными.

 

9. В пункте 60 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчик установил в качестве показателя к товару "Трубы стальные электросварные прямошовные ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80" - "Концы трубы должны быть обрезаны под прямым углом и зачищены от заусенцев". Одновременно Заказчиком установлено требование к заусенцам - должны быть снятые или не снятые.

По мнению Заявителя, Приложением № 5 содержит противоречивые требования к наличию либо отсутствию в товаре заусенцев, что препятствует надлежащему заполнению первой части заявки участниками закупки.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в первом показателе речь идет о концах труб, которые в обязательном порядке должны быть зачищены от заусенцев. Второй показатель касается в целом трубы (за исключением концов), в которых допускается как наличие так и отсутствие заусенцев.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Ввиду того, что Заявителем не представлены документы и (или) информация, опровергающие доводы Заказчика, и  (или) подтверждающие, что установленные требования привели или могли привести к ограничению количества участников закупки, рассматриваемые доводы жалобы признаются Комиссией Карельского УФАС России недоказанными.

 

10-11. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Заказчиком в Приложении № 5 документации об аукционе указаны требования, в том числе, к таким товарам как "Горячекатанная арматурная сталь тип 2, тип 4", "Поковки".

Анализ показателей проводился на примере товара "Горячекатанная арматурная сталь тип 4".

В качестве показателей используются такие характеристики как "высота продольного ребра", "диаметр", "площадь поперечного сечения стержня", "ширина продольного ребра", "толщина периодического профиля".

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что указанные выше показатели непосредственно зависят от того, какой номер профиля товара будет указан участником. При этом, ГОСТ и проектно - сметной документацией предусмотрена возможность использования как 8, так и 10 номера профиля товара.

Следовательно, товар со значением каждой из цифр, указанных в требованиях к конкретным показателям товара, будет соответствовать требованиям ГОСТ 5781-82 и проектно - сметной документации.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 “Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке”, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

На вопрос Комиссии Карельского УФАС России о том, каким образом вышеуказанные значения могут быть установлены участником на этапе подачи заявки представитель Заказчика пояснил, что для этого ему необходимо указать конкретные значения, указанные в ГОСТ для выбранного номера профиля.

Вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России полагает, что в данном случае указание номера профиля (8 или 10) будет являться достаточной информацией для Заказчика о соответствии товара остальным, сопряженным с основным значением, характеристикам. В частности, товар с номером профиля 8, выпускающийся по ГОСТу, не может обладать характеристиками товара с номером профиля 10.

Представитель Заказчика не представил документы, подтверждающие потребность Заказчика в подробном описании требований, изложенных в ГОСТ.

При этом, Комиссия Карельского УФАС России обратила внимание, что формулировки, используемые при описании Инструкции, могут ввести участников закупки в заблуждение относительно объема информации, подлежащего указанию в составе первой части заявки. Содержание Инструкции завуалировано многословностью и громоздкими конструкциями, при которых затруднительно сделать вывод о действиях участников при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.

В частности, такие формулировки Заказчика как "1,0 или 0,75",  "0,503 - 0,785", 11,3 ; 9,0" фактически означают одно и то же - необходимость указания одного значения из двух предложенных.

Установить причины, по которым Заказчик для описания одного действия использует три различных значения, на заседании Комиссии Карельского УФАС России не удалось.

Таким образом, установленные Заказчиком избыточные требования о дублировании положений ГОСТ с учетом множественности условных обозначений Инструкции могут ограничить возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.

На основании изложенного, доводы Заявителя об установлении в составе Приложения № 5 документации об аукционе избыточных требований к товару, используемому при выполнении работ, признаются обоснованными.

 

12. В позиции 51 Приложения № 5 документации об аукционе Заказчиком установлено требование к товару "Битумы нефтяные строительные изоляционные ГОСТ 9812-74", в том числе, к показателю "Глубина проникновения иглы при 25 оС".

По мнению Заявителя, данное требование является избыточным, поскольку становится известным участнику только после испытания определенной партии товара.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Инструкцией в рассматриваемом случае показатель является неизменяемым и указан в диапазонном значении, полностью соответствующем требованию ГОСТ 9812-74.

Таким образом, участнику необходимо продублировать значение, которое указано в Приложении № 5, не изменяя его.

На основании изложенного, учитывая, что Заказчиком не установлено требование об указании конкретного значения данного показателя, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.

 

13. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Закон о контрактной системе не регламентирует порядок действий Заказчика при составлении Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе либо требования к содержанию такой Инструкции.

Таким образом, довод заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при описании Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе признается Комиссией Карельского УФАС России необоснованным.

Вместе с тем, как указывалось ранее, формулировки, используемые Заказчиком при описании Инструкции, могут ввести участников закупки в заблуждение относительно объема информации, подлежащего указанию в составе первой части заявки. Содержание Инструкции завуалировано многословностью и громоздкими конструкциями, при которых затруднительно сделать вывод о действиях участников при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.

Таким образом, во избежание неоднозначного толкования Инструкции участниками закупки и, как следствие, ограничения количества участников, Комиссия Карельского УФАС России обращает внимание Заказчика на необходимость корректировки формулировок, используемых при описании Инструкции по заполнению первой части заявки.

 

14. Объектом закупки является ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 5.2.53.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденная Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 N 28505).

В силу подпункта 3 пункта 3 указанной Классификации работ, при капитальном ремонте искусственных дорожных сооружений проводятся, в том числе, следующие работы:

 

            а) замена балок (более 25%) в пролетных строениях;
            д) замена пролетных строений и отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;

ж) замена опор при сохранении существующей продольной схемы моста с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;

з) замена ограждений, перил и тротуаров;
 

Приложением № 2 к документации об аукционе определены, в том числе, следующие виды работы, подлежащие выполнению на Объекте:

 

1

Разборка деревянных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу из брусьев

м3

51,1

2

Разборка деревянных ряжевых опор из бревен

м3

81,5

3

Разборка связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов

т

0,7

4

Погрузка при автомобильных перевозках мусора строительного

т груза

158,8

5

Перевозка грузов I класса класса

т груза

136,8

6

Перевозка грузов I класса класса на расстояние до 1 км для дальнейшего использования

т груза

22

1

Устройство пролетного строения

т

64

2

Установка опорных частей РОЧ СПС 20х30х3,3

шт

60

3

Установка кранами пролетных строений мостов

т

1,32

4

Очистка поверхности щетками

м2

937

5

Обеспыливание поверхности

м2

937

6

Огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой ХС-068

м2

937

7

Окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью ХВ-124

м2

937

8

Устройство деревянных пролетных строений мостов из брусьев

м3

116,7

9

Антисептическая обработка деревянных конструкций составом при помощи аппарата аэрозольно-капельного распыления

м2

102

10

Установка деревянных перил на мостах и путепроводах без укладки дополнительных поперечин

м

86

11

Перевозка длинномерных грузов

т

170,763

 

Таким образом, как минимум часть работ, подлежащих выполнению на Объекте, относятся к капитальному ремонту искусственного дорожного сооружения.

Наличие в составе проекта работ по капитальному ремонту (либо строительству) косвенно подтверждает и начальная (максимальная) цена контракта (свыше 37 млн. руб.).

Представитель Заказчика настаивал на том, что работы, подлежащие выполнению на Объекте, относятся к текущему ремонту. При этом, доказательств или дополнительных пояснений, опровергающих отнесение вышеуказанных видов работ к работам по капитальному ремонту и (или) строительству, на заседании Комиссии Карельского УФАС России не представлено.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пункту 10.1 части 1 статьи 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с проектом, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ремонтируемый объект является линейным.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Таким образом, линейные объекты являются одним из видов объектов капитального строительства. Данный факт был также подтвержден представителем Заказчика на заседании Комиссии Карельского УФАС России.

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Проанализировав положения проектно – сметной документации, Ведомости объемов и стоимости работ, Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, учитывая, что в результате выполненных работ изменяются габариты мостового сооружения, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что работы, подлежащие выполнению на Объекте, оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан был установить единое требование об обязательном членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

 

11. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Во исполнение указанной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление № 99 от 04.02.2015.

Пунктом 2 Приложения № 2 Постановления Правительства № 99 установлено, что в случае, если предметом контракта является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, то Заказчик обязан установить к участникам закупки дополнительное требование - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом, для применения указанного постановления необходимо и достаточно соблюдение следующих условий:

- закупка проводится на выполнение работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;

- НМЦК превышает 10 млн. руб.

Исключения ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением № 99 не предусмотрено.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что рассматриваемая закупка проводится по коду 42.11.20.000 ОКПД2 и НМЦК составляет 37 311 732,35 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Вместе с тем, в нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе Заказчик не установил дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99.

На основании изложенного, довод Заявителя в части необходимости установления в составе документации дополнительных требований признается Комиссией Карельского УФАС России обоснованным.

 

С учетом изложенного, в действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Ввиду того, что устранение выявленных нарушений в рамках текущей закупки невозможно, Комиссия Карельского УФАС России выдает Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032).

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Доминант» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032) обоснованной в части.

2.       В действиях Заказчика установлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Постановления № 99.

3. Выдать Заказчику - КУ РК "Управтодор РК" предписание об аннулировании электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032).

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                          ____________ А.С.Зиновьева

 

Члены комиссии                                                              

дело № 04-18/110-2018

 

Заказчик:

КУ РК «Управтодор РК»

ул. Шотмана, д. 10а,

г. Петрозаводск, 185035

orgz@upravtodor-rk.ru

                

Заявитель:

 ООО «Доминант»

 ул. Зегеля, д. 23,

 г. Липецк, Липецкая область,

 398050

ooo.dominant@list.ru

8(4742) 345-245    

 

Адрес электронной площадки:

http://www.sberbank-ast.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/110/14ж-2018

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

 

18 мая 2018 г.                                                                                                           г. Петрозаводск

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

Зиновьева А.С. – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

Егорова Е.А. – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

Калоева М.В. - член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

на основании Решения № 04-18/110-2018 от 18 мая 2018 года по результатам рассмотрения жалобы ООО «Доминант» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении электронного аукциона на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Заказчику – казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» устранить нарушение требований Закона о контрактной системе, для чего необходимо:

 - аннулировать электронный аукцион на ремонт участка автомобильной дороги Беломорск-Сумпосад-Колежма, в части устройства временного моста взамен аварийного деревянного моста через р. Вирма на км 35+100 (извещение № 0306200005118000032).

2.           Срок, в течение которого должно быть исполнено предписание – 5 рабочих дней с момента его получения.

3.           О выполнении настоящего Предписания сообщить до «30» мая 2018 г., представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

 

Заместитель председателя Комиссии              ____________ А.С.Зиновьева

 

Члены Комиссии                                                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны